Шляпка с пером. Лиана де Пужи... Поль Сезар Элле

Алексей Гончаров2
­­­­Лиана де Пужи: куртизанка, ставшая принцессой и монахиней.


Demi-mondaine - женщина лёгкого поведения, вращающаяся в обществе. Кто же лучше, чем Лиана де Пужи может проиллюстрировать это определение?
Эта танцовщица кабаре, которая однажды станет принцессой. Подруга Кокто, она общалась с лучшими представителями Прекрасной эпохи, а потом внезапно пропала из светской жизни.
Брошенная своим принцем, который сбежит с её же любовницей, Лиана де Пужи обратится к религии.

Анна-Мария Олимпия Шассень родилась 2 июля 1869 года в Ла-Флеш в семье офицера кавалерии, мать-испанка также происходила из семьи военных. Анна-Мария получила хорошее образование в монастыре в Морбиане и сразу после окончания учёбы вышла замуж за прапорщика Жозефа Пурпа, который был на 7 лет старше ее. Через год она родила сына Марка, но счастье пары было недолгим. Муж распускал руки и был довольно жестоким человеком, однако по долгу службы ему пришлось покинуть семью и уехать в другой конец Франции, в Тулон. После отъезда мужа Анна-Мария быстро заводит любовника. Обманутый муж стрелял в неверную супругу. Получив ранение в спину, оправившись, Лиана забрала сына и сбежала в Париж. Только что был принят закон о разводах и, к огорчению свой семьи, она развелась с Жозефом спустя два года после свадьбы.

Благодаря своей красоте Анна-Мария могла надеяться на удачную карьеру. В 19 лет она начала брать уроки танцев у госпожи Маракиты, алжирки, которая обучала многих известных представителей Прекрасной эпохи, от Белль Отеро до Эмильены  д’Алансон. В это же время Анна -Мария берет себе сценический псевдоним Лиана де Пужи.

Её карьера танцовщицы кабаре также знаменует собой её дебют в качестве куртизанки. Карьера танцовщицы для неё была просто трамплином- Лиана мечтала стать актрисой. Она подружилась с Сарой Бернар, которая дала понять, что у Лианы не хватает таланта, чтобы быть актрисой. Чтобы улучшить свою актерскую игру, она воспользовалась советом Анри Мельяка, французского академика и драматурга.
Так же, как он поддерживал Жоржа Фейдо, Анри Мельяк будет поддерживать и Лиану де Пужи в начале её карьеры. Вероятно, попав под чары своей протеже, он сделает все, чтобы предложить ей первую роль в 1894 году на сцене Фоли-Бержер.
Её сценическое мастерство и игра станут очень популярны, настолько, что писатель Эдмон де Гонкур без колебаний назовет её самой красивой женщиной века.

В 1899 году Лиана встретила любовь всей своей жизни. Куртизанка, откровенно бисексуальная, познакомилась с Натали Клиффорд Барни. Начинающая американская поэтесса, основоположница лесбийской литературы, тоже не могла устоять перед чарами Лианы. Натали Клиффорд Барни, которой было всего 23 года на момент встречи, еще не та великая поэтесса, которой она станет позднее. Она пылкая и любящая молодая женщина. Натали влюбилась в Лиану, когда увидела ее на сцене и не могла не познакомиться с нею. Сначала она представилась как андрогинный мужчина и Лиана попадает под дерзкое очарование поклонницы.
Натали, была немного непостоянной и несмотря на горячие письма, отправленные Лиане, также имела отношения с Рене Вивьен.

Примерно в это же время Лиана начинает писать. В ежедневном издании Gil Blas, публикующем ее тексты, она описывает жизнь куртизанки. Статьи предназначены для отражения мотивов, которые подталкивают куртизанок к такой жизни. Жозиан де Вальнеж, вымышленная куртизанка из её произведений - женщина, ищущая истинной любви, которая во время встреч с мужчинами надеется однажды найти единственную любовь, которая навсегда изменит ее жизнь.

Между 1899 и 1904 годами Лиана де Пужи опубликовала пять романов, комедию и свое самое известное произведение: "Сапфическая идиллия". Будучи одаренной писательницей, она станет редактором женского журнала L;Art ;tre Jolie, у которого выйдет 25 номеров.
Также она вела дневник, который после ее смерти был опубликован ее духовником. В своем дневнике она рассказывает о встречах с ярчайшими представителями Прекрасной эпохи, встречах, омраченных началом Первой мировой.

К своим сорока годам Лиана являлась богатой и известной. И на пике своей славы она встречает румынского князя Георгия Гика, племянника королевы Сербии Натальи, который был младше Лианы на 15 лет. Лиана и Георгий поженились 8 июня 1910 года. Союз был настолько знаменателен для того времени, что объявление о браке уже на следующий день появилось на первой полосе The New York Times.

После свадьбы новобрачные поселились в Роскоффе, на вилле Кло Мари, которую Лиана купила в 1903 году. Кло Мари была загородной резиденцией бывшей куртизанки. Именно тут она набиралась энергии перед свадьбой с князем. Вдали от Парижа он больше не переживала о своем прошлом.

Первая мировая лишила ее единственного сына Марка. Марк Пурпа, пионер французской авиации, опытный молодой летчик добровольно записался в армию и погиб в в возрасте 27 лет в 1914 году. Смерть единственного ребенка станет величайшей трагедией в жизни принцессы Гика.

1926 году, после бесконечных измен, супруги Гика скандально расстались, хотя никогда не разводились. Князь сбежал от супруги с 23-летней любовницей Манон Тьебо, которая в свою очередь была любовницей и Лианы. Они отправились в Румынию, оставив Лиану в Париже.

Лиана же воссоединится со своей главной любовью, Натали Клиффорд Барни, которая к тому времени стала одной из самых известных писательниц- сапфисток. Она держала салон в павильоне на улице Жакоб, 20, доме, который граф Саксонский когда-то построил для своей любовницы. Великие представители своего времени посещали этот салон: от Андре Жида до Трумана Капоте, Маргерит Юрсенар, Франсуазы Саган, Пола Валери и Айседоры Дункан.
Принцесса Гика жила втроем с Натали и ее новой протеже Мими Франкетти, в то время как ее муж находился в Румынии с любовницей. Князь подписал брачный контракт, который был не очень выгоден для него и поэтому ему пришлось вернуться во Францию из-за опасений развода. С тех пор отношения между супругами врядли можно было назвать сердечными.

15 августа 1926 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, принцесса Гика встретила сестру Мари-Ксавье, настоятельницу, заведующую приютом Сент-Аньес, расположенном недалеко от Гренобля. Принцесса, никогда не отказывавшаяся от веры, хотела помочь приюту монахини и использовала свои связи для сбора средств, в этом очень щедро поучаствовала Габриэль Шанель.
Принцесса все больше и больше становится на путь милосердия, чувствуя себя призванной помогать религиозным учреждениям...

Поль Сезар Эллё (фр. Paul C;sar Helleu, 17 декабря 1859, Ван — 23 марта 1927, Париж) — французский художник и гравёр.

Ребенком потерял отца. В 15 лет открыл для себя импрессионизм. Учился в Национальной высшей художественной школе у Жана-Леона Жерома. В 1884 году Эллё пригласили в семью французского художника Герена для написания портрета его дочери, 14-летней Алисы Герен. В 1886 году 16-летняя девушка становится женой художника и его музой на всю жизнь. Эллё осваивает технику сухой иглы* и становится одним из первых художников, кто использует данную технику в чистом виде после трёх гравюр Дюрера в 1512 году. Эллё выполняет в технике сухой иглы порядка 1500 работ. Среди них преобладают интересные портреты фигур прекрасной эпохи, чаще всего женские, наиболее известен среди которых — портрет парижской куртизанки Лианы де Пужи. Часто изображена его жена Алиса Герен в образе женщины с длинными рыжими волосами.Эллё также был дружен с Робером де Монтескью, Джованни Болдини, Джоном Сарджентом, Марселем Прустом (оставил рисунок Пруста на смертном одре).Создал эскизы для росписи плафона Центрального вокзала в Нью-Йорке (1912) — на тему Млечного Пути, пересекающего знаки зодиака.

Был известен не только в Париже, но и в Лондоне. Кавалер ордена Почётного легиона (1904).
Стал прототипом художника Эльстира в романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Сухая игла – разновидность углубленной гравюры. При этом способе гравирования рисунок процарапывался острой иглой в толще металла. Чаще других использовались цинковые доски. Заусенцы («барбы»), которые образовывались во время работы по краям линий, не удалялись, как в резцовой гравюре, поэтому при печати линия на листе получалась более насыщенная, «бархатистая». Часто техника сухой иглы сочеталась с офортом*.


            @