Из книги митрополита Калужского и Боровского Климента ( Капалина), 'ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, беседы о Боге, творении и человеке'.
+ Грех Адама принёс расслоение личности. +
" Бог хочет соделать нас из людей богами ( произвольно, однако ж , а не принудительно), - а мы время выставляем в предлог и отвергаем благодеяние. Не безумие ли это и не крайнее ли невежество.? Бог так сильно сего желает, что сошел на землю и воплотился именно для того только."
Преподобный Симеон Новый Богослов.
*******
Грехопадение не только разорвало тесную связь человека с Богом - оно нарушило гармонию человеческого естества. Природе первозданного Адама были присущи стройночть и соподчиненность частей ; духа(разума), души(сердца) и тела.
Разум, как высшая составляющая, был соединен с Творцом и действовал в соответствии с установленным Богом законом.
Душа, как средоточие чувств и движущая сила, вела Адама в том направлении, которое указывал разум. А ТЕЛО свободно следовало велениям разума и сердца.
Но, после того, как Адам отпал от Бога, и его разум лишился БЛАГОДАТИ Святого Духа , три составляюшие его природы утратили единство и согласованность. У отравленного грехом человека, РАЗУМ, СЕРДЦЕ и ТЕЛО стали действовать подобно героям известной басни И.А.Крылова ;
Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Такое расслоение личности каждый человек наблюдает в себе самом. Из-за него время от времени каждый из нас стоит перед мучительным выбором, когда разум говорит одно, сердце - другое, а тело - третье. И далеко не всегда мы склонны прислушиваться к голосу разума.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что из трех составных частей нашей природы мы должны прислушиваться к голосу РАЗУМА, поскольку он у человека менее повреждён грехом. Когда мы делаем нравственный ВЫБОР,, умом гораздо легче отличить хорошее от плохого, верное от ошибочного. Человеку легче научиться правильно понимать , чем правильно чувствовать.
Святые отцы, подвижники и аскеты советуют прислушиваться больше к РАЗУМУ ( ИМЕТЬ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ!), а не к чувственным пожеланиям сердца.! Ибо сердечные чувства легче попадают в зависимость от греха ( гордости, осуждения, сребролюбия чревоугодия, сладострастия , уныния и других) и порождают прихоти: подольше поспать, сьесть что-либо вкусное, комфортно жить, покупать дорогие вещи, играть или еще как-нибудь развлекаться. В духовной жизни голос страстного сердца, эмоций может увести ДАЛЕКО ОТ ПУТИ СПАСЕНИЯ.
О крайне печальном внутреннем разладе человека свидетельствует апостол Павел. Он отмечает, что в человеке одновременно происходит действие двух противоположных устремлений : ум находит удовольствие в Законе Божием, а в теле действует противоборствующий ему ЗАКОН ГРЕХОВНЫЙ ( см.Рим.7, 22-25).
...продолжение следует..