Запах Папы

Александр Осташ
Запах Папы….  Я мог бы сразу сказать,что он пах угольной пылью. Но вы сразу не поймете. Я ведь почему сюда пришел? Чтобы рассказать – Чем пах мой Папа.  А сразу сказать про Угольную Пыль – вы не поймете. 
        У Папы было много запахов… Он пах сигаретами «Прима» (Прилуки), пах молоком,пах потом, пах морозом, пах мозолями рук, пах осенними листьями, пах простынями с мороза, пах ветром с пылью семечек, пах костром, пах железом своего инструмента, пах битумом,которым покрывал днище нашего «Москвича»,пах новогодней елкой,которую покупал, и она еще была в «летней кухне», пах запахом помидоров и огурцов,которые мы с ним покупали в магазине,который называли «Зеленка» (потому что там продавали зелень, пах бидоном с квасом, который он приносил, пах молодой картошкой с укропом, пах борщом,который сам варил, пах бензином,  пах бычками ,которые мы ловили на Азовском море, пах лекарствами,  пах уже пыльной комнатой,где умер, пах тополиным пухом, пах – кровью,когда порани себе руку,когда делал мне кораблик….      Мой Папа – пах Миром, в Котором я жил. И который он мне подарил……….
   Но я начну с запаха замерзших шнурков.    Да. Именно с них….    Папа возвращался со смены в шахте ночью – а я его Ждал.   Я просыпался сразу,как только слышал,как он подходил к двери. Я выскакивал с постели – и видел Папу. В заснеженной шапке, и на плечах его куртки – тоже был снег. И я развязывал ему шнурки.  Они были заскорузлые, я побеждал их,стаскивал с ног папы ботинки, и мы тихонько шли на кухню.   
НОЧЬ ЖЕ?   Папа доставал из холодильника бутыль молока и наливал две кружки – себе, и мне.   И мы пили молоко….   А иногда он доставал из кармана куртки остаток «тормозка» - пару конфет – и говорил  - «Это тебе заяц передал» !...    И потом мы тихонько ложились спать….
      МОЙ ОТЕЦ ПРОРАБОТАЛ НА ШАХТЕ «БУТОВСКАЯ» - 27 ЛЕТ.   БОЛЬШЕ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА…..
Полтора года я работал с ним вместе.   …После службы в армии я вернулся,отгулял «дембель», и три месяца пролетели, и нужно было выходить НА РАБОТУ. ИНАЧЕ  С Т А Ж прервется!!!!!   А тогда это было критично…. И папа сказал – Ну,что сынку…. Тогда давай ко мне. В ШАХТУ.   Он привел меня к бригадиру и сказал – вот. СЫН.  И меня -взяли.  Сначала учеником ГРОЗА.    (Горно-рабочий очистного забоя). Потом я двадцать дней отучился в учебном комбинате на ПРОХОДЧИКА и был уже в бригаде на ПР-4…
    Тогда  я понял,как Папа пахнет Угольной пылью…  Мы работали в одной бригаде,нов разных звеньях.   ТАКОВ ЗАКОН.  Отец и сын,брат и брат – не должны работать  Вместе.   Смысл простой – если погибает один из родственников – второй должен Остаться жив.
   ……И виделись мы с Папой только тогда,когда он Выходил из забоя, а я менял его.  И разговоры были такие – «Сынок -там на последней раме хомуты нужно дожать.И маслостанция на комбайне подтекает-не стой рядом-может лупануть под давлением. И «головка» конвейера в «штыбу» – нужно зачистить. Так что давай сразу-на лопату.    Мы обнимались – и Папа – Пах Угольной пылью…..     Он ехал «НА ГОРА», а я – в Забой…
     Потом была рабочая смена – «палили» грудь забоя, выгружали породу, доставляли материал для крепежа, ставили «ножки», стоя по колено в воде,накидывали «верхняк»  комбайном, затягивались, и потом уже – на «шахтном дворе» -  а это место,где уже много СВЕТА – бросали свои жетоны,садились в «КЛЕТЬ» - поднимались – ВВЕРХ.   К ЗЕМЛЕ,на которой СТОИШЬ,а не та,на которой стоишь, а еще столько же земли – НАД ГОЛОВОЙ….
     И потом – баня… Отмываешьс себя угольную пыль,переодеваешься в чистое, выходишь на остановку, а там!!!!  Мы все!   Мое ЗВЕНО.  Байдак – наш комбайнер. Гена Пшеничный, Игорь Гуцененок, Игорь Слесаренок, Андрей звеньевой , и Витя Жмуцкий – мой наставник.  Мой Наставник. Который всегда присмтривал за мной – потому что ему мой Папа наказал – «СМОТРИ ЗА МОИМ «СЫНОМ!».    А Витя всегда говорил – Семеныч! Все будет гарно! =)
    И вот мы стояли на остановке, и ждали свой автобусик «пазик»,который развезет нас всех домой, и от нас – валил ПАР!  Потому что мы были из Бани – разгоряченные, а Сверху – шел Снег……..              И ОН – ТАЯЛ НА НАС…
   А Шнурки  на ботинках – Замерзали.

Это был Запах Папы.            Запах Замерзших шнурков на ботинках.

Следующий запах – запах выкопанной картошки.. У нас был небольшой огород,и осенью – и папа,и мам-выкапывали картошку..  А когда уже – Ну Совсем Осень – мы всей семьей Возвращались на огород – и уже папа перекапывал огород. И картошки ,которые попадались, и буряки, все это -в костер – из засохшей ботвы.  И мама расстилала старое покрывало, и доставала – огуречики,соль в спичечном коробке,вареные яйца, сало нарезанное, хлебушек черный, и ,конечно маленькую бутылочку самогона, граненые рюмки, и был -СТОЛ!  Мы ели,обжигаясь, картоху из костра, сладкую свеклу, мама с папой пили по сто грамм, и небо было уже черным, НО!!!!!!!!!!Все- в звездах!!!    А мы еще шалили с сестрами и палками подсолнуха выбивали искры из костра – И – Д О Б А В Л Я Л И       З В Е З Д!!!!!!!!!!!!

     А следующий запах Папы – Летний.   Когда засыпал все тополиным пухом – я выпрашивал спички – мы жгли Тополиный пух.   Его было очень много – он ложился везде, и бросишь спичку – и огонь летит так быстро!   И это был восторг…….

       Осенний запах Папы – когда уже Щедрая Осень, и мы с папой брали велосипед,Папа прилаживал на багажник ящик – и мы ехали с ним  - за помидорами,огурцами,и наша летняя кухна дышала жаром!  Мама готовила морс из помидоров на зиму (на борщ), стерилизовала банки, закатывала огурцы, баклажаны, в бочонке закладывала яблоки на зиму,… 

      Моя любимая Мамочка…..  Она после войны – пережила ГОЛОДОВКУ. И самое главное для нее было – чтобы вся семья – была – Сыта и накормлена…..

      Запах крови Папы я тоже помню….   Я так хотел себе кораблик,который бы плыл на батарейке и с винтом.. Мы нашли все это в журнале «Моделист-Конструктор»,   папа все приладил, и когда нужно было сделать отверстие для привода винта – разогрел спицу,которую стащил у мамы (мама всегда вязала ) и нечаянно загнал ее себе в большой палец..   Папа даже не сморщился – сказал – Бери нож -и режь.  НЕ БОЙСЯ.   Я боялся..   Но я взял нож-разрезал палец и вынули спицу.   Потом Папа налил в граненую рюмку самогонки, опустил палец, потом я перемотал ему его черной изолентой….

       Последние запахи Папы были – Запахами Лекарств…   У него в комнате стояла большая миска заполненная таблетками.        ТЕПЕРЬ У МЕНЯ  - ТАКАЯ ЖЕ.    
       И самый последний – Теплый.Но уже уставший.. Так пахла его кепка,которая была в коридоре на полке.   Так пахла его одежда. …..

        И еще запах его рук.  Мозолистых. Уставших.  НО ВСЕ-РАВНО -ТЕПЛЫХ…..

       ТАК ПАХ МОЙ ПАПА.        Он снится мне реже…   Я скучаю за ним.
Я ТРЕВОЖУСЬ ТЕПЕРЬ – О СВОЕМ   СЫНЕ.   НО КОГДА ПАПА СНИТСЯ МНЕ – МНЕ БОЛЬШЕ СНЯТЬСЯ  ЕГО   -   ЗАПАХИ.     И ТОЛЬКО ,КОГДА Я ПРОБУЖДАЮСЬ -    ВИЖУ ЕГО Л И Ц О  -      И СНОВА ТО ЖЕ     -      « СЫНОК,ТАМ МАСЛОСТАНЦИЯ, ТАМ НА ПОСЛЕДНЕЙ РАМЕ ЗАТЯНУТЬ…….»            

       А У МЕНЯ БЫЛ САМЫЙ ЛУЧШИЙ В МИРЕ ОТЕЦ.   И Я НЕ СКАЗАЛ ГЛАВНОГО – ЗНАЕТЕ ,КАК ОН УЛЫБАЛСЯ?         ОН УЛЫБАЛСЯ ТАК, ЧТО ,ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ Я ЗАЖМУРИЛСЯ -    Я БЫ ВСЕ-РАВНО ВИДЕЛ – КАК ОН  СЧАСТЛИВО УЛЫБАЕТСЯ.