Певчьи тетради Валентины Коркиной

Владимир Иксанов
Каждая  книга представляет собой отрезок жизни её автора. Автобиографическая история и  понимание этого факта становится тем сильнее,чем больше в ней житейских пересказов и внутренних деталей быта.  Предлагаемая вниманию  поэтика «Время росы» итог творческой деятельности  Валентины Коркиной. Это двенадцать  стихотворных  сборников  и более  тысячи произведений. 

Валентина  Коркина представитель творческой интеллигенции. Закончила   факультет журналистики МГУ, что  определило её судьбу.Репортерская  работа. Творческие  командировки, посещение  географических мест и их наблюдения формировали основу  литературной деятельности. Живое  творчество и общение с людьми разных профессий та самая глубинная связь , без которой  не возможно «прочтение»  человеческих судеб.  Всё в формате интервью:  «ради нескольких строчек в газете». Поселившись в Курске, всецело занялась  литературной деятельностью.   Валентина Коркина   лауреат литературной премии имени Е.И.Носова.

Поэтический анализ, та самая работа  внутреннего  напряжения  возникает сразу, как только начинаешь говорить о стихах. Ассоциативное   восприятие   слова, звука настроения , особость подсознания. Не мудрствуя,лукаво обратимся  за подсказкой. Выводов накоплено в избытке.

Маргарита Алигер, рассуждая о  творчестве Арсения Тарковского, заклинала  мир поэзии  метафизикой «обволакивающей магии». Мол, не просто строчки в рядок, в столбик или лесенкой сверху вниз. Не просто структура, конструкция. Над "лесенкой"  витает дух и тайна Слова! Как уморительна по случаю историческая фраза Никиты Сергеевича (конструктор должен заниматься конструкциями! Художник  быть мужиком и не рисовать фигуры из отхожих мест). В  этом есть грубая сермяжная правда. Но поэзия глубже и шире любой правды такого типа,её не переделать и не лишить магии.  Смыслы, переживания,переплетения чувственной энергии как неприкосновенный запас извечного противоречия содержания и формы,как преодоление в постижении  красоты и совершенства мира. Она и  сопряжена  единым корнем Лира Мира! Без неё Великой, человечество «протухнет», исчезнет  в муках нравственного опустошения.  В зачерствелости сердец.  Именно,  руководствуясь  идей необходимости поэтического  слова  Валентина Коркина,  открывает читателю  новые  горизонты  русской поэтической души. Истина  и  её  неповторимость здравствует в едином биоритме. Каждой строкой , предрекая события   времени !   

Осторожно,  расчехляя  сборник,  постепенно  входишь  в реальность содержания,  доселе неизведанная  встреча становится ближе и уже  ощущаешь  значение прочитанного. Современное слово со знаком качества! Материализуется...

Часто оппоненты иронизируют, говорят о банальности моих рассуждений, что захваливая автора, создается прецедент «головокружения от успеха» и вместо того,чтобы процеживать материал и выявлять "крамолу". Даже не возражаю. Мой принцип мирного сосуществования автор-читатель приносит более пользы,чем выяснение:кто более рифмован и поэт! О том известно лишь Богу. Он простирает длань и посвящает в рыцари Слова. Мы в большинстве своем аранжируем. Но музыку создаёт народ! Подобно  роднику  и  ностальгическому чувству Родины!  Живая струя  природы, как будто освежает новым дыханием восприятия ! Каждый миг! Таково счастье  встречи! Оно теперь в прошлом и настоящем .Тогда, как  природа  будущего - Предтеча Творчества.

Кто-то грустно сказал,вспоминая Поэта ,он мог  стать талантливым писателем,но его мало хвалили!

В понимании Валентины Коркиной поэтическая индивидуальность замкнута на распознание  граней возможного и невозможного. Это когда без границ ,  полёт мысли переносит из одного состояния в другое. С высоты цепляешь взглядом  не только верхушки сосен , теряясь в тени таинственных аллеях , но все живое , которых Божьим промыслом: «каждой твари-по паре». Всегда поэт в заоблачной стихии, но должен чувствовать тяжесть Земли, её притяжение. О чём бы не писал, он пишет о себе и своём времени!

Нравственная поэтика работает против  гламура и глянца, ищет ответ в мироздании смыслов . Заумь ,телеграфно - компьютерные тексты,как игра в наборе
необходимого количества тестируемых знаков, с завидным постоянством продаётся на рынке постмодернизма. Хотя само «течение» надежное  прикрытие,  нежелание  «углубить и расширить»... Они не так безобидны краснобаи абсурда, говоруны и начетчики . Всё охают и опошлять киллеры пера. Хотя  заглянуть в  бездну  цинизма и ощутить меру падения социума интерес остаётся.

Американский психолог Джон Кейли,  рассуждая на семинаре в Дакоте ,высказывался с присущей откровенностью, что  идеи справедливости не должны внедряться в среду  молодежи,надо сохранять примитивный тестовый     уровень  культуры  школьного образования . Такой формат в топе! Такая постановка идеально подходит для манипулирования умами.  Дело в том, что образованный человек становится худшим потребителем:он меньше покупает стиральных машин и  автомобилей. Начинает поиск себя изнутри, оглядывается вокруг. Открывает  иные приоритеты :  Шекспир , Моцарт! Ван Гог становится художником, а  не брендом, оцененным  сотней миллионов долларов! Почва западничества для русского человека должна стать неприемлемой. Чуждой,чужой,враждебной, как есть на самом деле! Маски сорваны-иллюзий нет!

Есть альтернатива:духовная поэзия , о ней  надо говорить повсеместно . О поэтах такого дарования, о  мгновениях и певучести русской речи. Именно,  Валентина Коркина из этого разряда..Её "Время росы" мгновения Вечности в капле!

Тематика стихов  обширна  и   много образна.  Коллекция  удивительных приёмов, блистательных афоризмов и  певучих  смыслов. Можно на любой странице найти для себя и  размышление о жизни , и очарование природой  и  глубину смыслов.  Восхититься  талантом   воображения.  И хотя автор утверждает, что не все  тексты равно совершенны,что есть с огрехами  , в эмоциональном плане сборник  создаёт впечатление цельности замысла.

Есть стихи  о слепоте духовной, о потере нравственных ориентиров,о гибели живого чувства. Для поэта очевидное и трагическое состояние Человечества!  И хотя на первый взгляд,вопрос неподвижен, без эмоционален, но ясно, что мысль скрыта особым  знаком.  В трагических событиях излома  можно с очевидностью представить окрестности Брабанта...Путь слепцов в  фантазиях Питера Брейгеля и остановиться в нынешней действительности . Результат тот же...

 //Ослепли -не видим друг друга,//Оглохли-друг друга не слышим.// Во власти какого недуга.//Мы порознь//Затравлено дышим?//

Обладая  способностью считывать время  Валентина Коркина, пульсирует  контурами  мгновений. Мы ощущаем взмахи крыльев , нас озаряют сполохи зарниц, потоки ветра увлекают колыханием трав и это всё природа,  жизнь  её величественное утверждение. Во всей полноте и  мудрости. Картина Гармонии и  Вечности! Приглядитесь-здесь чудо!Слова приобретают иную напряженность,новое значение. Главенствующую метафоричность.Каждая строка-новая реалия.

...Смотреть в глубину небосвода
И думать, молчать о своём...
Как реки, все мысли народа
За дальний текут окоём:

Не там ли тот берег у моря,
Где сад и дыханье волны,
Где нет ни разлуки, ни горя,
Где все мы навек скреплены

Молитвой лучистой одною,
Единою, общей душой,
Где все друг за друга - стеною,
И каждый для всех - нечужой?

Найти б указатель дорожный
К тем тайным заветным местам...
Ну где же ты, сад невозможный?
Не там ли... не там ли... не там...

Мотив пророчества! Масштабность и размах безграничной веры. Поэзия осмысления бытия, ориентир - указатель - «дорога к тайным заветным местам». Воплощение великой мечты о «городе Солнца», «Богатом острове», «где все мы навек скреплены».
Стилистическое чередование, поиск особых приёмов находит воплощение в   «Певчьих  тетрадях». Здесь перекличка с Басё , невидимая,но безусловная  связь. Стиль близок хайку  и миниатюрностью , и глубиной проникновения в судьбу. Это своеобразная звуковая интерпретация.

Лучше не понимать ничего,
 чем понимать всё
 Хоть это и невозможно.
 Мир всё равно остаётся
            как в стихах Басё-

Простое и сложное по звучанию/ значению .Для полного представления о поэте дадим слово коллегам по цеху.
 
 «Стихи Валентины Коркиной настоящая поэтическая жизнь, которая отмечена печатью безусловной подлинности. У неё нет стихов , написанных без внутренней потребности. Чувствуется , что в основе их -жизненные испытания, автор «не сочиняет» ; а именно , творит , создаёт реальность своих стихов, они не столько отражение, сколько  продолжение немалого жизненного опыта. Здесь автор приходит к предельной сжатости своего стиха, не теряющего при этом глубокого содержания и внутреннего смысла. Краткие  и умные стихи,которые мало кому удаются. Они разно тематические - это только повышает их ценность . Невольно вспоминается Алексей Решетов . Подлинное суверенное место в современной поэзии. Естественное пребывание поэта, связь  неразгаданная, вечная, живая...»  (Поэт и литератор Юрий Асмолов).
 
Счастье выпало: неделю жить в глуши
И бездонными, как небо, вечерами
Слушать песни о безбрежности души,
Напеваемые зимними ветрами.

Как засвищет ветер в клёнах у ворот,
Как посыплет в окна крупкой ледяною, -
Дверь открою – то ли радостью пахнёт,
То ль печаль возникнет тенью за спиною.

Чья обида в сердце торкнется: «Пусти!»?
Чей восторг заставит выдохнуть: «О, Боже!»?
И кому я в темноту скажу: «Прости!»? –
А в ответ лишь пробежит мороз по коже.

Чей-то плач глубинно чувствуя и смех,
Вдруг в каком-то озарении познаю,
Что душа на свете общая у всех -
Неразгаданная, вечная, живая.

А моя в ней – только малый, слабый вздох,
Капля в море, стёртый звук многовековья...
Да и душу для того мне вверил Бог,
Чтоб растить и наполнять её любовью.

Природа человеческой сущности мало изменилась,человек ищет облегчения в судьбе и  обретения  чуда...Поэзия способна дать надежду.

"Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции, таким, как у политика, торговца или шарлатана... Другими словами, оно лишается своего собственного эволюционного потенциала. Ибо то, что отличает нас от остального животного мира, это именно дар речи... Поэзия – не форма развлечения и, в определенном смысле, даже не вид искусства, а наша антропологическая, генетическая цепь, наш эволюционный лингвистический маяк."

Слова  Иосифа Бродского обращены через автора  читателю. Осталось  дочитать  стихи.
   
…То детский лепет крыльев бабочки,
То тень, то свет – земная сеть,
То снимок предков в тесной рамочке
Тебя заставят замереть.

Пока летит секунда длинная,
Стоишь с прикушенной губой,
И жизнь встаёт как поле минное
В тяжелом сне перед тобой.

А детский лепет крыльев бабочки,
А свет и тень – земные дни,
А снимок предков в тесной рамочке –
Каким намёком жгут они?

Ты что-то вспомнить попытаешься,
А что – не ведаешь сама,
А что – вовек не догадаешься:
Ни слёз не хватит, ни ума.

Но детский лепет крыльев бабочки,
Но свет и тень – земная жизнь,
Но снимок предков в тесной рамочке –
На них всецело положись!

Коркина автор мгновения,фотографической иллюзии в реальность,с детской непосредственностью открытий ,заставляющая замереть,чтобы не пропустить "лепет крыльев". Тонко сплетено и  чувственно раскрыто.Одно из другого рождает значение.   
 
Баллада о двоих

Ими движет безумная сила,
Что ни слово - то ярости пыл:
- Я тебя никогда не любила!
- Я тебя никогда не любил!

Ветер жёлтые листья закружит,
Обернётся пургой ледяной...
И однажды она занедужит
Беспричинной, неясной тоской.

И однажды в какой-то печали
Подойдёт он к ночному окну,
Ни земли не увидит, ни дали:
Всё у снега и ветра в плену.

Не понять и не вспомнить, что было,
И откуда летит через тьму:
"Я тебя никогда не любила!"
Почему же так больно ему?

Он сожмёт своё сердце в ладони,
Словно спрячет, что в нём затаил,
И в ответ прокричит, как застонет:
- Я тебя никогда не любил!

В "Балладе" иная Коркина, неистово защищающая любовь,  понимающая трагедию утраты и той "безумной силы".Здесь внутренний разлад дается образом осеннего ненастья и напряжение душевных откровений за чередой неистовых эмоций. Любовь и ненависть два спутника ,две силы!

Созвездие Большой Медвидицы

Как страшно живая душа
Страдает, сгорает, дымится;
Как жаждет она из ковша
Живою водою напиться!

Но кто в тёмном мире большом
Поможет ей? Грустная тайна...
Лишь звёзды небесным ковшом
Прольют ей свой свет неслучайный.

"Печаль светла" и "грустная тайна" как у созвездия к порогу Мироздания!Случайность или выпало мгновение ,  символика "ковша"  соединение с душой. Прольется ль свет? Кругом его движение ,стремление к новому,желание творить, а звезды, взяв в свидетели ,опять благодарить!    

 * * *
Обвенчанные ливнем и грозой,
Омытые божественной слезой,
Зачем же мы безжалостно предали
И небо с проглянувшей бирюзой,
И озеро с воздушной стрекозой,
Которые за нами наблюдали?

Забыть бы это всё, да крестный путь
Всё длится, не даёт передохнуть...
Да грома огнекрылые раскаты...
Да ты с мольбой немою: "Не забудь"...
Да я, в сиротство впавшая по грудь...

Утешь меня, скажи: "Не виноваты..."

В стихотворении  перечень "преданных",в смысле "измен" образов. Сложена мозаика,в метафоричности которых не усомниться сам Господь. Они ведь по Его ведомству и существуют, и быть им вечно.

* * *
Что за звуки из разлуки
Вырастают в тишине? -
Будто вскидывает руки
Клён в шафрановом огне;

Будто стон бессонной ночью;
Заоконный чей-то взгляд;
Будто звёзды грусть пророчат -
Колокольцами звенят;

Будто в сердце знобкой дрожью -
Острый птичий коготок;

И течение под кожей -
Непокорной крови ток.

Лирические строки особо удаются автору,мастерство души "колокольцами"звенит.
Так рождается в течение  "непокорной крови ток". Мистические ,завораживающие слова. 

 * * *
Не говори о возрасте, не надо.
А может быть, спасительна прохлада
Для всех живых, уставших от жары
Средины лета, возраста средины.
И, может, годы к нам не зря добры,
Одаривая пламенем рябины,
Подталкивая к холоду зимы...

И счастье, и любовь познали мы,
Печаль, и ощущение полёта...
Жизнь милосердна к нам была за что-то.
Наверное, уверена была,
Когда к зиме нас, как положено, вела,
Что мы вернём ей благо и даренье:
Спасём хотя бы птиц сердцебиенье
Своим добром, как ягодой рябины...

У жизни есть на то свои причины!

* * *
 Сплетенье наречий, слиянье кровей и сердец.
Геннадий Жуков

Мы жили - когда-то - у Чёрного моря,
У Белого, Жёлтого, Красного - жили,
Весь мир исходили от счастья до горя,
До боли глухой в глубине сухожилий.

Иначе откуда взялась, человече,
В душе эта смутная вечная тяга
К слиянью сердец и сплетенью наречий?..
Не вымолвить слова, не сделать и шага

Теперь без неё.

* * *
Чёрной смородины с белой смородиной
Не перепутаешь вкус, аромат.
Вот бы и в жизни, нечаянно пройденной,
Так разобраться: кто прав, виноват.

Время идёт, ну а споры всё множатся.
Пушки палят, пахнет воздух бедой...
Жаль, что земля наша бедной заложницей
Под человеческой стонет пятой!

Миниатюры в поэзии  можно представить осколками  небесных тел. Каждый из которых в отсвете становится звездой. Миниатюры Валентины Коркиной узаконенный стиль. Из малых частиц собираются образы. Кропотливая работа. "Со мной пошепчется рябинка,поговорит со мной звезда..."
      
* * *
О, пусть обманут, пусть обидят,
Пусть во мне лучшего не видят -
Всё это, в общем, не беда:
Со мною дождь пройдёт в обнимку,
Со мной пошепчется рябинка,
Поговорит со мной звезда...

А это много, очень много,
А это как защита Бога
От всех безжалостных невзгод:
Даны мне лес, река и поле,
В степи весной тюльпанов море,
И вдохновенный небосвод...

 * * *
Бывает ночь - ни огонька,
И тьма настолько глубока,
Как будто в мире всё исчезло,
И подступила к сердцу бездна.

А выйдешь утром на крыльцо -
Дыханье вечности в лицо,
Всё те же высь и твердь земная,
И даль прозрачная, сквозная...

Всё приведенное в пример для осознания,пусть каждый для себя найдет приют.Да главное поймём в чём жизни суть!

Рига.21 октября 2022 года.