1. О силе поэтического слова

Евгений Карпов Ярославль
   

 Вкусив плоды своих творческих трудов, и приобщаясь к трудам моих собратьев по творческому ремеслу, я стал задумываться над вопросами о сути поэтического творчества и о силе поэтического слова, поскольку без ответа на эти основополагающие вопросы автору трудно искать дорогу к повышению уровня мастерства и рассчитывать на положительные оценки своих работ в кругах любителей поэтического жанра.

 Суть поэтического творчества видится мне в желании автора поделиться с другими людьми своими познаниями окружающего мира и обретёнными в процессе познания откровениями. Подача упомянутых откровений будет всегда взаимосвязана с мерой авторского таланта и с миром авторской души. Итоги творческого труда должны всегда приносить автору искомое удовлетворение, граничащее с чувством радости или душевного потрясения. Только в этом случае у автора появляется надежда, что его творческие работы могут найти отклик и в душах других, близких ему по духу людей. Но чтобы подойти к таким результатам в работе, автору необходимо научиться любить поэзию в себе чуточку больше, чем самого себя в поэзии.
 
 Определившись с ответом на вопрос о сути поэтического творчества, я попытался отыскать и свой ответ на вопрос о силе поэтического слова.

 Так в чём же заключается сила поэтического слова? Как эту силу в слове автору воплотить, чтобы читатель смог её потом ощутить и выявить? На мой взгляд сила поэтического слова кроется, прежде всего, в глубине и ясности авторских мыслей, в достоверности отображаемых картин и событий, в сочетании простоты и красоты поэтического слога, в искренности авторских взглядов и чувств. Если люди, воспринимая авторские слова, не плачут и не смеются, если соединённые в ритмические строчки слова не будоражат их души, не побуждают их сознание к размышлениям о жизни, то и никакой силы в авторских словах нет. А без этой силы в словах трудно рассчитывать на широкую поддержку и одобрение результатов наших творческих трудов.

 Поскольку в поисках истины бывает полезно сопоставлять наши собственные мысли и взгляды с мыслями и взглядами других людей, я решил обратиться к высказываниям известных поэтов и писателей, внёсших свой весомый вклад в мировую литературу:

«Мы не только еще не подумали приблизить поэтический слог к благородной простоте, но и прозе стараемся придать напыщенность, поэзию же, освобожденную от условных украшений стихотворства, мы еще не понимаем. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность»   (А. С. Пушкин)

 В качестве образца, подтверждающего сказанное, здесь будет уместно привести строчки известного всем стихотворения Александра Сергеевича:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

 В этих строчках нет ни метафор, ни сравнений, ни иных искусственных красивостей, а вот настоящая поэзия, способная затронуть самые тонкие струны души человеческой здесь присутствует в полной мере.
 
«Всё великое просто, но оно даётся большим трудом. Простота пушкинских стихов, кажется, достигнута поэтом без усилия. В действительности простота в нашем деле труднейшее искусство. Для неё изнуряешь себя до последней степени» (Алексей Новиков-Прибой)

 «Все великолепные вещи побеждают именно своею мудрой простотой. Долой все словесные ухищрения и затейливые красивости! Писать надобно просто, и чем проще – тем лучше. Как будто беседуя по душам с милейшим другом, от которого ничего не скрываешь, он всё поймёт и оценит с полуслова. Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо. Писать надо так, чтоб читатель видел изображённое словами, как доступное осязанию. Проще! Короче! И будет сильно, будет красиво».  (Максим Горький)

Поэты начинают с того, что пишут просто и плохо, потом сложно и плохо и, наконец, просто и хорошо. Последнее удаётся немногим. (Генрих Гейне)

В общем, каждый пишущий, если он талантлив, в конце концов, приходит к простоте.(Юрий Казаков)

Писать просто и ясно также трудно, как быть искренним и добрым. (Сомерсет Моэм)

И вот здесь возникает новый вопрос, вытекающий из приведенных высказываний. Почему простота и ясность ставятся великими людьми во главу вершины поэтического мастерства? На мой взгляд, ответ кроется в том, что простые и ясные слова легче находят дорогу к душе человеческой, пробуждая там ответные чувства и порождая в сознании людей живые ассоциативные отклики.

 В одной из телепередач, посвященных творчеству Михаила Исаковского, шел разговор о судьбе песни «Враги сожгли родную хату», одной из лучших песен о войне, и о реакции зрительного зала на её первое исполнение, когда все зрители встали в едином порыве, а слёз не могли сдерживать даже прошедшие войну фронтовики.

…Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

 В этой же передаче было найдено ёмкое и абсолютно точное определение творчества Михаила Исаковского: «Гениальная простота».

 Арсенал простых слов доступен каждому автору и никаких ограничений по его использованию не существует. Как же тогда получается, что одни авторы легко могут плести из простых слов прекрасные кружева, а другие не могут найти им достойного применения. Выходит, что вся сложность поэтического искусства заключается не в словарном запасе автора, а в том содержании, которое он желает воплотить в простых словах. Но где искать тот заветный источник, из которого можно черпать без конца и содержательную основу стихотворений, и вдохновение, и мастерство? А источником всего этого богатства является душа человеческая вместе с отмеренной ей мерой творческого таланта.
(Продолжение следует)