Хендрик Гольциус... Великие имена

Алексей Гончаров2
Гермес представляет Пандору царю Эпиметею. 1611.


Что для неё любовь - забава,
Неразделенная- отрава.
Прекрасна тела нагота,
Есть у любви своя цена!


Маньеризм (manierismo) — художественный стиль, пришедший на смену угасающему Возрождению и предшествовавший эпохе Барокко. Его отличают вычурность живописной манеры и броскость, с одной стороны, рафинированность и утончённость — с другой. При этом, для полотен зачастую характерны изломанность, напряжённость, болезненность линий и форм.

Само название происходит от итальянского слова maniera — «манера». Стиль получил неоднозначные оценки: от резко негативных до признания значительной роли в развитии искусства.
Стиль зародился в Италии в первой половине XVI века и был актуален практически столетие. В этой манере писали многие живописцы и первой трети XVII века.

Маньеризм был промежуточным, пограничным стилем. Он возник параллельно с поздним ренессансом — и развивался на фоне его угасания. А уход со сцены самого маньеризма совпал с торжественным шествием по Европе набирающей силу барочной эстетики.

Как и караваджизм, маньеризм стал отражением того сложного, драматичного, тревожного барочного мировоззрения, которое пришло на смену идеалам Ренессанса. Европу в XVI веке настиг глубокий общественный кризис, отразившийся в крушении былых идеалов и повлёкший за собой кризис мировоззрения. Пропала уверенность в завтрашнем дне. Мир перестал казаться гармоничным и рациональным, как в эпоху Возрождения. Он представлялся уже непредсказуемым, опасным, грозящим испытаниями и трагедиями. Ряд исследователей считают, что маньеризм зародился после разграбления Рима в 1527 году, то есть стал непосредственным ответом на национальную драму.

Но, если караваджисты передавали трагизм эпохи с помощью реализма и резких контрастов, то маньеристы пошли совершенно противоположным путём — они стали искать выход в изяществе и утончённости, противопоставлявшихся болезненной действительности.

В отличие от зрелого барокко, маньеризму не хватало глубины и целостности. Многие искусствоведы, особенно советской школы, называли стиль упадочным, подразумевая отказ от возрожденческих идеалов. Но это был не просто отказ от ренессансных традиций, а период поиска новых смыслов. Ответом на эти поиски и стало создание барочной эстетики.

Признаки маньеризма прослеживаются уже у Микеланджело и Рафаэля, Тициана и Тинторетто. Но в чистом виде он отразился в полотнах: Пармиджанино, Джорджо Вазари , Аньоло Бронзино, одной из первых знаменитых художниц — Артемизии Джентилески, Хендрика Гольциуса.

Хендрик Гольциус (нидерл.Hendrick Goltzius, январь или февраль 1558, Брюгген, Северный Рейн-Вестфалия, или Лимбург — 1 января1617, Харлем) — выдающийся художник нидерландского маньеризма, живописец, рисовальщик и гравёр, мастер резцовой гравюры на меди, один из основателей харлемской Академии художеств.

Гольциус родился в Голландии, недалеко от Венло, в маленькой деревне Миллебрехт (Брахт), ныне муниципалитет Брюгген, земля Северный Рейн-Вестфалия, в семье немецкого происхождения. Его настоящая фамилия Гольц (Goltz), в дальнейшем, следуя моде, он прибавил к ней латинское окончание. Его семья переехала в Дуйсбург, близ Дюссельдорфа, когда будущему художнику было 3 года. Ребёнком Хендрик упал на горящие угли и изуродовал себе правую руку. Впоследствии художник сделал несколько графических этюдов своей покалеченной руки.

Лучший друг Хендрика Гольциуса, Карел ван Мандер, изрядно постарался чтоб прославить художника, потому что Карел персонаж тоже совершенно легендарный - в 1604 году он написал "Книгу об искусстве" в шести частях, по сей день входящую в перечень важнейших нидерландских книг и в томе, посвящённом биографиям своих земляков, ван Мадер особое внимание уделил Гольциусу.
Автор описывал мастера как полного и веселого человека, с которым в детстве приключались разнообразные несчастья из-за его непоседливости, но при этом необыкновенно одаренного - даже детские рисунки его, якобы, были хороши, а рисование было настоящей страстью.

Посмотрите как поэтично ван Мандер пишет о товарище: “Если великодушная и всесозидающая природа избирает какого-либо юношу и всецело предназначает его для живописи, то она неустанно заботится о том, чтобы зароненное ею в его сердце зерно не оставалось сокрытым, а вполне свободно и скоро всходило и открыто росло и созревало”.
И еще: “Но так как природа не хотела дальше скрывать цели, для какой она его предназначала, и как говорят про кошек, что они не могут удержаться, чтобы не ловить мышей, то вскоре же стало видно, куда была направлена его склонность, а именно к рисованию, ибо, вместо того чтобы писать буквы, он по большей части рисовал человечков.”

Первые познания в рисунке и живописи на стекле мальчик приобрел у отца, мастера-витражиста, позднее — у Ламберта Ломбарда. В 1575 году отец определил Хендрика в ученики к философу, теологу и художнику-гравёру Дирку Волькертсену Коорнгерту, работавшему в Ксантене (Рейнская область), чтобы сын научился гравировальному мастерству. Коорнгерт вернулся в свой бывший дом в Харлеме в Голландии в начале 1577 года, в том же году за ним последовал Гольциус. В течение следующих нескольких лет Гольциус гравировал по рисункам и картинам других художников для Коорнгерта и антверпенских издателей вместе с гравёром Филиппом Галле, также учеником Коорнгерта.

В 1579 году, в возрасте 21 года, Хендрик женился на богатой вдове, намного старше его. Этот «неравный брак» дал художнику экономическую самостоятельность. Он стал достаточно богат, чтобы купить дом и открыть собственную гравировальную мастерскую, а через два года нанял двух учеников. Гольциус, по-видимому, сам начал издавать гравюры в 1580 году.Примерно в 1584 году Гольциус встретил художника (и его будущего биографа) Карела ван Мандера, беженца из Фландрии. Ван Мандер работал в Италии и Австрии и был знаком с многими художниками и направлениями в искусстве. Он познакомил Гольциуса с рисунками фламандского художника Бартоломеуса Спрангера (Шпрангера), с 1580 года работавшего в Праге для императора Священной Римской империи Рудольфа II. Работы этого художника оказали значительное влияние на творчество Гольциуса. В 1587 году (в некоторых источниках называется 1583 или 1600 год) Гольциус вместе с Корнелисом Харлемским и Карелом ван Мандером основал в Харлеме Академию художеств, или, как её позднее стали называть, Харлемскую академию маньеристов.

С конца 1580-х годов Гольциус страдал от депрессии и чахотки. Его семейная жизнь не удалась и в 1590 году он сбежал от жены и, несмотря на свои болезни, отправился в Италию. Через Гамбург и Мюнхен он поехал в Венецию, Болонью и Флоренцию. В январе 1591 года прибыл в Рим, где он пробыл восемь месяцев (кроме краткого пребывания в Неаполе).
Часть путешествия он совершил пешком, выдавая себя за простолюдина, «отчасти для того, чтоб свободнее прислушиваться к суждениям о себе самом, отчасти из любви к мистификациям». В Риме он открыл для себя творчество Рафаэля, но особенно был впечатлён творениями Микеланджело Буонарроти и Джамболоньи. Он изучал искусство всех периодов: от классической скульптуры до мастеров эпохи Возрождения. Гольциус привез в Харлем большую коллекцию рисунков, которые использовал всю оставшуюся жизнь. Например, известны три его гравюры с изображениями классических статуй, в частности, Геркулеса Фарнезе.
Он вернулся в Харлем в августе 1591 года и проработал в этом городе до самой смерти. К 1616 году его здоровье ухудшилось, и 1 января следующего года он умер в возрасте 58 лет.

Более всего Хендрик Гольциус известен как виртуозный мастер резцовой гравюры на меди. Гравюры Гольциуса впечатляют высоким уровнем техники штриха, качеством моделировки объёмов и «чувством формы», воспринятым у итальянских художников. Однако в сравнении с техникой и формальным блеском заметна некоторая вторичность и выхолощенность содержания, свойственные многим художникам-маньеристам.
В год в печатной мастерской выпускали десятки гравюр на меди по рисункам Гольциуса, многие выгравированы им самим. Гольциус также начал создавать гравюры на дереве. Например, «Геракл, убивающий Какуса» (1588), выполненный в манере кьяроскуро.

Шедеврами графики признаны награвированные Гольциусом миниатюрные портреты современников, шесть гравюр из серии «Жизнь Девы Марии» (1593—1594), одна из которых выполнена в стиле Альбрехта Дюрера, другая в стиле Лукаса ван Лейдена и четыре в манерах других художников. Ван Мандер в «Книге о художниках» отмечал, что Гольциус стремился подготовить как можно больше гравюр к продаже на Франкфуртской книжной ярмарке весной 1594 года. К концу XVI века он создал около трехсот десяти гравюр по собственным рисункам и еще семьдесят по оригиналам других авторов. Гольциус также создал большое количество рисунков, задуманных как самостоятельные произведения искусства, в дополнение к работам, служащим основой для гравюр. Его рисунки, выполненные пером и чернилами, мелом или серебряным штифтом на пергаменте, бумаге или холсте, приобретали коллекционеры по всей Европе. Всего сохранилось около пятисот рисунков.

Гольциус довел до высочайшего уровня приём «выпуклой линии» (нидерл. zwellende lijn), при котором в зависимости от силы нажима на резец модулируют толщину штриха, выявляющего на оттиске объёмную форму. Он также был изобретателем техники «точка и ромб» (нидерл. stip en ruit), когда, в ромбовидное пространство, образуемое перекрещивающимися штрихами, наносят точки, усложняющие игру тона. Только один гравёр-издатель Хольштейн заказал Гольциусу 388 гравюр известных картин, от других печатников он получил заказ на гравирование еще 574 произведений. В 1600 году Гольциус возглавил Харлемскую Академию живописи, продолжая рисовать, перестал создавать гравюры и сосредоточился на живописи. Он передал издание гравюр своему пасынку Матаму. Гольциусу приписывают около пятидесяти сохранившихся картин.


        @