Окраина черновиков

Александр Гаджиев Малаховка
Где-то на окраине музыки есть такое явление, называемое авторской песней.
Представители этого жанра, в основном, являются авторами-исполнителями
слабых черновиков, которые для них навсегда остаются окончательными
музыкально-поэтическими произведениями. Если бы серьезные композиторы,
например, эпохи возрождения или романтизма останавливались на этом этапе, всё, что
от них бы оставалось, это были бы выцветшие ноты, записанные чернилами на тонкой
бумаге и то, только для партии фортепиано в первоначальном варианте. И никто бы их не
играл.
Но для самих авторов песен это вершина их творчества, поэтому они счастливы. Их
произведения становились для них праздником души, когда они их писали, и остаются
предметом гордости на всю жизнь.
И есть в этом празднике жизни какая-то неотъемлемая обреченность, схопнувшегося
вокруг примитивных музыкальных форм и содержаний сознания, поставившего точку.
Точку в своем развитии всегда ставим мы сами, только мы, никто другой, говоря себе
"мне хватит".
Возможно, что среди этих бесчисленных черновиков есть и такие, которые могли
бы стать настоящими музыкальными произведениями. Но для этого надо, чтобы
серьёзный композитор зачем-то выбрался побродить по этой окраине и, бродил-бродил,
и вдруг наткнулся на что-то стоящее, что можно взять в работу. Так бывает. Но редко. В
основном этот мир заполнен черновиками, которые почти никому не нужны.
Волей судьбы, то есть по собственной воле, я давно поселился на этой окраине.
И моим миром стал мир бесчисленных черновиков, которые я и сам пишу, которыми сам
восхищаюсь, на создание которых не жалею сил, и отдаю им добрую половину жизни.
Всё это рассуждение, вероятно, полностью ошибочно. Ошибочно сравнивать песни с
музыкой - ведь это два разных направления. Какого бы жанра ни была песня, вокальная
партия в ней является главной.
Как в некоторых оркестровых произведениях бывает явно солирующий музыкальный
инструмент, так в песне всегда солирующим инструментом является голос певца.
А в авторской песне вообще главным является текст. И всей мощи музыкальных
возможностей ей и не нужно! Достаточно окраинных слабых сил. И всё здесь на своих
местах!
Однако у меня возникает вот какой вопрос: иногда появляется такой текст, в котором
сразу видно уместность многих инструментов и хорошей музыки. Как автор, или
композитор решает, что в этой песне достаточно одной гитары, а в этой надо добавить
флейту и скрипку, а в этой вполне не лишним будет целый оркестр?
Больше того: я не могу ответить, как я сам это чувствую, а я это чувствую(!), и как будто
сразу знаю: вот здесь оркестр будет хорошо, а здесь он совершенно лишний.
Причем какого-то явного соответствия между качеством музыки и текста не
прослеживается: если все согласны, что к этому тексту явно подойдет мощная
оркестровка, то это вовсе не обязательно означает, что этот текст лучше, чем тот,
которому достаточно одной гитары, и наоборот.
То есть вопрос поднять я поднял, а решения, ответа не вижу. И думаю, что это из области
нерешаемого "Как?".
Ответ, что, мол, просто "на чувстве, на интуиции" - это не решение.

А, может быть, этот поднятый вопрос - вовсе не вопрос, требующий ответа, а описание
картины мира: "Вот так оно устроено, и всё. Никаких ответов здесь не требуется."
И, может быть, таковы многие вопросы, которые только выглядят, как вопросы, а на
самом деле являются просто описаниями фрагментов мироздания?
P.S.
И вот что я ещё заметил. Сказать наоборот: "Где-то на окраине поэзии появляется
музыка" - не выходит. Что такое "окраина поэзии"? Плохие стихи? Но там точно
музыки не появится. Их не захочется петь. Значит, в обратную сторону это не работает.