Граф Шувалов

Владимир Грачев 3
   Небольшое село, затерянное в глубинке Рязанской области, стало моей малой родиной. Пятнадцать километров по бездорожью до районного центра - посёлка Путятино, были постоянной проблемой для жителей села Унгор. Единственный транспорт, который тогда ходил в райцентр - это "молоковоз", в зависимости от времени года он мог быть разной комплектации:

   Летом — бортовой автомобиль.
   Осенью — трактор «Беларусь» с прицепной телегой.
   Зимой — гусеничный трактор с прицепными санями.

   «Автовокзалом» считался «Путятинский Молокозавод».

   По дороге до районного центра, односельчане часто рассказывали истории о старинном селе Унгор.
   Одна из таких историй - о графе Шувалове, мне очень хорошо запомнилась, потому, что она полностью соответствовала действительности...

   А неоспоримые факты существуют и до сегодняшних дней.

   В нескольких километрах от села Унгор стоит большой лес и называется он, «Шуваловским», об этом знают все жители села Унгор.

   А вот рассказ о том, что происходило в селе Унгор - в те далёкие времена, вы можете почитать далее…

   Граф Шувалов, живший во времена царицы Елизаветы, был очень богатым и предприимчивым человеком. И поэтому у него по всей России находилась в его личной собственности недвижимость: заводы, земли, леса, и крепостные крестьяне.

   В селе Унгор, Рязанской губернии, он имел в личной собственности: лес, и крепостных крестьян.

   Лес охраняли конные объездчики, и входить в него простому крестьянину, строго запрещалось...

   Однажды в село Унгор, во время уборочных работ, наведался с проверкой или каким – то другим вопросом, сам - Пётр Иванович Шувалов...

   Остановился он в поле, где его крепостные крестьяне молотили *цепами просо. Поговорил с ними об их житейских проблемах, словом, расположил их к себе; своим обаятельным, и внимательным отношением.

   Один из крепостных крестьян спросил Петра Ивановича:

   - Пётр Иванович, вы такой богатый человек - у вас столько крестьян, и такой большой лес, не тяжело ли вам управлять таким большим хозяйством?..

   Пётр Иванович улыбнулся, подошёл к мешку с пшеном и зачерпнул полную ладонь пшена. Потом, подошёл к этому крестьянину — раскрыл ладонь, и, взяв одно маленькое зёрнышко, ответил ему:

   - Ваш лес, земля, и крепостные крестьяне, составляют вот такую, маленькую долю от моего общего богатства и управлять всем этим мне, совершенно несложно.

   Перед революцией, видимо уже его сын, планировал сделать железную дорогу: от станции – «Шилово», до станции – «Вёрда» (Сараевского района), с целью вывозки разработанного леса из села Унгор, а также в его планах были пассажирские перевозки людей по маршруту:

   «Шилово» – «Путятино» – «Унгор» – «Васино» – «Можары» – «Сараи» - станция «Вёрда».

   Но этим планам не суждено было сбыться, помешала революция 1917 года...

   Подъезжая к районному центру и сидя на молочных флягах, пассажиры «рейсового автобуса» шутили:

   - Не было б революции, ездили б сейчас на электричке!
   - И горя б, не знали!

   Возможно, в этой шутке, есть доля правды...

   Мне и сейчас трудно себе представить, что когда – то, перед революцией, можно сказать Цари — пытались решить проблему, никому не нужной глубинки. И уже в то время, планировали сделать железную дорогу...

   Не знаю? Для кого как! А мы в своём селе всегда добрым словом вспоминали графа Шувалова!

   И часто ругали революцию, которая загнала в тупик русские деревни — своим бездорожьем...
 
   А теперь, видимо, надо ругать — наших депутатов...

   Именно при них, многие деревни исчезли с лица земли, и теперь эти места называют одним нехорошим словом - «Урочище».

   И невольно думаешь, был бы сейчас граф Шувалов - то было б всё — совсем по - другому!

    *Цеп — цепа: ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной деревянной ручки и прикрепленного к ней ремнем деревянного била.

                Владимир Грачев,
                п. Тазовский, 19.12.2019 г.