О медитациях и бифуркациях

Сергей Козицкий
Во многих духовных традициях, когда речь идет о духовной практике, то в большинстве случаев подразумевается какой-либо из типов медитации. Их существует великое множество, но одним яз наиболее распространенных является мантра медитация или, более узко, джапа медитация. (Из жертвоприношений Я - воспевание святых имен (джапа). БГ 10.25) При том, что в различных традициях формы мантра-медитации почти идентичны. Имеются четки, с количеством бусин около сотни, имеется молитвенная формула, которая должна повторяться вслух на каждой бусине. И время, посвящаемое мантра-медитации, составляет несколько часов в день, что обычно соответствует нескольким десяткам кругов на четках.

Так, традиционная индуистская практика (джапа) состоит в воспевании, например, всем известной Харе Кришна мантры (или какой либо другой) на четках из 108 бусин в течении как минимум 16-ти кругов. В суфийских орденах количество бусин на четках составляет 99 по числу известных имен Аллаха (а есть еще одно тайное, знание которого дает особое могущество). Молитва называется словом "зикр", и воспевается собственно первая часть символа веры: "Нет другого Бога, кроме Аллаха". В православном христианстве на шерстяных четках имеется 100 бусин, и воспевается: "Господи Исусе Христе, помилуй мя". Старцы для начала рекомендуют несколько часов в день. Кстати, особенности такой практики, которая называется "умным деланием" подробно изложены в книге одного неизвестного автора 19 века "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Поражает то, что детали этой духовной практики в точности совпадают с таковыми в индуизме. В буддизме также есть направление, именуемое амидаизмом, в котором воспевается на четках: "Поклонение будде Амиде" (намо амида бутсу). Известно, что такой практикой в течении нескольких лет занимался один из патриархов джена в Японии Иккю Содзюн.

В свое время на меня произвело впечатление то, что в ходе такой духовной практике происходит то, что можно обозначить, как фазовый переход или бифуркацию. Под бифуркацией будем понимать, как обычно, топологическую перестройку фазового пространства системы при изменении некоего параметра. В начале практики пытаешься сконцентрироваться на звуках мантры и силой возвращать блуждающий ум снова и снова к этим звукам. Можно привести аналогию стального шарика на донышке жестяной бутылки из под пива, причем донышко выгнуто вверх. Шарик постоянно соскальзывает вбок, но ты пытаешься всякий раз установить его точно на середину выпуклого вверх донышка. Но равновесие неустойчиво, и даже маленькое возмущение приводит к скатыванию... мысли убегают. Основной момент практики состоит в том, что когда усилием воли загоняешь ум на место, заставляешь его концентрироваться на звуке на протяжении, может быть, нескольких кругов (у меня было 7-8), донышко бутылки прощелкивает вниз, и из выпуклого становится вогнутым. Шарик ума сам по себе закатывается в ямку, и равновесие становится устойчивым. Незначительные возмущения извне уже не имеют существенного эффекта, мысли потихоньку затухают и мантра читается как-бы сама собой. В этом состоянии начинаешь испытывать интенсивное внутреннее блаженство, очень чистое по природе, к которому хочется вернуться снова и снова.

В индуизме все описанные стадии хорошо известны и описаны. Первоначальная стадия воспевания называется оскорбительной в том смысле, что ум постоянно отвлекается на другое. Стадия, следующая за бифуркацией называется очистительной. Со временем количество кругов, читаемых до бифуркации уменьшается и стремится к нулю. Тогда наступает другая стадия, которая собственно называется чистоым воспеванием и соответствует тому, что называется в йоге словом "самадхи". Оскорбительное воспевание, кстати, назвается "дхарана", а очистительное - "дхьяна", собственно медитация.

Можно использовать в этом контексте и вполне правдоподобные метафоры из теории динамических систем. Если ум изображается точкой в некоем фазовом пространстве, то обычное его состояние соответствует блужданию этой точки по множеству типа странного аттрактора. Описанная выше бифуркация соответствует изменению некоего управляющего параметра ума так, что странный аттрактор исчезает, а на его месте образуется устойчивый фокус. Получается переход на очистительную стадию. Когда все траектории стягиваются в точку, то наступает состояние самадхи, или чистая стадия. У Кастанеды нечто подобное называется остановкой внутреннего диалога, а в буддизме, возможно, успокоением дхарм. В этом состоянии происходит, обычно, множество всяких феноменов, сильно подрывающих материалистическое мировоззрение.