Интернациональная сказка

Книголюбка
Они появились весной в парке Интернационалистов*. Стая темных чаек на рассвете прилетела не ведомо откуда. Местные птицы с опаской глядели на пришельцев. Но те вели себя тихо, не вступая с аборигенами в контакт. Держась вместе, они плавно кружились над гладью пруда, выхватывая оттуда мелкую рыбешку. На ночь они улетали в соседний парк Героев-Пожарных, где ночевали на уединенном островке.

Так продолжалось месяца три. Потом чайки-хозяйки стали тревожиться о незваных гостях — явились неведомо откуда, ни с кем не общаются! Уж не засланные ли это инагенты, о которых так много говорили гуляющие в парке люди? Кто такие эти самые инагенты никто толком не знал, однако, на всякий случай надо быть осторожным с посторонними птицами.

За всем этим тщательно следила старейшина парковой стаи Аглая. Но тут и она не знала, что делать: обращаться в птичью полицию не хотелось, но и оставлять чужеземцев в родном парке было боязно... И решила она посоветоваться со всеми земляками. Ох, какое верное это было решение! Местные чайки время от времени собирались в открытом амфитеатре ранним утром и обсуждали текущие вопросы. На сей раз сход был особенно велик. Птицы разных возрастов слетелись сюда, когда солнце едва показалось из-за горизонта. До появления Ангелины птичий гомон не умолкал — все старались высказаться перед соседями о прилетевших пришельцах.

Но стоило появиться Аглае, как все затихли.

Откашлявшись, старейшина начала:
- Я думаю, вы все знаете, зачем мы здесь. У нас появились непонятные соседи — никто не знает, откуда они и зачем... Обращаться в полицию не хочется — эти черные вороны налетят и, не разбираясь, утащат их в свои норы, где, как известно, страшно и темно. Меж тем, мы не видели от прилетевших пока ничего плохого. Давайте сначала сами разберемся. Какие будут предложения?

Первым поднял крыло весельчак и балагур Васька, известный своими сердечными похождениями:

- А что тут думать?! Надо провести дискотеку!

- Ты что! - зашикали на него солидные чайки. - У тебя лишь танцульки на уме, негодник! Тут дело серьезное, а ты...

- Да, ладно вам, - пытался объясниться Васька со старшими. - Вспомните, как вы сами в далекой юности знакомились?

На минуту замолчав, юнец торжествующе продолжил:
- Правильно на танцах! В наше время, наполненное гаджетами, это все позабыли. И зря! Конечно, заглянув в сети, можно многое узнать... Но ведь у нас другой случай — мы не знаем совершенно ничего о прилетевших. А, значит, надо танцевать! На дискотеке птицы, как впрочем, и люди, могут раскрыться. Только надо для этого постараться — создать теплую атмосферу, чтобы всем было легко и весело!

- А ведь правильно говорит, шельмец, - молвила самая возрастная чайка Капитолина. - Давайте попробуем. Хуже не будет. Помните, как в старом, добром фильме «Золушка» один из царедворцев предложил танцевать, чтобы найти хозяйку потерявшейся туфельки?!

Одобрительный ропот прокатился между птицами.

Тут заговорила Аглая:
- Друзья, пора расходиться — солнышко уж высоко поднялось, скоро люди придут сюда. Давайте завтра на рассвете все приготовим здесь для ночной дискотеки.

И, обратившись к Ваське, продолжила:
- А ты, Василий, придумай еще, пожалуйста, как позвать молодежь из пришлой стаи. Сделать это надо как можно тактичнее. Я верю, что у тебя это получится.

- Получится, у него все получится, - усмехнулась, пролетая мимо, молодая чайка Глаша. - Он уже несколько вечеров прогуливается по дальнему берегу с залетной малолеткой

Вздрогнув, Василий поежился и покраснел. Но Ангелина сделала вид, что не услышала колкости.

Всю следующую ночь чайки готовили амфитеатр к дискотеке. День прошел в тревожном ожидании. А ровно в полночь здесь собралась пернатая молодежь. Чуть задержавшись, появился принаряженный Василий вместе с юной незнакомой юной чайкой. Вслед за ними робко потянулись ее подружки.

- Знакомьтесь! - громко произнес Василий. - Это — Оксана, она прилетела со своей стаей с берега далекого моря, где на излете зимы вдруг начали стрелять...

Тут чаечка застенчиво дернула его за крыло. И (о чудо!) бойкий Васька вдруг смущенно смолк...

Меж тем музыка сделала свое дело. Робкие подружки Оксаны словно оттаяли, начав танцевать какой-то незнакомый здесь танец. Их щечки раскраснелись, а крылья будто отряхнулись от темной краски, став почти белыми.

Наутро Ангелина пригласила Василия к себе в офисное гнездо и начала с ним серьезный разговор. Ей не терпелось узнать, смог ли он разведать что-нибудь о прилетевших. Шустрый красавкц не обманул ее ожиданий и рассказал все, что смог узнать от своей подруги Оксаны.

Оказалось, что птицы действительно прилетели оттуда, где внезапно стало очень страшно и опасно. Их стая решила отправиться именно в Питер, именно в парк Интернационалистов. О нем, этом парке, там, на родине прилетевших, ходили легенды. Говорили, что все живущие здесь, добры и внимательны. Но прилетев сюда, птицы решили, что напрасно сюда стремились — им показалось, что местные пернатые встретили их настороженно и даже враждебно.

Улететь же тотчас обратно стая не смогла — слишком много сил ушло на дорогу сюда. Птицы решили немного передохнуть и отправиться в родные края. Оттого-то вся стая и старалась держаться вдали...

- Бедные, бедные пташки, - вырвалось у Аглаи. - Им нужна именно наша помощь! Ведь мы — птицы славного парка, только у нас они смогут хоть ненадолго обрести покой и понимание. Надо что-то придумать, чтобы, не слишком докучая гостям своей заботой, попытаться создать для них уютную среду. Конечно, в чем-то они и сами виноваты — совершенно не шли на контакт с нами. Откуда же нам было знать, почему они прилетели сюда. Но, учитывая то, что они перенесли на далекой родине... Словом, нужно помочь бедняжкам!

На минуту замолчав, она обратилась к Васе:
- Ну, а ты что обо всем этом думаешь?

Васька внутренне напрягся — впервые старейшина обратилась к нему как к равному, а не как к легкомысленному подростку. Взмахнув крыльями, он нерешительно предложил:

- Может, устроим субботник?

Аглая вопросительно взглянула на Василия, который поспешно пояснил:

- Субботником у людей называется труд, который не оплачивается. Как правило, люди в этот день наводят чистоту на работе, после чего бывает дружеское застолье... Вот я и подумал, что надо бы пруд парковый почистить. Лето нынче стоит жаркое, и потому пруд затянулся тиной. Давайте, пригласим чаек помочь нам очистить пруд. В конце концов мы все плаваем и кормимся в нем! Да, кстати, субботник не обязательно проводить в субботу.

Аглая завороженно слушала того, кого до сегодняшнего дня считала легкомысленным и недалеким пареньком. Наконец, она задумчиво произнесла:

- А ведь ты прав! Вот что значит быть молодым!  У вас мозги по-другому работают, более прогрессивно, что ли... Я раньше гордилась своим знанием, опытом, поучала молодых чаек. А сейчас я вдруг встала перед непонятной для меня задачей, и совсем не понимаю, как надо вести себя с чужестранными чайками — гнать ли их отсюда, или налаживать с ними контакты... Но вот я поговорила с тобой, молодым, почти птенцом. И ты вдруг даешь мне такие дельные, на мой взгляд, советы...
Я в полной растерянности. Пожалуй, я приглашу тебя к себе в помощники...

Тут она на мгновение замолкла, увидев недоумение и страх в глазах Василия. Затем продолжила, стараясь успокоить его:

- Да не волнуйся ты так! Я просто приглашаю тебя поработать немножко со мной. Я думаю, тебе будет интересно. Ну, коли не понравится — уйдешь. Силой не стану удерживать. Но мне и правда очень хотелось бы поработать с тобой. Ведь я до сегодняшнего дня смотрела на тебя и твоих ровесников, как на птенцов, которых надо всему учить... А ведь вы выросли незаметно и скоро займете наше место. Поэтому нам надо объединиться — наш опыт плюс ваша смелость, даже можно сказать, бесшабашность...

Васька ошарашенно смотрел на старейшину, которую с детства побаивался. 

Аглая, спохватившись, чуть смущенно сказала:

- Ну, мне пора! Василий, жду тебя завтра в нашем офисе часам к 10.

Васька согласно кивнул. А, когда старейшина удалилась, он призадумался. С одной стороны, ему не хотелось обременять себя чем-либо, но с другой интересно было заняться чем-то совершенно новым.

Промаявшись всю ночь, Василий решил заглянуть в офис  ради интереса. Не спеша он пришел туда к полудню. И сразу получил резкое замечание от Аглаи:

- Ты почему опаздываешь? Я же просила тебя придти к 10 часам! Ну, да ладно, на первый раз прощаю...

Васька хотел было сказать, что он ни кому не чего не обязан, но почему-то промолчал... А Аглая меж тем с ходу начала говорить ему о предстоящем субботнике. Сначала Василий слушал ее рассеяно, но постепенно увлекся. Он вдруг вообразил себя режиссером, вернее, помощником режиссера, пишущим сценарий спектакля, который подружит местных чаек с прилетевшими издалека.

Так незаметно промелькнул день. И к вечеру стало ясно, что чистить пруды нужно в ближайшую среду. Почему именно в среду? Да просто потому, что это середина недели — все, кто работает, уже втянулись, а на горизонте замаячили всегда желанные выходные. Разошлись уже поздно. Василий вызвался пригласить на субботник иногородних чаек. Все заулыбались — его роман с Оксаной уже не был тайной, а, значит, его уже знали в той стае.

И вот настала среда. Несметное количество птиц облепили берега пруда. Такого еще не было в парке Интернационалистов. Сначала стоял страшный гвалт, но потом все занялись делом. Кто-то старательно сгонял зелень пруда к берегу, где ее вычерпывали и закапывали тут же в песок. Кто-то старательно сносил к мусорным бачкам бумажки с бутылками, что валялись на берегу. К вечеру пруд был свободен от зеленой ряски. Молодые пары плавно скользили по темной глади, выделывая замысловатые па. Это зрелище завораживало редких прохожих, которые стремились запечатлеть на видео.

Вечером берега пруда превратились в площадь гуляний. Причем, тут уже можно было встретить не только чаек — сюда слетелись голуби, вороны и воробьи с ближайших улиц и парков. Веселье шло полным ходом. Завязывались знакомства: шутки и смех раздавались со всех сторон.

Казалось, одна Аглая старалась «быть при исполнении». Сначала она пыталась всех как-то организовать, для чего искала Василия. Один раз он мелькнул где-то со своей Оксаной, но тут же бесследно исчез. Тут Аглая махнула на все крылом и подсела к компании взрослых птиц, где были и голуби, и вороны, и чайки, и какие-то совершенно неизвестные ей пернатые. И так ей стало хорошо поговорить здесь обо всем — о птенцах, о заготовках на зиму и, главное, о мире. Срывающимся голосом она прошептала:

- Хорошо-то как! Болтать просто так с незнакомыми птицами, обсуждать с ними обычные дела, планировать приятные путешествия, просто мечтать. И еще хорошо жить там, где хочется, чтобы никто не выгонял тебя оттуда так, как, к примеру, наших чаек-путешественниц...
Вот здОрово, если бы так было бы всегда люди, птицы и звери понимали друг друга!

Ночью Аглае не спалось. С утра пораньше она полетела в офис и по дороге встретила Василия, который еще только возвращался домой. Не долго думая Аглая окликнула его:

- Доброе утро, Вася. Долго же ты гулял нынче! Конечно, дело молодое... А на меня вот бессонница сегодня напала! Вчерашние впечатления мне покоя не давали. Все-таки чудесно все получилось — прибрались в парке, познакомились с приятными птицами. Это было замечательно. Только почему все осталось во вчерашнем дне?! Почему сегодня в мире царит вражда и непонимание?

Василий, только что проводивший Оксану домой, был не готов к серьезной дискуссии. Но ведь надо было что-то ответить. Хотя Аглая, как будто, и не ждала ответа — ее просто захватывали эмоции. Вдруг она словно очнулась, заметив какую-то отрешенность Василия:

- Ой, извини меня, пожалуйста!  Ты, наверное, очень устал — а я к тебе с философией...

Вася мгновенно внутренне собрался и вежливо ответил:
- Не беспокойтесь, Аглая! Все в порядке. Мне самому очень понравился субботник — поработали на славу, а после был чудесный вечер. Столько неожиданных знакомств!!! Конечно, очень хотелось, чтобы так было всегда. Но так не бывает, к сожалению! Посмотрите, Аглая, какие хмурые озабоченные люди приходят в наш парк. Кстати, погуляв у нас они чуть успокаиваются, многие начинают улыбаться... Значит, наш воздух и впрямь наполнен покоем и блаженством.
Знаете что, Аглая, а не провести ли нам еще один субботник — убрать тропинки, красиво подстричь деревья и кустарники?.. Я думаю, во второй раз здесь соберется еще больше птиц, чем было вчера. И это так здОрово! Ведь чем больше пернатых прилетит сюда, тем веселее будет! А это значит, что в нашем родном парке прибавится доброты и сердечности!

- Верно говоришь, Василий, ох, как верно! - подхватила Аглая. - Я еще подумала вот о чем. Дружеская атмосфера непременно окутает людей, гуляющих в парке, погасив их воинственность и непримиримость. Кто знает, может, они смогут поделиться доброй аурой с родными и друзьями! А те разнесут ее дальше по городу, затем по стране, а потом она шагнет через границы... Хорошо бы, если это случится. Тогда мир будет добрее и спокойнее!

- Ну, вы и фантазерка, Аглая, - обескураженно молвил Василий. - Хотя, как говорится, мечтать не вредно!

- Вот именно! - подтвердила Аглая. - Теперь, милый Вася, иди отдыхай. Извини, что задержала тебя. А завтра непременно прилетай в офисное гнездо — будем планировать новый субботник!
__________________________________
* Парк Интернационалистов находится во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга