Эссе о рисунках да Винчи. Старик и юноша

Зера Черкесова Новеллы
Републикация с другой странички.
Рисунок Леонардо да Винчи. Старик и юноша.
У меня уже целый цикл эссе по рисункам и картинам Леонардо.
См. Список ссылок, будет в рецензии. Прочесть книгу, указанную ниже, и продолжить цикл. Здесь и о технике Леонардо в беглых набросках, рисунках:бледно-тонированная в разные цвета бумага и серебряный карандаш, а также чернила, которыми он любил заполнять тетради и рисунками, и текстом своих произведений, размышлений, открытий...

17/10/2022

*Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый
старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности
так, чтобы старость не осталась без пищи.

 Леонардо да Винчи

"Пища старости - мудрость". Само по себе звучит афористично!
Леонардо, заметим, не просто советует "копить на старость", этакое скопидомство, а копить прежде всего мудрость - пищу зрелых лет и старости.
Все знают Леонардо да Винчи как автора "Джоконды", некоторые и как автора "Тайной вечери" и других картин и рисунков, совсем некоторые знают великого флорентийца как изобретателя, ученого. Но почему-то очень редко упоминаемо о литературных произведениях Леонардо да Винчи.
Сим восполняю этот пробел.

"Леонардо да Винчи. Портрет старика и юноши. Этот сюжет постоянно повторяется в дневниках. Юноша на рисунке – это, возможно, Салаино, который в 1490 году стал учеником Мастера. Рисовальщик да Винчи не менее талантлив, чем живописец (если эти два его таланта вообще можно сравнивать).

В рисунках Леонардо был и остается непревзойденным мастером – здесь он совершенно свободен. Его рука движется как бы сама по себе. На одних листах он тщательно прорабатывает мельчайшие детали, другие наброски исполняются всего несколькими линиями – но от этого они не становятся менее выразительными.
Леонардо предпочитал использовать тонированную бумагу – бледные оттенки светло-зеленого, розовато-коричневого, голубого… На такой бумаге он обычно рисовал серебряным карандашом.

Сохранилось немало рисунков, где на одном листе Леонардо изображает старика и юношу. Их профили обращены друг к другу, и художник как бы сравнивает изуродованное временем усталое лицо беззубого старика (губы плотно сжаты, сама их складка подчеркивает отсутствие зубов) и свежее, улыбчивое, самодовольное лицо юноши. Возможно, Леонардо нарисовал здесь своего ученика Салаино, не блещущего талантами прохвоста, который постоянно обкрадывал своего учителя. Впрочем, Салаино крал не только у него – не пропускал он и чужих кошельков, так что Мастеру приходилось восполнять похищенное «чертенком» из своего кармана".

 Из книги "Леонардо да Винчи" М.Алфёровой. Книга в Викичтении выложена, стоит почитать, богата иллюстрирована - здесь я взяла из не данный рисунок и комментарий".

Но более всего Леонардо любил перо и чернила – ведь тогда он мог одновременно делать записи и рисовать.


См. ещё:

См. также папку "Афоризмы и комментарии к ним", в которой я публикую как "мудрые изречения" с своими комментариями, так и свои упражнения в афористике.

Еще об изречениях Леонардо да Винчи:
------------------------------------------