2. Всё познаётся в сравнении

Евгений Карпов Ярославль
 
 Каждый человек приходят в этот мир со своей мерой врождённых дарований.  И если спросить художника о том, кто управляет движениями его руки, то скорее всего ответа на свой вопрос вы не получите, поскольку эти движения для него являются такими же естественными, как и его дыхание. В качестве ответа на подобный вопрос я был однажды озадачен встречным вопросом о том, что художнику тоже непонятно, как с помощью слов можно создавать достоверные портреты и картины, передавать ясно и красиво мысли и чувства человеческие.

 Ответ на оба этих вопроса я нашел в сравнении двух творческих направлений.
Поэтами или художниками не становятся, исходя из личного пожелания. Поэтом или художником нужно родиться. 
 Когда мои размышления об источнике творческого мастерства стали обретать  определённую стройность, я получил неожиданную поддержку от Мадам Ленуш,  пожелавшей  разместить на своей страничке стихотворение французского поэта Реймона  Кено «Искусство поэзии» в русском переводе Михаила Кудинова, анонсированное её же словами:

«Обожаю это произведение... и пусть оно тут тоже будет... В дневнике затерялось, а в резюме некоторые французские буквы и "значки" отображаются неверно... но возможен и такой выход )) Прошу любить и жаловать...
Любимая французская классика...»

РАЙМОН КЕНО
(1903-1978)

ИСКУССТВО ПОЭЗИИ

Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звезд, немножко перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз все это.

Теперь пишите! Но сперва
Родитесь все-таки поэтом.
 
 Русский поэт Валерий Брюсов подобные мысли выразил следующим образом: «Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил».

 Поэтическое творчество в силу его кажущейся простоты и доступности привлекает под свои знамёна огромное количество сторонников. Такая массовость объясняется  наличием у людей способностей передавать свои впечатления об окружающем их мире посредством простого устного рассказа, который, при желании, вполне можно запечатлеть ещё и в письменном виде. Стоит лишь попытаться придать подобным сочинениям некоторое подобие ритмического звучания и рождение нового соискателя поэтической славы становится свершившимся фактом. Однако способностями к словесному отображению запоминающихся картин окружающей жизни, да ещё в обрамлении своих собственных мыслей, взглядов и чувств, люди наделены далеко не в равной мере и эта мера определяется их индивидуальными врождёнными дарованиями. Изменить меру наших врождённых дарований, как бы нам этого не хотелось, мы никогда не сможем. А поведать миру мы сможем лишь то, что отложилось в нашем сознании и в нашей душе, и в том обрамлении, которое наша душа подберёт и одобрит.
 И в живописном, и в поэтическом творчестве можно совершенствовать только техническую сторону мастерства, которая может быть изложена в виде обобщенных теоретических наставлений и советов. Выбор тематической основы стихотворения, подбор соответствующего выбранной теме размера ритмического звучания, наполнение каждой строки и всего стихотворения в целом ясным содержанием, придание каждой строке лёгкости, логичности и красоты – всё это определяется миром нашей души и мерой отпущенного нам творческого таланта.

 Теперь позвольте мне снова возвратиться к упомянутому ранее сравнению. Сравнивая живописное творчество с поэтическим, я пришел к выводу, что в поэзии, как и в живописи, имеют место быть и яркие жанровые картины, и живописные пейзажи, и превосходные портреты, и ничего не выражающие абстрактные полотна, и бессмысленные инсталляции. Вот только в живописи слабость и несостоятельность авторских работ сразу же всем бросается в глаза, в то время как слабость словесных работ менее заметна на фоне огромной массы маловыразительных творческих работ, которые не способны вызывать в душах читающих людей ни малейших предпосылок к ассоциативным откликам.

 Вместе с тем следует признать и тот непреложный факт, что любому творческому направлению, будь то живопись, музыка или поэзия, свойственно стремление к поиску новых форм выражения содержания, что объясняется особенностями индивидуального восприятия окружающего мира людьми и их индивидуальными предпочтениями в выборе средств отображения. Новые течения и новые формы следует приветствовать, если они не превращаются в бездушные словесные конструкции, а пробуждают в душах других людей живые ответные чувства.

(Продолжение следует)