Искры памяти. 23

Георгий Родд
        П О Д Р О С Т О К\продолжение\

       Говоря о моей жизни необходимо ещё раз\и не в последний\ вернуться
к описанию города Алма-Ата предвоенной и военной поры. Сразу с началом войны
в городе был введён комендантский час \с 23 часов вечера\, который с некоторыми
послаблениями действовал до 1953 года. Было введено абсолютное затемнение.
А самое главное это военные патрули, днём редкие, а ночью достаточно
многочисленные, для помощи милиции для борьбы с воровством и бандитизмом.
Но город всё равно жил ночной жизнью. Влюблённые встречались и провожались,
с риском как быть встречены бандитами, так и быть пойманы патрулями.
       Это ночь. А днём это был совершенно другой город в котором работали
парки, правда из аттракционов были только качели-лодочки. Работали театры
и кинотеатры, зоопарк и стадионы. Расскажу лишь об одном театре. Казахский
Академический театр оперы и балета был сдан в эксплуатацию в 1940 году.
Это было уникальное здание. Небольшой зрительный зал на 800 мест, с боковыми
ложами и галеркой на 100 мест. Хотя туда обычно набивалось более 200. На
спектаклях был постоянный аншлаг. Особенностью зала была идеальная акустика.
Как говорили специалисты она практически соответствовала акустики театра №1
земного шара Миланскому "Ла Скале". Я этого утверждать не могу, но будучи
в театре много раз, могу сказать, что не только голос певцов был прекрасно
слышен в любой точке зала, но и обыкновенная речь с трибуны во время всяких
заседаний. Бывал я и выступающим на сцене. Но об этом в соответствующих
главах.
      К зданию театра была пристроена гостиница и апартаменты для жизни
знаменитостей артистического мира. В том числе там жил Джамбул. Вот о нём,
как типичном представителе творческой элиты того периода надо рассказать.
В Советское время Сталиным были созданы фетиши, на которые должен был
равняться народ во всех областях жизни. Это шатёр Стаханов, лётчик Чкалов,
полярник Папанин. В творческой среде это были, прежде всего, национальные
кадры. В Белоруссии поэт Якуб Колос, в дагестане поэт Сулейман Стальский, и так
везде. В Казахстане это был акын Джамбул. Это был уже глубокий старк. В 1945
году ему отмечали 100-летие. Абсолютно не знавший русского языка, не умел ни читать, ни писать. Возможно среди казахских акынов он был лучшим. Но его
произведения на русском языке вызывают удивление. Самые известные "Песня
о Сталинской Конституции" и "Обращение к блокадным Ленинградцам"- "Ленинградцы
дет мои, Ленинградцы гордость моя". Правда у него был переводчик поэт Павел
Кузнецов.
      Джамбул не расставался со своей домброй и в любой момент мог затянуть
что-то своё. А голос был отменный. Он расстался с ней только один раз, когда
его принимал Сталин в гостинице "Москва". За это он выторговал право сидеть
при Сталине на ковре в своей любимой позе. А теперь другая картина. Сцена
оперного театра, идёт какое-то торжественное собрание. Стол президиума, а на
коврике между ним и оркестровой ямой сидит Джамбул с со своей "балалайкой"
и к тому же постоянно жуёт "нас" \национальный казахский слабый наркотик\,
который постоянно надо менять на новый кусочек. Первый секретарь ЦК Компартии
Казахстана делает доклад, естественно на русском языке, и тут Джамбул,
проснувшись, хватает свой инструмент и начинает что-то петь. Все вынуждены
ждать. Но это ещё не всё. У него кончилась жвачка, и он вместо того чтобы
вынуть кусочек изо рта и положить другой просто харкает вперёд. А харчок
мощный и летит через оркестровую яму на сидящих высших чиновников в первом
ряду. Это я видел собственными глазами. Вот такой образец культуры.
      Правда в современном Казахстане Джамбул становится персоной Нон Грата,
ибо казахских текстов не сохранилось \их не было\,а в русских он славит
Сталина и Советский народ. По крайней мере все улицы его имени, во всех крупных
городах, переименованы. Такова же участь и действительно хорошего писателя
Мухтара Ауэзова. Так как он в своих романах много писал о истории казахского
народа, сильно отличающейся от того, что говорят официальные историки.

      \продолжение следует\ Рекомендую читать все главы по порядку.