Каждая книга представляет собой отрезок жизни её автора. Автобиографическая история и понимание этого факта становится тем сильнее,чем больше в ней житейских пересказов и внутренних деталей быта. Предлагаемая вниманию поэтика «Время росы» итог творческой деятельности Валентины Коркиной. Это двенадцать стихотворных сборников и более тысячи произведений.
Валентина Коркина представитель творческой интеллигенции. Закончила факультет журналистики МГУ, что определило её судьбу.Репортерская работа. Творческие командировки, посещение географических мест и их наблюдения формировали основу литературной деятельности. Живое творчество и общение с людьми разных профессий та самая глубинная связь , без которой не возможно «прочтение» человеческих судеб. Всё в формате интервью: «ради нескольких строчек в газете». Поселившись в Курске, всецело занялась литературной деятельностью. Валентина Коркина лауреат литературной премии имени Е.И.Носова.
Поэтический анализ, та самая работа внутреннего напряжения возникает сразу, как только начинаешь говорить о стихах. Ассоциативное восприятие слова, звука настроения , особость подсознания. Не мудрствуя,лукаво обратимся за подсказкой. Выводов накоплено в избытке.
Маргарита Алигер, рассуждая о творчестве Арсения Тарковского, заклинала мир поэзии метафизикой «обволакивающей магии». Мол, не просто строчки в рядок, в столбик или лесенкой сверху вниз. Не просто структура, конструкция. Над "лесенкой" витает дух и тайна Слова! Как уморительна по случаю историческая фраза Никиты Сергеевича (конструктор должен заниматься конструкциями! Художник быть мужиком и не рисовать фигуры из отхожих мест). В этом есть грубая сермяжная правда. Но поэзия глубже и шире любой правды такого типа,её не переделать и не лишить магии. Смыслы, переживания,переплетения чувственной энергии как неприкосновенный запас извечного противоречия содержания и формы,как преодоление в постижении красоты и совершенства мира. Она и сопряжена единым корнем Лира Мира! Без неё Великой, человечество «протухнет», исчезнет в муках нравственного опустошения. В зачерствелости сердец. Именно, руководствуясь идей необходимости поэтического слова Валентина Коркина, открывает читателю новые горизонты русской поэтической души. Истина и её неповторимость здравствует в едином биоритме. Каждой строкой , предрекая события времени !
Осторожно, расчехляя сборник, постепенно входишь в реальность содержания, доселе неизведанная встреча становится ближе и уже ощущаешь значение прочитанного. Современное слово со знаком качества! Материализуется...
Часто оппоненты иронизируют, говорят о банальности моих рассуждений, что захваливая автора, создается прецедент «головокружения от успеха» и вместо того,чтобы процеживать материал и выявлять "крамолу". Даже не возражаю. Мой принцип мирного сосуществования автор-читатель приносит более пользы,чем выяснение:кто более рифмован и поэт! О том известно лишь Богу. Он простирает длань и посвящает в рыцари Слова. Мы в большинстве своем аранжируем. Но музыку создаёт народ! Подобно роднику и ностальгическому чувству Родины! Живая струя природы, как будто освежает новым дыханием восприятия ! Каждый миг! Таково счастье встречи! Оно теперь в прошлом и настоящем .Тогда, как природа будущего - Предтеча Творчества.
Кто-то грустно сказал,вспоминая Поэта ,он мог стать талантливым писателем,но его мало хвалили!
В понимании Валентины Коркиной поэтическая индивидуальность замкнута на распознание граней возможного и невозможного. Это когда без границ , полёт мысли переносит из одного состояния в другое. С высоты цепляешь взглядом не только верхушки сосен , теряясь в тени таинственных аллеях , но все живое , которых Божьим промыслом: «каждой твари-по паре». Всегда поэт в заоблачной стихии, но должен чувствовать тяжесть Земли, её притяжение. О чём бы не писал, он пишет о себе и своём времени!
Нравственная поэтика работает против гламура и глянца, ищет ответ в мироздании смыслов . Заумь ,телеграфно - компьютерные тексты,как игра в наборе
необходимого количества тестируемых знаков, с завидным постоянством продаётся на рынке постмодернизма. Хотя само «течение» надежное прикрытие, нежелание «углубить и расширить»... Они не так безобидны краснобаи абсурда, говоруны и начетчики . Всё охают и опошлять киллеры пера. Хотя заглянуть в бездну цинизма и ощутить меру падения социума интерес остаётся.
Американский психолог Джон Кейли, рассуждая на семинаре в Дакоте ,высказывался с присущей откровенностью, что идеи справедливости не должны внедряться в среду молодежи,надо сохранять примитивный тестовый уровень культуры школьного образования . Такой формат в топе! Такая постановка идеально подходит для манипулирования умами. Дело в том, что образованный человек становится худшим потребителем:он меньше покупает стиральных машин и автомобилей. Начинает поиск себя изнутри, оглядывается вокруг. Открывает иные приоритеты : Шекспир , Моцарт! Ван Гог становится художником, а не брендом, оцененным сотней миллионов долларов! Почва западничества для русского человека должна стать неприемлемой. Чуждой,чужой,враждебной, как есть на самом деле! Маски сорваны-иллюзий нет!
Есть альтернатива:духовная поэзия , о ней надо говорить повсеместно . О поэтах такого дарования, о мгновениях и певучести русской речи. Именно, Валентина Коркина из этого разряда..Её "Время росы" мгновения Вечности в капле!
Тематика стихов обширна и много образна. Коллекция удивительных приёмов, блистательных афоризмов и певучих смыслов. Можно на любой странице найти для себя и размышление о жизни , и очарование природой и глубину смыслов. Восхититься талантом воображения. И хотя автор утверждает, что не все тексты равно совершенны,что есть с огрехами , в эмоциональном плане сборник создаёт впечатление цельности замысла.
Есть стихи о слепоте духовной, о потере нравственных ориентиров,о гибели живого чувства. Для поэта очевидное и трагическое состояние Человечества! И хотя на первый взгляд,вопрос неподвижен, без эмоционален, но ясно, что мысль скрыта особым знаком. В трагических событиях излома можно с очевидностью представить окрестности Брабанта...Путь слепцов в фантазиях Питера Брейгеля и остановиться в нынешней действительности . Результат тот же...
//Ослепли -не видим друг друга,//Оглохли-друг друга не слышим.// Во власти какого недуга.//Мы порознь//Затравлено дышим?//
Обладая способностью считывать время Валентина Коркина, пульсирует контурами мгновений. Мы ощущаем взмахи крыльев , нас озаряют сполохи зарниц, потоки ветра увлекают колыханием трав и это всё природа, жизнь её величественное утверждение. Во всей полноте и мудрости. Картина Гармонии и Вечности! Приглядитесь-здесь чудо!Слова приобретают иную напряженность,новое значение. Главенствующую метафоричность.Каждая строка-новая реалия.
...Смотреть в глубину небосвода
И думать, молчать о своём...
Как реки, все мысли народа
За дальний текут окоём:
Не там ли тот берег у моря,
Где сад и дыханье волны,
Где нет ни разлуки, ни горя,
Где все мы навек скреплены
Молитвой лучистой одною,
Единою, общей душой,
Где все друг за друга - стеною,
И каждый для всех - нечужой?
Найти б указатель дорожный
К тем тайным заветным местам...
Ну где же ты, сад невозможный?
Не там ли... не там ли... не там...
Мотив пророчества! Масштабность и размах безграничной веры. Поэзия осмысления бытия, ориентир - указатель - «дорога к тайным заветным местам». Воплощение великой мечты о «городе Солнца», «Богатом острове», «где все мы навек скреплены».
Стилистическое чередование, поиск особых приёмов находит воплощение в «Певчьих тетрадях». Здесь перекличка с Басё , невидимая,но безусловная связь. Стиль близок хайку и миниатюрностью , и глубиной проникновения в судьбу. Это своеобразная звуковая интерпретация.
Лучше не понимать ничего,
чем понимать всё
Хоть это и невозможно.
Мир всё равно остаётся
как в стихах Басё-
Простое и сложное по звучанию/ значению .Для полного представления о поэте дадим слово коллегам по цеху.
«Стихи Валентины Коркиной настоящая поэтическая жизнь, которая отмечена печатью безусловной подлинности. У неё нет стихов , написанных без внутренней потребности. Чувствуется , что в основе их -жизненные испытания, автор «не сочиняет» ; а именно , творит , создаёт реальность своих стихов, они не столько отражение, сколько продолжение немалого жизненного опыта. Здесь автор приходит к предельной сжатости своего стиха, не теряющего при этом глубокого содержания и внутреннего смысла. Краткие и умные стихи,которые мало кому удаются. Они разно тематические - это только повышает их ценность . Невольно вспоминается Алексей Решетов . Подлинное суверенное место в современной поэзии. Естественное пребывание поэта, связь неразгаданная, вечная, живая...» (Поэт и литератор Юрий Асмолов).
Счастье выпало: неделю жить в глуши
И бездонными, как небо, вечерами
Слушать песни о безбрежности души,
Напеваемые зимними ветрами.
Как засвищет ветер в клёнах у ворот,
Как посыплет в окна крупкой ледяною, -
Дверь открою – то ли радостью пахнёт,
То ль печаль возникнет тенью за спиною.
Чья обида в сердце торкнется: «Пусти!»?
Чей восторг заставит выдохнуть: «О, Боже!»?
И кому я в темноту скажу: «Прости!»? –
А в ответ лишь пробежит мороз по коже.
Чей-то плач глубинно чувствуя и смех,
Вдруг в каком-то озарении познаю,
Что душа на свете общая у всех -
Неразгаданная, вечная, живая.
А моя в ней – только малый, слабый вздох,
Капля в море, стёртый звук многовековья...
Да и душу для того мне вверил Бог,
Чтоб растить и наполнять её любовью.
Природа человеческой сущности мало изменилась,человек ищет облегчения в судьбе и обретения чуда...Поэзия способна дать надежду.
"Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции, таким, как у политика, торговца или шарлатана... Другими словами, оно лишается своего собственного эволюционного потенциала. Ибо то, что отличает нас от остального животного мира, это именно дар речи... Поэзия – не форма развлечения и, в определенном смысле, даже не вид искусства, а наша антропологическая, генетическая цепь, наш эволюционный лингвистический маяк."
Слова Иосифа Бродского обращены через автора читателю. Осталось дочитать стихи.
…То детский лепет крыльев бабочки,
То тень, то свет – земная сеть,
То снимок предков в тесной рамочке
Тебя заставят замереть.
Пока летит секунда длинная,
Стоишь с прикушенной губой,
И жизнь встаёт как поле минное
В тяжелом сне перед тобой.
А детский лепет крыльев бабочки,
А свет и тень – земные дни,
А снимок предков в тесной рамочке –
Каким намёком жгут они?
Ты что-то вспомнить попытаешься,
А что – не ведаешь сама,
А что – вовек не догадаешься:
Ни слёз не хватит, ни ума.
Но детский лепет крыльев бабочки,
Но свет и тень – земная жизнь,
Но снимок предков в тесной рамочке –
На них всецело положись!
Коркина автор мгновения,фотографической иллюзии в реальность,с детской непосредственностью открытий ,заставляющая замереть,чтобы не пропустить "лепет крыльев". Тонко сплетено и чувственно раскрыто.Одно из другого рождает значение.
Баллада о двоих
Ими движет безумная сила,
Что ни слово - то ярости пыл:
- Я тебя никогда не любила!
- Я тебя никогда не любил!
Ветер жёлтые листья закружит,
Обернётся пургой ледяной...
И однажды она занедужит
Беспричинной, неясной тоской.
И однажды в какой-то печали
Подойдёт он к ночному окну,
Ни земли не увидит, ни дали:
Всё у снега и ветра в плену.
Не понять и не вспомнить, что было,
И откуда летит через тьму:
"Я тебя никогда не любила!"
Почему же так больно ему?
Он сожмёт своё сердце в ладони,
Словно спрячет, что в нём затаил,
И в ответ прокричит, как застонет:
- Я тебя никогда не любил!
В "Балладе" иная Коркина, неистово защищающая любовь, понимающая трагедию утраты и той "безумной силы".Здесь внутренний разлад дается образом осеннего ненастья и напряжение душевных откровений за чередой неистовых эмоций. Любовь и ненависть два спутника ,две силы!
Созвездие Большой Медвидицы
Как страшно живая душа
Страдает, сгорает, дымится;
Как жаждет она из ковша
Живою водою напиться!
Но кто в тёмном мире большом
Поможет ей? Грустная тайна...
Лишь звёзды небесным ковшом
Прольют ей свой свет неслучайный.
"Печаль светла" и "грустная тайна" как у созвездия к порогу Мироздания!Случайность или выпало мгновение , символика "ковша" соединение с душой. Прольется ль свет? Кругом его движение ,стремление к новому,желание творить, а звезды, взяв в свидетели ,опять благодарить!
* * *
Обвенчанные ливнем и грозой,
Омытые божественной слезой,
Зачем же мы безжалостно предали
И небо с проглянувшей бирюзой,
И озеро с воздушной стрекозой,
Которые за нами наблюдали?
Забыть бы это всё, да крестный путь
Всё длится, не даёт передохнуть...
Да грома огнекрылые раскаты...
Да ты с мольбой немою: "Не забудь"...
Да я, в сиротство впавшая по грудь...
Утешь меня, скажи: "Не виноваты..."
В стихотворении перечень "преданных",в смысле "измен" образов. Сложена мозаика,в метафоричности которых не усомниться сам Господь. Они ведь по Его ведомству и существуют, и быть им вечно.
* * *
Что за звуки из разлуки
Вырастают в тишине? -
Будто вскидывает руки
Клён в шафрановом огне;
Будто стон бессонной ночью;
Заоконный чей-то взгляд;
Будто звёзды грусть пророчат -
Колокольцами звенят;
Будто в сердце знобкой дрожью -
Острый птичий коготок;
И течение под кожей -
Непокорной крови ток.
Лирические строки особо удаются автору,мастерство души "колокольцами"звенит.
Так рождается в течение "непокорной крови ток". Мистические ,завораживающие слова.
* * *
Не говори о возрасте, не надо.
А может быть, спасительна прохлада
Для всех живых, уставших от жары
Средины лета, возраста средины.
И, может, годы к нам не зря добры,
Одаривая пламенем рябины,
Подталкивая к холоду зимы...
И счастье, и любовь познали мы,
Печаль, и ощущение полёта...
Жизнь милосердна к нам была за что-то.
Наверное, уверена была,
Когда к зиме нас, как положено, вела,
Что мы вернём ей благо и даренье:
Спасём хотя бы птиц сердцебиенье
Своим добром, как ягодой рябины...
У жизни есть на то свои причины!
* * *
Сплетенье наречий, слиянье кровей и сердец.
Геннадий Жуков
Мы жили - когда-то - у Чёрного моря,
У Белого, Жёлтого, Красного - жили,
Весь мир исходили от счастья до горя,
До боли глухой в глубине сухожилий.
Иначе откуда взялась, человече,
В душе эта смутная вечная тяга
К слиянью сердец и сплетенью наречий?..
Не вымолвить слова, не сделать и шага
Теперь без неё.
* * *
Чёрной смородины с белой смородиной
Не перепутаешь вкус, аромат.
Вот бы и в жизни, нечаянно пройденной,
Так разобраться: кто прав, виноват.
Время идёт, ну а споры всё множатся.
Пушки палят, пахнет воздух бедой...
Жаль, что земля наша бедной заложницей
Под человеческой стонет пятой!
Миниатюры в поэзии можно представить осколками небесных тел. Каждый из которых в отсвете становится звездой. Миниатюры Валентины Коркиной узаконенный стиль. Из малых частиц собираются образы. Кропотливая работа. "Со мной пошепчется рябинка,поговорит со мной звезда..."
* * *
О, пусть обманут, пусть обидят,
Пусть во мне лучшего не видят -
Всё это, в общем, не беда:
Со мною дождь пройдёт в обнимку,
Со мной пошепчется рябинка,
Поговорит со мной звезда...
А это много, очень много,
А это как защита Бога
От всех безжалостных невзгод:
Даны мне лес, река и поле,
В степи весной тюльпанов море,
И вдохновенный небосвод...
* * *
Бывает ночь - ни огонька,
И тьма настолько глубока,
Как будто в мире всё исчезло,
И подступила к сердцу бездна.
А выйдешь утром на крыльцо -
Дыханье вечности в лицо,
Всё те же высь и твердь земная,
И даль прозрачная, сквозная...
Всё приведенное в пример для осознания,пусть каждый для себя найдет приют.Да главное поймём в чём жизни суть!
Рига.21 октября 2022 года.