Н. Т. Пашаева. К вопросу изучения в школе идейно-х

Эльмира Ашурбекова
                Н.Т. Пашаева,
                учитель табасаранского языка и литературы

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э. АШУРБЕКОВОЙ

Произведения поэтессы Эльмиры Ашурбековой входят в школьную программу по табасаранской литературе, и учащиеся изучают их, начиная с младших классов. Её произведения воспитывают в детях вкус к художественному творчеству, интерес к постижению мира, к участию в разрешении социальных, нравственных, этических, философских проблем современности. Её стихи, ставшие популярными песнями, являются одним из путей привлечения интереса городского ребёнка к родному языку, чему в ряду других показателей свидетельствует и частое пение учащимися песен на тексты Ашурбековой на различных конкурсных и неконкурсных мероприятиях школьного уровня. Всесторонний литературоведческий анализ творчества Эльмиры Ашурбековой явилось бы большой помощью в решении проблем преподавания табасаранской литературы в школе.
Творчество Э.Ашурбековой тесно связано с фольклором, с народными обычаями и традициями, историей родного края. Одним из примеров может служить её поэма «Любовь Нарта или Легенда о камнях» («Нартдин мюгьюббат вая Гъванарикан нагъил»). Мотивы поэмы перекликаются с бытующими в народе отголосками нартского эпоса. Главный герой поэмы Нарт - предводитель войск, привыкший покорять все и вся, что встречалось на его пути. Он влюбляется в простую девушку из стана противника, но не в силах покорить её сердце. Предавший огню все, что успел покорить, Нарт умоляет девушку ответить ему взаимностью. Но девушка говорит, что «восхищаясь силой горного льва, она не может забыть, что лапы его в крови»:

Гъябкъиган дагъдин аслан,
белки, дидин
дирбаш’вал’ин шуй гьяйран.
Амма гужли
бацар духьна ифдиан,
Дурар гьархуз
даршул йиз назук кIвахьан.

Звучит очень важная мысль о том,  что человек  не может быть любим, каким бы знаменитым, храбрым, бесстрашным, красивым он не был, если он совершает зло.
Главный герой поэмы «Благородный разбойник» («Гъучи») удалой Адил представляется перед  читателем своеобразным Робином Гудом. Он отбирает добро у богатых и делит между бедными людьми. «Говорят, что один лишь медный кувшинчик у вас остался,» - обращается автор к своему герою, подчёркивая его необыкновенную шедрость:

Йифрин афтафа ялгъуз,
Гъубзну, кIур, кIан’ин увуз.

«В произведениях пришедшей в литературу особой тропой поэтессы мы видим глубокие чувства и трогающие душу картины» [3, с.193], а также оригинальные образы: «небо кипит, как перевернутый котел, в котором красят нитки», «красавица прекрасна как капля на зелёном листке», «печальный дым поднимает в небо горькое стенание земли» и т.д.
Художественное познавание Ашурбековой направлено на изучение и того, что находится за пределами понятного человеческому разуму:

Что находится за семью небесами?
Что находится за временем жизни?
Ургуб аьршнан тинди фу а?
Уьмрин вахтнан тинди фу а?

«В чем тайна твоего движения, не имеющая начала и конца  Вселенная ?" – задает вопрос поэтесса в тексте песни " Дюн'я "  ("Вселенная"), размышляя о тайне жизней и смены поколений:

Агъзур йисан улихьнаси,
ИлтIикIури а хядар яв.
Фу вуйкIан яв гьяркатнан сир,
Аьхир – эвел адру дюн'я?

Поэтесса придаёт большое значение звуковому оформлению поэтического текста и музыкальности стиха. Она использует аллитерации, ассонансы, внутреннюю рифму, паронимию. В некоторых случаях, используемые ею паронимы объясняют содержание слов совершенно с новой стороны: «Табасаран – йиз гирами таб ва аран» ( Слово «Табасаран» делится автором на две составляющие – хребты и равнины, что в поэтическом тексте рождает новые смыслы, тождественные художественной правде.)          
В другом случае, используя аллитерацию, создаваемую повтором тяжелого звука "гъ" автор усиливает горестные нотки:

Гъябкъюб вунуз,
гъван ибшурган
гъаргъу нивгъар крузури?
Гъвандизра юкIв
шул дупну,
хиял вуйнав?
Видел ли ты,
когда плачет камень,
роняя холодные слезы?
Думал ли ты,
что и у камня
может быть сердце?

Литература: 1. Антология табасаранской поэзии. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996; 2. Табасаранская литература. 7 класс. Махачкала: Научно-исследовательский институт педагогики, 2005; 3. Ашурбекова Э.А. Гъибта яв кIваъ узуз йишв. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 2010.


Вестник кафедры литератур народов Дагестана. Сборник научных трудов. Выпуск 14. Махачкала, 2019. Страницы 56-58.