Дом Верзилина в Пятигорске

Вадим Константинов 2
                Не слишком уж приметный
                Дом...

                Дано провиденьем
                Которому
                Стать местом действия
                Страстей...

                Шекспировских почти...

                Где ссора, разом
                Приведёт,
                И к поединку,
                Очень скорому...

                И будет Лермонтов
                Убит...

                Пройдя лишь часть
                Пути!..
                09.10.2022.



Пятигорский дом генерала Петра Семеновича Верзилина памятен произошедшей в нем ссорой, которая имела далеко идущие трагические последствия.

Многочисленные источники сообщают, что обстановка мемориальной гостиной воспроизведена очень точно. Ссылаются на сохранившийся рисунок Михая Зичи, рисовальщика и живописца венгерского происхождения, много работавшего в России.

Сообщают, ссылаются, но никто рисунок не воспроизводит. В качестве натуры для будущей драмы принимаем меблировку, которая состоит из стола, дивана, кресел, консолей и выполнена в непомпезном, облегченном ампире.

Участники ссоры и вовлеченные в нее лица:
поручик Лермонтов — снимает неподалеку домик у плац-майора Чилаева;
отставной майор Мартынов — приятель Лермонтова. Живет во флигеле дома Верзилиных;
Эмилия — старшая, приемная дочь генерала Верзилина. Не знает, кто ей нравится больше — Лермонтов или Мартынов.
Появившись в доме Верзилиных, Лермонтов оценил достоинства Эмилии и принялся за ней ухаживать. Мать Эмилии не против. Сама Эмилия поначалу благосклонна к Мишелю, но через некоторое время делает выбор в пользу другого, более красивого кавалера — Николая Мартынова. Роковую кокотку не смущает, что Мартынов ухаживает за ее младшей, сводной сестрой Надеждой.

Лермонтов начинает поддразнивать Эмилию, называя ее Верзилией, намекает на ее неразборчивость в амурных связях. Одну за другой пишет на Мартынова эпиграммы.

Н. П. Раевский вспоминает:

Николай Соломонович Мартынов... явился к нам истым денди a la circassienne [на черкесский манер]. Он брил по-черкесски голову и носил необъятной величины кинжал, из-за которого Михаил Юрьевич и прозвал его Poignard (Кинжал). Эта кличка, приставшая к Мартынову еще больше, чем другие лермонтовские прозвища, и была главной причиной их дуэли, наравне с другими маленькими делами, поведшими за собой большие последствия.

Лермонтов иронизирует над тем, как наряжается Мартынов, называя его то «le chevalier des monts sauvages» (рыцарем диких горцев), то «monsieur sauvage homme» (господином диким человеком).

В роковой вечер 13 июля 1841 года Мартынов, в черкеске и с длинным кинжалом, стоит рядом с роялем. Он общается с Надеждой Верзилиной. На рояле играет князь Трубецкой.

Лермонтов острит, называя Мартынова горцем с большим кинжалом (montagnard au grand poignard). При этом слово «poignard» произносит в самый неподходящий момент, вслед за последним аккордом Трубецкого, — и «кинжал» звучит на всю гостиную. Лермонтов добавляет по-французски: «Эмилия, берегитесь, сюда идет этот дикий горец».

— Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах, — приблизившись к Лермонтову, упрекает его Мартынов и удаляется.
— Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями, — не придает значения произошедшему Мишель.

Вечером Мартынов повторяет свой упрек. Лермонтов спрашивает: «Что ж, на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?» Мартынов отвечает решительно. Тут же назначают дату — 15 июля.

Нелепый, но в целом предсказуемый конец.
https://a-les-sandro.livejournal.com/77451.html