Имя на поэтической поверке. Александр Розенбаум

Лев Баскин
  Розенбаум Александр Яковлевич, в представлении читателям сайта «стихи ру» - не нуждается.

  Советский и российский певец, автор-исполнитель, поэт, музыкант, композитор, киноактёр, врач, народный артист России-2001 год.

  В 2011 году мне посчастливилось в городе Спасске-Дальнем, на Центральной почте, купить книгу Александра Розенбаума «Дорога длинною в жизнь», составленную из песен и стихотворений.

 Литературно-художественное издание было из серии: «Золотая серия поэзии», издательства ЭКСМО Москва,  335 стр., тираж 4000 экз.

В этой книге мне запомнилось стихотворение, звучащее, как кредо автора исполнителя Александра Розенбаума:
               
       ***

Мы часто слышим: «Сделай себя сам.
Шагай, как говорится, в ногу с веком.
Вставай, ложись, работай по часам.
Тогда ты точно станешь человеком».

И мой приятель бегает как волк,
Ведь волка, как известно, ноги кормят.
И из него, наверно, выйдет толк.
Толк – он всегда выходит из упорных.

Сотню строк по утрам и полсотни в ужин
А если в голове бедлам, то кому ты нужен?

  В книге было стихотворение Александра Яковлевича: «Бабий Яр»,  к которому он написал музыку, и исполнял песню, с передачей большого трагизма прошедшей трагедии,  своего еврейского народа:

       «Бабий Яр»

Слился с небом косогор,
И задумчивы каштаны.
Изумрудная растёт трава.
Да зелёный тот ковёр
Нынче кажется багряным,
И к нему клонится голова.

Молча здесь стоят люди,
Слышно, как шуршат платья.
Это Бабий Яр судеб.
Это кровь моих братьев.

До земли недалеко,
И рукой подать до неба.
В небо взмыл я и на землю сполз.
Вы простите, сёстры, то,
Что я рядом с вами не был,
Что в рыдания свой крик не вплёл.

Воздух напоён болью,
Солнце шириной в месяц.
Это Бабий Яр доли.
Это стон моих песен.

Ветры свежие летят
Запоздалым покаяньем,
Не услышать мёртвым истины.
И потому стоят
Люди в скорби и молчанье
Под каштановыми листьями.

Боже, ну куда деться!
Суд мой самому страшен.
Это Бабий Яр детства
Это плач сердец наших.

  Родился Александр Розенбаум 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Его родители Яков Шмарьевич Розенбаум и Софья Семёновна Миляева, были студентами-однокурсниками 1-го медицинского института.

 Диплом об окончании института, они получили в 1952-ом году и были направлены на работу в казахский городок Зыряновск, Восточно-Казахстанской области Казахстана. С 2019 года переименован в город Алтай.

 Это было настоящее захолустье, куда даже не ездили поезда.
  Это была своеобразная ссылка – в то время набирало обороты «дело врачей», государственный антисемитизм был в расцвете, с подачи вождя народов, и даже диплом с отличием, личный запрос с кафедры урологии и фронтовые заслуги отца, фронтовика-орденоносца, секретаря партийной организации курса, не помогли остаться и устроиться на работу в родном городе.

  Отец специализировался на урологии, вскоре возглавил городскую больницу, мать трудилась акушером-гинекологом.

  Семья прожила в Зыряновске 6-ть лет,  и за это время стала больше на одного человека – у Саши родился брат Володя.

  Потом они вернулись в родной Ленинград. Саша пошёл в школу, где усиленно обучался французскому языку. После основных занятий, он с удовольствием бегал учиться игре на скрипке и фортепиано в музыкальной школе.

  Ему очень нравилась музыка, поэтому он сам, без всякой помощи начал играть на гитаре.

  Ещё одним детским увлечением мальчика стал спорт. Занимался фигурным катанием, потом начал посещать боксёрскую секцию при команде «Трудовые резервы».

  После получения аттестата, Александр стал студентом Первого ленинградского медицинского института, как и его родители, в своё время.

  Он решил продолжить семейную традицию, и по окончанию ВУЗА получил специальность врача  –терапевта, трудовую биографию начал врачом скорой помощи.

  Самое любопытное, что становится врачом, Александр Розенбаум не собирался. Юношу тянуло к природе, к путешествиям, он мечтал стать зоологом или геологом и даже планировал поступать в горный институт.

 Но поскольку рос среди медиков, то, по словам певца, ноги сами принесли его в мединститут, продолжать дело семьи.
 Сдал два экзамена на пятёрки, один на четвёрку, и поступил!

  Первые два года, почувствовав вкус свободы, начал прогуливать занятия. Разгульная личная жизнь оказалась важнее учёбы – «лоботрясничал, загуливал, любовь-морковь крутил», так вспоминал то время, будущий бард, исполнитель своих песен.

  Всё это даром, конечно, не прошло, со второго курса студент был отчислен. Бывший студент пошёл работать санитаром в отделение урологии и трудился  на совесть, убирал палаты, подготавливал операционные, больных мыл-переносил, подавал утки.

  Отсанитарил год, поумнел и восстановился в институте. В 1974 году, сдав на отлично все экзамены, Александр Розенбаум получил диплом врача. Его специализация – анестезиология и реаниматология.

  Работая на «Скорой помощи», молодой врач поступил ещё на вечернее отделение джазового училища, которое открылось во Дворце культуры имени Кирова.

  Вскоре молодой человек стал дипломированным музыкантом-аранжировщиком, и впервые серьёзно задумался о жизненном пути.

  Он не знал, чего ему хочется больше – продолжать спасать людей или радовать их хорошей музыкой.

  После долгих раздумий он остановился на музыке. На скорой помощи Александр Розенбаум проработал почти 5-ть лет.

  Первые песни Александр Яковлевич начал писать, будучи студентом института. В основном это были зарисовки в стиле шансона на тему «Одесских рассказов»  Исаака Бабеля или медицинских историй.

  После окончания музыкального училища он выступал в маленьких музыкальных коллективах, которые были в ведомости Ленконцерта, как «Аргонавты», «ВИА», «Шестеро молодых».

  Также начинающий певец-бард исполнял свои композиции на подпольных концертах, записи которых распространялись в народе на кассетах и бобинах.

  На большую сцену в качестве сольного исполнителя Александр Розенбаум вышел в первой половине 80-х годов.

  Первый альбом «Домашний концерт» увидел свет в 1981-м. через год он представил на суд слушателей пластинку: «Памяти Аркадия Северного», которую создал вместе с «Братьями Жемчужными».

  Первые песни были проникнуты настроением старой Одессы. Исполнитель Александр Розенбаум создавал хит за хитом, в 1983 году вышла популярная композиция «Утиная охота», затем появился «Есаул молоденький».

  Однако, по- настоящему знаменитым певец стал в середине 80-х, когда поэт, сатирик и пародист Александр Иванов, пригласил Александра Розенбаума в популярную передачу «Вокруг смеха».

  Именно там впервые в эфире бард исполнил песню «Вальс-бостон», который мгновенно стал хитом и остаётся им до сих пор.

  В 1987 году, Александр Яковлевич отметился выпуском альбома «Нарисуйте мне дом». Следующий диск «Казачьи песни», был посвящён казачеству.

  Удивительно, что, работая в жанре авторской песни, которая в то время находилась в подполье, Александр Розенбаум достаточно быстро стал участником большинства главных эстрадных концертов – от «Шире круг» до «Песни года».

  Наибольшую славу принесла исполнителю поездка в Афганистан и ряд выступлений перед воинами-афганцами.

  В этот период композиции воровской тематики  практически исчезли из репертуара, сменившись темой войны и истории России.

  Также в сюжетах стихов барда присутствуют цыганская и казачья тема, философская лирика, психологическая драма, романсы.

  Военная тематика продолжала оставаться характерной для творчества Александра Яковлевича, о Великой Отечественной войне, в песнях: «Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…», «38 узлов», «Песня старого миноносца» и другие.

  После распада Советского Союза Александр Розенбаум продолжил свои выступления, но в его репертуаре всё чаще стали появляться песни, посвящённые еврейскому народу:

       «Песня еврейского портного»

Тихо, как в раю…
Звёзды над местечком высоки и ярки.
Я себе пою,
А я себе крою.
Опускайся, ночь.
Отдохните, дети, день был очень жарким.
За стежком стежок
Грошик стал тяжёл.

Ой, вэй!
Было время, были силы,
Да уже не то.
Годы волосы скосили,
Вытерли моё пальто.
Жил один еврей, так он сказал, что всё проходит.
Солнце тоже, вэй, садится
На закате дня.
Но оно ещё родится,
Жаль, что не в пример меня…
Кто же будет одевать их всех потом по моде?..

Девочка моя,
Завтра утром ты опять ко мне вернёшься,
Милая моя,
Фэйгелэ моя,
Грустноглазая,
Папа в ушко  майсу скажет, засмеёшься.
Люди разные,
И песни разные…

Ой вэй!
Будет день, и будет пища,
Жить не торопись.
Иногда богаче нищий,
Тот, кто, не успел скопить.
Тот, кого уже никто нигде
Ничем не держит.
Нитки, бархат да иголки –
Вот и все дела.
Да ещё Талмуд на полке –
Так бы жизнь да шла…
Только солнце вижу я всё реже,
Реже…

Тихо как в раю…
Звёзды над местечком высоки и ярки,
Я себе пою,
А я себе крою…

  Любопытным, получилось интервью барда с журналисткой Ксенией Собчак, в её авторском шоу «Осторожно: Собчак».

  На вопрос о том, как в его творчестве сочетаются еврейские мотивы и песни о казаках, Александр Розенбаум предположил, что, наверное, прожил уже несколько жизней. И в одной из них, явно был на коне.

  В 1996 году Александр Розенбаум впервые получил премию «Золотой граммофон». Награда принесла композиция «Ау».

  Александр Розенбаум в одиночку собирал стадионы и Дворцы спорта, что было большой редкостью для исполнителей такого жанра.

  Как признавался певец, у его популярности оказалась и не очень приятная сторона, когда после концерта певца зазывали в компанию и все хотели с ним выпить.

  Сначала ему было неудобно отказаться, а потом вошло в привычку. Какое-то время здоровье позволяло певцу после возлияний отправляться на концерт, в другой город, где всё повторялось по кругу: концерт-компания-выпивка.

  Наконец организм не выдержал такого ритма жизни и во время гастролей в Австралии, в Сиднее, прямо в гостиничном номере у Александра Розенбаума остановилось сердце.

  Клиническая смерть длилась семь минут. Певца спас приятель, который когда-то работал фельдшером. Он вызвал «неотложку» и сам оказал первую помощь.

  Остановившийся «мотор» Александра Розенбаума удалось завести – его спасли.

  «Придя в себя, понял одно: это – знак Господа, который таким образом сказал мне: «Прекращай!

  Я же хочу успеть, ещё что-то сделать на этой земле, сберечь свою семью, поднять на ноги дочку, дождаться внуков, песни новые написать, в конце концов… А значит, с питьём надо завязывать»,  - вспоминал певец.

  Ему это удалось сделать при поддержке жены и друзей. Он до сих пор благодарен Иосифу Кобзону, который придумал хитрый ход – предложил спор.

  Условие пари было  то, что Александр Яковлевич не будет брать в рот и капли спиртного в течение пяти лет. Поспорили на крупную сумму, и Александр Розенбаум выиграл спор – Иосиф Кобзон отдал проспоренные деньги.

  В 2002 году, он получил второй «Золотой граммофон» за композицию «Мы живы», а через год – первую премию «Шансон года», за композицию «Глухарь» и «Казачья».

  С этого момента, бард, за свои стихи к песне и музыку, получал такую премию ежегодно, за исключением 2008 года. Чаще всего номинировались и выигрывали сразу 2 его песни.

  Творческая биография Александра Яковлевича насчитывает десятки альбомов, некоторые выпущены в соавторстве с другими популярными музыкантами.

  У Александра Розенбаума есть ютьюб-канал, где выкладываются записи программ с участием Александра Яковлевича и клипы, например, видео на композицию «Вечерняя застольная», исполняющую вместе с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном.

  Кинематограф не мог обойти стороной столь колоритного исполнителя. Александр Яковлевич впервые появился на большом экране в музыкальной драме «Начни сначала»-1985 год.

  Нередко в фильмах использовали песни в исполнении Александра Розенбаума.

  Так, в документальном фильме «Боль и надежды Афганистана»-1986, в качестве звуковой дорожки прозвучала песня «В горах Афгана», а в драме «Друг»-1987,зрители услышали «Вальс-бостон», который стал всесоюзным шлягером.

  Ещё один хит, впервые прозвучавший с экрана, = «Монолог пилота «Чёрного тюльпана»» из ленты «Афганский излом»-1991 год.

  Фильм «Афганский излом» с Микеле Плачидо,-Италия, в главной роли. В картине можно увидеть и самого артиста – Александр Яковлевич сыграл самого себя, выступающего перед бойцами в армейском клубе.

  Александру Яковлевичу было важно хоть как-то поддерживать советских солдат и офицеров, которые каждый день смотрели смерти в глаза и не знали, вернуться ли домой живыми.

  Он и сам неоднократно попадал под обстрел и наравне со всеми  стойко переносил адскую жару и бытовые трудности.

  Результатом этих поездок стал целый цикл песен, посвящённых Афганистану, которые и сейчас заставляют сжиматься сердца и вызывают слёзы на глазах, у участников страшных событий.

  В фильмографии артиста есть и главные роли, он воплотил мафиози Джафара в фильме Всеволода Плоткина «Чтобы выжить»-1992 год.

  Картина, снятая после развала СССР, качественно отличается от большинства выпущенных в то время боевиков не только актёрской игрой, но и каскадёрскими трюками.

  В этой ленте впервые в российском кинематографе показано падение вертолёта. Фильм получил множество наград, среди которых приз Ассоциации каскадёров России за создание лучшей трюковой картины.

  Александр Яковлевич побывал и в других горячих точках – в 1986 году он приезжал поддерживать ликвидаторов Чернобыльской аварии, неоднократно посещал Чечню, в ходе обеих военных кампаний: 1986год -первая война и 1999 год – вторая война.

  Александр Розенбаум много выступал перед заключёнными и объездил огромное количество исправительных заведений, в самых разных уголках страны.

  Творчеству самого певца было посвящено несколько документальных фильмов и множество телепередач. Из одного из этих проектов поклонники Розенбаума узнали о том, что рост Александра Яковлевича 174 см., а вес 73 кг.

  Песня «Начальник из сыскной» зрителям известна по культовой криминальной ленте «Бригада-2002».

  В 2005-мв популярном  мелодраматическом сериале «Две судьбы», было исполнена композиция «Заходите к нам на огонёк…». Она попала в мир кино не в первый раз уже играла в комедии «Трам-тарарам или Бухты-барахты»-1993 года.

  В ноябре 2020-го артист побывал в гостях у Ивана Урганта на шоу «Вечерний Ургант» и исполнил современные хиты в своей авторской манере.

  В 2021 году вместе с Александром Новиковым, Сергеем Трофимовым и Любовью Успенской, Розенбаум вошёл в состав жюри 6-го созыва музыкальной телепрограммы «Три аккорда».

  В 2003-2007 годах артист являлся депутатом Госдумы РФ от «Единой России».

  В декабре 2015 года взгляды барда на события в Украине в 2013-2014 годах стали причиной включения Розенбаума в чёрный список российских артистов, как и его близкого друга и коллегу по цеху Иосифа Кобзона, они оба были включены в базу запрета въезда на Украину.

  Стоит отметить, что Кобзона и Розенбаума связывают не только общие политические взгляды – Иосиф Давыдович был одним из первых, кто рассмотрел в начинающем артисте, будущую легенду отечественной эстрады и проложил врачу «Скорой помощи» путь на большую сцену.

  Он же походатайствовал, чтобы Розенбаума пустили в Афганистан – в то время выезд в «капстрану» для человека, ни разу, не выезжавшего за границу, был практически невозможен.

  Артисты много раз пересекались на крупных сборных концертах, приуроченных к 9 Мая, 23 Февраля и другими важными государственным праздникам.

  Они неоднократно выступали в дуэте, одной из последних совместных работ стала песня «Вечерняя застольная», записанная с участием Григория Лепса.

  Александр Яковлевич немало сделал для родного города Санкт-Петербурга – уже много лет он возглавляет Благотворительный фонд развития исторического наследия Кронштадта, усилиями которого был восстановлен морской собор крепости, главный «морской» храм России.

  В мае 2022 года, Александр Розенбаум назвал российско-украинскую войну «тяжелейшей духовной травмой» и «колоссальной человеческой трагедией, а Украину частью своей Родины». Надо сказать, что отец артиста родом, из города Нежин, Черниговской губернии.

  На протяжении своей карьеры артист выступал с благотворительными концертами.

  Во время майских праздников в 2021 году, Розенбаум дал концерт на авиабазе Хмейним в Сирии для военнослужащих группировки Вооружённых сил РФ.

  По словам Александра Розенбаума, он планировал концерт в 2020 году, но из-за коронавируса выступление пришлось отменить.

  За плечами у Александра Розенбаума яркая жизнь. Состоящая, как из радостных, так и трагических моментов.

  Со своей первой женой он познакомился на первом курсе мединститута – это был незрелый студенческий брак, который продлился девять месяцев.

  Через год Александр Розенбаум в гостях у общих знакомых познакомился с Еленой Савшинской, своей будущей  второй супругой.

  Девушка тоже училась в том же институте, но на другом курсе. До этого они ни разу не пересекались, но встретившись, сразу поняли, что созданы друг для друга и больше не расставались. Супруга по образованию врач-рентгенолог.

  В 1975 году влюблённые поженились, а через год у них появилась дочь Аня.

Девочка родилась болезненной, с тяжёлой формой аллергии, вызывающей астматическое удушье. Родителям стоило немалого труда поставить её на ноги, и на рождение ещё одного ребёнка они больше не решились,

Хотя Александр Яковлевич всегда хотел иметь ещё сына.

  Аня выросла. Своего мужа она встретила 20-ть лет назад, когда отправилась за компанию с папой на гастроли в Израиль.

Пошла купаться в бассейн и познакомилась с Тиберио – профессиональным спортсменом пловцом, который работал там спасателем.

Хорошо, что Тиберио оказался отличным парнем. И человек порядочный, и муж замечательный, и, главное, опора своей семье, очень любит Аню и детей.

  В семье Анны родилось четверо сыновей. Первый внук: Дэвид-1999, в 2005 второй мальчик - Ники. А в 2014 году ещё двое – Даниэль и Энтони.

  Сейчас Александр Розенбаум четырежды дедушка –  чем очень гордится.

  Дочь Анна не пошла по стопам родителей – она филолог и профессиональный переводчик, вместе с мужем и детьми живёт в Санкт-Петербурге и является совладелицей, вместе с  мужем, сети пивных «Толстый Фраер», семейного бизнеса Чаки - Розенбаумов.

  Александр Яковлевич Розенбаум не оставляет творчество, продолжает создавать новые хиты и радовать поклонников.

Перед своим юбилеем артист выпустил альбом «Ритмы лю Блюз».

А 13 сентября 2021 года, в прямом эфире телеканала НТВ прошёл масштабный концерт Александра Розенбаума – «Обратный отчёт», приуроченный к 70-летию артиста.

  Со сцены прозвучали песни в исполнении не только юбиляра, но и его друзей: Григория Лепса, Владимира Винокура, Михаила Шуфутинского, Ларисы Долиной, Тамары Гвердцители и Елены Ваенги.

  Александр Розенбаум является полковником медицинской службы, в отставке, отмечен нагрудным знаком «Воин-интернационалист», медалями «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «Ветеран Вооружённых Сил СССР» и другие почётные награды.

  В 2001 году Александр Яковлевич Розенбаум был удостоен звания Народного артиста РФ, а через десять лет получил из рук Президента РФ Владимира Путина орден «Почёта» за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

  Многие песни Александра Розенбаума на слуху и в памяти, российского народа: «Вальс-бостон», «Вечерняя застольная», «Есаул молоденький», «Белая птица удачи», «Утиная охота» и многие другие, и это лучшее доказательство уважения и признательности известному певцу-исполнителю, автору своих песен.

Из поэтического наследия Александра Розенбаума.

       ***

Я всё время живу на гражданской войне,
Ощущение мира душе не знакомо,
Потому что свобода и воля во мне
Постоянно воюют с законом.

       «Вальс-бостон»

На ковре из жёлтых листьев
В платьице простом
Из подаренного ветром крепдешина
Танцевала в подворотне осень вальс-бостон.
Отлетал тёплый день,
И хрипло пел саксофон.

И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой, захлопав крыльями…
Как давно, как давно звучала музыка там.

Как часто вижу я сон,
Мой удивительный сон,
В котором, осень нам танцует вальс-бостон
Там листья падают вниз,
Пластинки крутится диск:
«Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз».

Опьянев от наслажденья,
О годах забыв,
Старый дом, давно влюблённый в свою юность,
Всеми стенами качался, окна отворив,
И всем тем, кто в нём жил,
Он это чудо дарил.

А когда затихли звуки в сумраке ночном –
Всё имеет свой конец, своё начало, -
Загрустив, всплакнула осень маленьким дождём…
Ах, как жаль этот вальс, как хорошо было в нём.

Как часто вижу я сон,
Мой удивительный сон,
В котором, осень нам танцует вальс-бостон.
Там листья падают вниз,
Пластинки крутится диск:
«Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз».
Как часто вижу я сон,
Мой удивительный сон,
В котором, осень нам танцует вальс-бостон.

      «Утиная охота»

В плавнях шорох,
И легавая застыла чутко.
Ай да выстрел!
Только повезло опять не мне.
Вечереет.

И над озером летают утки.
Разжирели.
Утка осенью в большой цене.

Снова осень закружила карусель мелодий.
Поохочусь, с ветерком по нотам прокачусь
И сыграю… Если я ещё на что-то годен.
И спою вам… Если я на что-нибудь сгожусь.

Я помню, давно учили меня отец мой и мать:
Лечить – так лечить!
Любить – так любить!
Гулять – так гулять!
Стрелять – так стрелять!
Но утки уже
            летят высоко…
Летать – так летать!
Я им помашу рукой.

Не жалею, что живу я часто как придётся…
Только знаю, что когда-нибудь в один из дней,
Всё вернётся, обязательно опять вернётся –
И погода, и надежды, и тепло друзей.
Так поскучаем, чтобы радостней была минута
Нашей встречи, а она уже не за горой.
Вновь весною из полёта возвратятся утки,
Стосковавшись по озёрам с голубой водой…

Я помню, давно учили меня отец мой и мать:
Лечить – так лечить!
Любить – так любить!
Гулять – так гулять!
Стрелять – так стрелять!
Но утки уже
             летят высоко…
Летать – так летать!
Я им помашу рукой.

Как когда-то за лисой гонялся быстрый кречет,
Так и ныне он свою добычу сторожит…
Не прощайтесь…
Говорю я вам: «До скорой встречи!
Всё вернётся, а вернётся – значит, будем жить!»