Дмитрий Артис. Экспертный обзор конкурса Логаэд

Чалиева Елена
Дорогие участники конкурса «Логаэд» и гости конкурсной площадки!

Перед вами экспертный обзор конкурса от Дмитрия Артиса. Он прислал его в виде обращения ко мне,  редактору площадки, и я не стала что-то менять, оставила всё так, как он написал, слово в слово. Не стала добавлять также названия стихов лонг-листа и имена их авторов, так как в обзоре конкурсные номера указаны не у всех стихов, которые Дмитрий критикует. Но, прочитав внимательно обзор, мне стало ясно, что он написал о каких-то стихах более подробно, о каких-то – менее, но затронул в своём обзоре все 19 стихотворений. Всех спустил с небес на землю, так сказать.)) И правильно сделал. Думаю, что авторы-участники конкурса найдут здесь свои ошибки и учтут критику в будущих произведениях.

Редактор конкурсной площадки Елена Чалиева.

Итак, сам обзор.


Елена, здравствуйте. Я прочитал подборку. К сожалению, подборка слабая. С натяжкой мне понравилось (с большой натяжкой) три, хорошо, пять стихотворений и то, только потому что они выбивались из общей тональности неординарным подходом. В основном все стихи одними словами об одном и том же, а если шуточные - то на грани пошлости (17).

Любовная лирика – это тяжкий крест лирической поэзии. Зачитываться могут все, а вот писать – нести этот крест – дано не каждому. По любовной лирике можно судить об уровне автора. Не только о даровании, но и о его образовании - начитанности, о жизненном опыте, о вкусе, наконец.

Мне очень сложно оценивать стихи, где по воле автора в гортани находятся люди, которые заламывают руки:

Обратно пути не будет, в гортань не воротишь звуки,
А там ведь всё тоже люди, и тоже ломают руки.

Силлабо-тоника требует мощной концентрации и авторской внутренней дисциплины. Если этого нет, то техническая сторона (ремесло) так же проваливается, как содержание. Нигде не выдержана форма. Гуляет размер. Построение. То берётся за основу АВАВ, то вдруг появляется АВВА. Точные рифмы (избитые точные рифмы) чередуются с их отсутствием или (тоже с натяжкой) ассонансами и диссонансами.  Рядом с улыбка-гибкой может выскочить плавно-поляны. Если есть «время», то оно обязательно срифмуется с «бременем», а «просто» со «звездами». Вечер-встречи – два раза на короткую подборку.

Сомнительные инверсии для подгонки к размеру и рифме:

Стремясь сомненья сорвать колпак

Встречаются слова (допустим, хризопраз), которые торчат из стихотворения своей чужеродностью – и тоже ради рифмы. Елена, поймите правильно. Это не придирки. Это основа стихотворения: рифма – это инструментарий. Рифма для стиха, а не стихи для рифмы. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди, а не гвозди, для того, чтобы махать молотком.

Проблемы с логикой. В третьем стихотворении «прощальный плачь» условная красна девица переживает о том, что добрый молодец не сделал её наследницей. Улавливаете смысл? То есть, красна девица полезла в постель к добру молодцу, чтобы тот, написал на неё завещание и умер. Она переживает не о том, что осталась одна с ребёнком, не о том, что не получилось семьи. Она переживает, что не стала наследницей.

Уж ты гой-еси, добрый молодец,
Поигрался ты с красной девицей,
Сердце выморозил на холоде
И не сделал меня наследницей.

Есть стихи (7, 13), где автор прячет своё неумение строить фразы за такими знаком, как тире и троеточие. Это придаёт, безусловно, стихотворению цветаевскую экспрессию, но этой экспрессией всё ограничивается. Самого стихотворения не случается. Оно тускнеет под женскими истерическими выкриками.

И – в гнездо на берегу – слёту…
Декабристы – не цветы – люди.
Память – снам, ключи – земле росной…
По воде мои следы – слёзны,
на губах – солоноват воздух…

Да, и в такие стихи обязательно почему-то заканчиваются восклицательным знаком:

свежий ветер впереди – благо!

В одиннадцатом стихотворении что-то страшное творится. У брутального лирического героя на усах висит «таракан-ковбой». Он восхищается им и подумывает принять «от жизни мзду», чтобы отрастить себе бороду. Ковбою будет, где разгуляться.

14, 15 – стихи из пустого набора слов. Даже удивился, что они короткие. Так можно писать 54 метра за один присест. 16 – не обсуждаем. Это хорошо для эпиграмм и частушек. То есть, не формат.


Понравились чуткостью, неординарностью, легкостью, нежностью, внутренним покоем, – словом, содержанием (техника хромает, ну да босх с ней!) следующие стихи:

5. «В этой комнате»

"В этом доме все часы — полдни,
И дурные не черны вести".
А. Галич.

Далеко, на берегу моря,
Дом стоит – не на песке замок.
Не добраться до него горю:
Мы построили жильё сами.

В этом доме все часы - полдни.(с)
Яркий луч сквозь облака рвётся.
Без тебя мне будет так больно,
А с тобой – в душе моей солнце.

Никогда не станет нам тесно:
Ты укрытье для меня строил!
И дурные не черны вести (с),
Если в доме этом нас - двое.

В этой комнате хранят тайну
Молчаливые всегда стены.
Возвращайся поскорей, дай мне
Ненадолго стать твоей пленной.

8. «Звездный кот»

Как только бутоны звезд над землей раскрылись,
Кот в сумерках появлялся, шел на носочках,
Его камуфляж был соткан из звездной пыли,
Поэтому, шерстка ярче блестела ночью.

Наверное, дом имел, как и все когда-то,
На Марсе ли? На Венере? Да просто где-то.
Людей не боялся, смело шел на контакты,
Себя ощущая гостем с другой планеты.

Платил за любовь землянам мурчаньем с лаской,
Казался ночным искателем приключений,
На все откликался, Мурзика или Ваську,
Кормёжка важна, у имени нет значений.

Как только светало, кот растворялся в утре,
Пытался найти корабль, ну, когда же вылет?
Он больше всего боялся земных приютов,
В них может поблекнуть шерстка из звездной пыли.

9. «Заблудились...»

Рыжей лисонькой в лесу осень
Замела своим хвостом тропы.
Россыпь рыжиков среди сосен,
А лисичек и маслят – толпы.
 
Подосиновики все – в штабель –
И без них лукошко всё полно,
В нём одних боровиков шляпки:
Без пузатых ножек им – вольно.

Ах, какая красота всюду! –
Про запас бы всё вобрать в душу…
Так стояла бы, дивясь чуду,
День бы шорохи листвы слушать.

«Ци-фи-ци-фи»… То – синиц свисты…
Нам домой идти ещё рано:
Кислородом мы с тобой чистым
Надышались – а куда ж пьяным?!

И брусники бы набрать надо…
Тают ягодки во рту с хрустом.
Тоже тая, под твоим взглядом
Вспомню: «Ягодка опять» … с грустью…

Мох пушистый – в нём, смеясь, тонем,
Как сто лет назад, в лугах росных…
Потеряют в отчем нас доме:
– Заблудились, –  скажут, – в трёх соснах…

12. «Желание»

Нам хотелось бы стать как листья,
Как деревья и облака,
Чтоб дойти до воздушных истин
Ветерка, ручейка, цветка.

Чтобы вместе с благим рассветом
Покачаться на волнах дня,
Растворяясь в приволье лета,
Где из звуков лишь тишина.

Но не быть никогда с толпою,
Но не стать никогда как все,
А уйти в травяные покои
И уснуть в голубом овсе.

19. «Дом напротив»

Я живу на Печёрской улице,
дом напротив – старинный, каменный.
Декабрист, офицер и умница,
проживал здесь поручик Анненков.

Вечерами как будто слышится
скрип колёс экипажа зыбкого,
и хозяин, гляжу, спешит с крыльца –
к губернатору, может, вызвали.

А спина, как струна натянута:
хоть Сибирь не забыть, не вычеркнуть,
не сломили суды да тяготы
офицерскую стать и выправку.

Только биться с царями стоит ли,
воспылав о свободе мыслями?
Не напрасно костьми и стонами
по этапу дорога выстлана?

Проведя сквозь восторг и грозный вой,
жизнь рассудит – где вздор, где истина,
и отметит дощечкой бронзовой.
Не царёвой – людской амнистией.