Отец

Галина Арефьева
    Их знакомство состоялось, когда он вернулся с войны. В комнату заходит высокий незнакомый человек в гимнастёрке с блестящими золотыми погонами на плечах и зелёным деревянным чемоданом  в руках.
Мужчина ещё не успел ничего сказать, а Лариса уже опрометью мчалась ему навстречу с криком: «Папа! Папочка!» Что ей, еще совсем маленькому ребёнку, подсказало, что этот человек и есть её отец, Лариса не может понять даже сегодня.
 
   Отец стал доставать из чемодана какие – то круглые железные баночки, (позднее девочка узнала, что их называют консервами), пачку тоненьких хлебцев, какие-то кулёчки, пакетики.
Лариса во все глаза смотрела на отца, творившего это чудо, словно он был фокусником. А когда он протянул Ларисе  разноцветную конфету, она уже не сомневалась, что в её жизни появился  лучший человек на свете, и этот человек – её папа.

   Это было обожание, восхищение, любовь с первого взгляда. И это чувство сохранилось у неё на всю жизнь. А отец, разложив на столе все невиданные доселе яства, посадил Ларису на колени и погладил её по голове. Её тронула эта ласка  сильного мужчины, и она доверчиво прижалась к его груди, рассматривая на гимнастёрке блестящие медали. 
Когда пришла с работы мама, она увидела, что вернувшийся с фронта муж бережно держит на руках уснувшую дочь.
 
    На другой день утром отец повёл Ларису в садик, и она гордо шла рядом с ним, крепко держась за его руку и поглядывая на прохожих, которые, как ей казалось, смотрят на него с восхищением.
Да иначе и не могло быть. Отец был красив, строен, подтянут, высок, с красиво зачесанными назад волнистыми светлыми волосами, в офицерском кителе, на котором красовались боевые награды.

   Папа много внимания уделял Ларисе. Лепил для неё забавные  фигурки из хлебного мякиша, на Новый год украшал вместе с дочкой самодельными игрушками ёлку, развешивал по еловым лапам цепочку, склеенную из разноцветной бумаги.
Зимой он катал Ларису на санках, летом учил плавать в реке. Позже, когда Лариса подросла и пошла в школу, отец ходил на все родительские собрания.
 Папа всегда с любовью говорил о своих учителях, на каждый праздник слал им поздравления. Сам он до войны сумел поступить в пединститут на исторический факультет, но доучиться не успел. После войны стал кадровым офицером, а дочке своей на всю жизнь привил уважительное, трепетное отношение к профессии учителя. Будучи взрослой, Лариса выбрала её, став учителем иностранного языка.

   Чтобы не оставлять Ларису дома одну, папа брал её с собой на работу, где её «няньками» были солдаты- охранники здания политотдела, где работал отец. Они научили Ларису играть на пианино (трофейный инструмент стоял в политотделе), игре в шашки, забавляли, чем могли.
Папа очень любил дочь. Вместе с ней решал школьные задачки, смазывал зеленкой царапины на коленках, был первым советчиком, когда у подрастающей девочки возникали какие-то проблемы. Ему она могла доверить самое сокровенное, чего не скажешь и лучшей подруге.Вместе с ним она ездила в Москву на встречи с ветеранами его дивизии, видела, с каким благоговением отец возлагал цветы к Вечному огню.

   А как любила Лариса слушать рассказы отца о войне, как сопереживала ему. Однажды папа провалился в ледяную воду, и часто-часто бывал на волоске от смерти.
Последние годы, когда мама сильно болела, отец перестал ездить на встречи с однополчанами. Вида не показывал, что переживает из-за того, что не может съездить на очередную встречу.
Вместе они тяжело переживали смерть мамы. Чтобы как- то отвлечь отца от грустных мыслей, она купила две путёвки на теплоход, который держал курс в город - герой Волгоград. Останавливались в Самаре, где спускались в бункер Сталина. У входа в бункер можно было примерить и китель советского генерала, и солдатскую гимнастёрку времён Отечественной войны.
И многие туристы примеряли. А папа посмотрел на это действо и сказал:
- Генералом я никогда уже не буду, нечего и примерять.

   Когда прибыли в Волгоград, гид, учитывая преклонный возраст отца, предложил ему подняться на Мамаев курган не по лестнице, а подъехать к величественному памятнику Матери Родины на автобусе.
Лариса поддержала гида. День был очень жарким. Преодолеть такое количество ступенек тяжело было и людям помоложе.Но отец отказался ехать, и стал подниматься  вместе со всей группой.Ему важно было самому посмотреть те места, где когда-то шли жестокие бои.Он внимательно слушал экскурсовода, часто вставлял в его рассказ свои пояснения, так как сам был участником этих боев. Остановившись  у барельефа, запечатлевшего подвиг солдата-связиста, который соединил провода, зажав зубами, отец тихо сказал: -Будь я на его месте, поступил  бы так же.
Лариса, молча, обняла его.
 
   Прошло всего три месяца после этой поездки, и отца не стало. Хоронили его с почестями, над могилой прозвучали три оружейных залпа. Лариса держалась, не плакала на людях, провожая своего родного солдата  в последний путь. И только дома, придя с кладбища, дала волю своим слезам.