Русская живопись... Пимен Никитич Орлов

Алексей Гончаров2
Пимен Никитич Орлов- Октябрьский праздник в Риме.


История русской живописи XIX века – это история становления русского самосознания, поиск собственных истоков и своего "особого пути". Однако не только живопись, но и вся русская культура в XIX веке пережила небывалый подъём. Русская литература выходит на мировой уровень, развивается светская музыка, открывается первая в России консерватория, деятели культуры ездят в заграничные поездки и впитывают европейскую культуру.

В XVIII веке станковая картина только сформировалась, а русская живопись была представлена почти исключительно жанром портрета, в котором развивались возможности репрезентации статуса, а затем и личности человека. Уже к середине XIX века абсолютно все жанровые лакуны русского искусства были восполнены.

В XIX ВЕКЕ ПРОИЗОШЛА НАСТОЯЩАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, КОТОРАЯ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ, НЕ ИМЕЛА СТОЛЬ МОЩНОЙ И СТАРОЙ ТРАДИЦИИ.

Русская живопись начала XIX века отразила стремительное и уверенное становление и укрепление жанрового разнообразия. В первую очередь это связано с деятельностью Академии художеств, которая выпускает сильнейших мастеров, воспитанных в духе академического классицизма. Сложившаяся к XIX веку четкая система художественного образования, утверждение принципа иерархии жанров и практика пенсионерства для наиболее талантливых учеников позволили художникам учиться на лучших образцах европейской живописи и мощными темпами восполнять недостающие знания. Так выпускники пейзажного класса Академии художеств Сильвестр Щедрин и Иван Айвазовский устанавливают и развивают школу пейзажной живописи, которая быстро проходит путь от академической "застылости" до бурного движения и романтического понимания природы в пейзаже. Один из самых талантливых выпускников Академии Карл Брюллов умело сочетает академическую технику живописи и романтизм образов, пишет масштабные исторические полотна, наполненные драматизмом и экспрессией, и камерные жанровые сценки, наполненные тонкой эстетикой и красотой. Невероятно, но всего этого разнообразия в русской живописи не существовало еще полвека назад

В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА ИМЕННО ЖИВОПИСЬ СТАНЕТ ВЕДУЩИМ ВИДОМ ИСКУССТВА, РУПОРОМ ИДЕЙ НАРАВНЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ.

К середине XIX века в живописи зарождается тенденция, которую по аналогии с литературой можно охарактеризовать как критический реализм. Проявившаяся изначально в творчестве Павла Федотова, она найдет продолжение в живописи Василия Перова, Василия Пукирева, Николая Неврева, а затем станет явлением куда более серьезного масштаба. Камерные сатирические зарисовки порочного нрава и уклада жизни различных слоев общества перерастут в масштабные полотна с мощным обличительным пафосом, провозгласят главенство бытового жанра и реализма.

Русская живопись второй половины XIX века, а если более конкретно – начиная с 1860-х годов обретает совершенно новое лицо и новые имена. Бытовой жанр, несмотря на свою "низость" выходит на первый план, вступая в конфликт с устоявшейся академической традицией. Все началось с так называемого "Бунта четырнадцати" – весьма смелого жеста молодых воспитанников Академии художеств. В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, который проводился в честь 100-летия Академии художеств. Эта награда не просто отмечала мастерство и успехи художника, но также давала право отправиться в пенсионерскую поездку в Италию на несколько лет. Камнем преткновения стал в том числе отказ руководства Академии предоставить конкурсантам свободный выбор темы для работы. В этом же году участники бунта, лишенные мастерских и финансовой поддержки, по инициативе художника Ивана Крамского создали первую в России независимую художественную артель. Вместе они работали в общей мастерской, брали коммерческие заказы, обучали рисунку и живописи всех желающих. Несмотря на коммерческий успех артель распалась спустя восемь лет и многие ее члены примкнули к Товариществу передвижных художественных выставок.

Русская живопись в конце XIX века вновь претерпевает преобразования. На смену реализму приходит новая эстетика, в большей степени обращенная к стилизации, фольклору, сказочным и литературным сюжетам. Эта эстетика заметна в произведениях Виктора Васнецова с их сказочной декоративностью, в полотнах Михаила Нестерова с их духовным мистицизмом и в символистской живописи Михаила Врубеля. Конец XIX века характерен тем, что художники смещают фокус внимания с социальной стороны творчества на эстетическую и духовную. Они погружаются в изучение и поиск "русского стиля", корни которого им видятся в памятниках древности, деревянном зодчестве и прикладном народном искусстве. Эти образы реставрируются, восстанавливаются, преобразуются и обретают новую жизнь в искусстве на рубеже XIX и XX веков.

История русского искусства знает немало имен живописцев, вышедших из простого народа. Один из таких - гениальный русский портретист Пимен Никитич Орлов, выходец из крестьян, который благодаря упорству и самообразованию смог поступить в Императорскую Академию Художеств, стать лучшим учеником Карла Брюллова, прожить всю жизнь за границей и снискать мировую славу и себе и отечеству.


Орлов Пимен Никитич (1812, хутор Мало-Фощеватый, Воронежская губерния — 6 октября] 1865, Рим, Папская область) — русский художник.

Пимен Орлов родился на хуторе Мало-Хвощеватый Острогожского уезда Воронежской губернии в семье мельника. С раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к рисованию. Родители, однако, желали, чтобы сын продолжил семейное дело и не разделяли увлечение своего ребенка, к тому же из-за бедности крестьянская семья и не могла позволить сыну серьёзно учиться живописи.Однако юный Пимен твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному искусству. В подростковом возрасте он уходит из дома и поступает в ученики к странствующему маляру. Малярами в то время называли не только тех, кто красит дома, стены и заборы, но и художников-самоучек, не имевших никакого специального образования. Многие маляры ходили из селения в селение, предлагая свои услуги как по простой покраске полов, стен, заборов и т. п. так и по художественному оформлению вывесок, афиш, рекламных плакатов и т. п. Опытные маляры часто получали заказы по росписи сельских храмов, декоративной росписи стен комнат помещичьих усадеб и помещений в общественных зданиях. Писали они и картины по заказам провинциальных помещиков и других состоятельных людей.
Переходя вместе с маляром из селения в селение и принимая участие в исполнении заказов, Пимен постепенно осваивает азы живописи. Желая совершенствоваться в мастерстве, Орлов сменил несколько учителей, пока не стал получать собственных заказов на иконы в церквах и на портреты от окрестных помещиков. Случай однажды свел его с местным предводителем дворянства Гладким, который, ознакомившись с искусством Пимена Никитича, счел не бесполезным отправить его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834 году.
В течение следующих трех лет Пимен Орлов учится в Академии в портретном классе К. П. Брюллова. Выбор жанрового направления был не случаен. Карл Брюллов в середине XIX века считался ведущим российским портретистом, картины его высоко ценились, число желающих заказать у него портретное изображение было велико. Многие живописцы подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, в студенческие годы вынужден был зарабатывать на жизнь собственным творчеством и портреты в стиле Брюллова позволили Пимену Никитичу иметь достаточно средств к существованию. Из работ студенческой поры наиболее удачными являются портреты Олениной и полковника князя Голицына.
Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная медаль 2-й степени.
В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной медалью первой степени, полученной им за портреты с натуры князя Голицына, госпожи Тимофеевой и девицы Эссен и званием свободного художника.
В 1841 году при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, выполненным в традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода
Только в 1848 году Пимену Никитичу удалось прислать в Санкт-Петербург картину «Девушка, моющая белье», за которую ему, по ходатайству Академии, обратившей внимание императора Николая I на то, что Пимен Никитич хочет себя посвятить исторической живописи, была назначена на год пенсия в 300 руб.
В 1849 году всем пенсионерам, а в том числе и Орлову, было велено вернуться в Россию, однако Орлов сумел убедить правительство разрешить продолжить ему оставаться в Италии в связи с болезнью глаз и необходимостью окончить заказанные ему картины, уже начатые им.
Орлов останется в Италии ещё на 16 лет. За это время он напишет множество мастерски выполненных картин: «Октябрь месяц в Риме» (в двух редакциях: «Итальянское Утро» и «Сцена из римского карнавала»), «Девушка, прогуливающаяся по Porte d’Anzio», «Итальянка на балконе во время карнавала» (экспонировалась на выставке в Риме в мае 1856 года) «Обет Мадонне», «Возвращение с жнитвы» и «Ave Maria», портреты великой княгини Ольги Николаевны, госпожи Третьяковой и др. Большинство своих полотен Орлов выставлял в Риме и был довольно известен итальянской публике. Местные критики очень тепло отзывались о его работах. Часть своих картин художник отсылал в Россию и на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в 1857 году звание академика портретной живописи.
На Родину художник так и не вернулся — он умер от воспаления мозга в Риме 24 сентября (6 октября) 1865 года. Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесен в общую могилу у Аврелиевой стены; № 131; МК.

Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.
Большинство произведений Пимена Никитича осталось в Италии и находится в частных собраниях западноевропейских коллекционеров. Однако и в России они пользовались спросом — картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены императором Николаем I, картина «Итальянка на балконе во время карнавала» в марте 1857 года была куплена императором Александром II (экспонировалась на академической выставке 1857 года), «Раскаяние бандита» приобрел для своей коллекции собиратель Шулепников.В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и других.


        @