Владивосток, 1922

Димитрий Кузнецов
Глядит Всевидящее око,
Грустит Полярная звезда...
Прощайте!
Из Владивостока
Уходят русские суда.

Свет от последнего огарка,
Гори, гори, не затухай...
Эскадра адмирала Старка
Идёт в Корею и Шанхай.

Прощайте!
Пусть иные страны
Закроют нашей жизни том.
Судьба на волны океана
Легла Андреевским крестом.
 ______________
 * Портрет контр–адмирала Георгия Карловича Старка,
    художник Андрей Ромасюков (С–Петербург).

100 лет назад – 23 октября 1922 года командующий Белыми морскими силами, герой Русско-японской и Великой войн контр–адмирал Георгий Карлович Старк (1878 – 1950) увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10 000 беженцев. Всего из Владивостока ушли 25 кораблей, затем к ним присоединились корабли из Камчатки и Охотского моря и число вымпелов флотилии возросло до 30. Конечным пунктом для них стал китайский порт Шанхай.

Во время остановки русских кораблей в корейском порту Фузан адмирала Старка посетил военно-морской атташе СССР В.А.Белли, бывший его сослуживец, с предложением вернуть флотилию большевикам. Зная, что адмирал уже восемь лет не имел сведений о своей семье, Белли навестил её в Петрограде и передал Старку фотографию жены и сына. Он предложил адмиралу в обмен на передачу коммунистам русских кораблей амнистию от имени ВЦИК, но получил отказ.

5 декабря 1922 года флотилия прибыла в Шанхай, где высадила гражданских лиц, а затем на Филиппины. По прибытии в Манилу Георгий Карлович Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.

Финансовый и военно–политический отчёт по флотилии адмирал направил Великому князю Николаю Николаевичу, а затем переехал в Париж, где многие годы работал шофёром такси. В политической деятельности участия не принимал. Во время оккупации Парижа немцами (1940 – 1944) отказался сотрудничать с германскими властями. Председатель Всезарубежного объединения русских морских офицеров (1946 – 1949). Умер под Парижем. Похоронен на кладбище Сент–Женевьев–де–Буа.

Жена адмирала Елизавета Владимировна умерла в Петрограде в 1924 году, а через год его 15–летнему сыну Борису было позволено выехать за рубеж, и он присоединился к отцу в Париже. Позднее Борис Георгиевич Старк был рукоположен в священники, служил в Никольском храме при Русском доме в Сент–Женевьев–де–Буа. В 1952 году о. Борис Старк вернулся в Россию, долгое время, до смерти в 1996 году, он был настоятелем Фёдоровского кафедрального собора в Ярославле.