Нагорная проповедь, Лука и Зоровавель

Вартимей Сынтимеев
Гора и равнина
Нагорная проповедь в Евангелии от Матфея (Мф 5. 3 - 7. 27) и проповедь Иисуса «на ровном месте» (Лк 6. 17, 20-49) очень сходны по структуре, особенно читателю запоминаются Блаженства. Попытки согласовать исторически эти тексты сводятся к тому, что это было плоскогорье. Но есть и другие взгляды. Матфей формирует большую «программную» проповедь Иисуса как речь Нового Моисея, и гора здесь - Синай. У Луки же, как думает Вартимей, скорее тема благовестника на Сионе (Ис.52:7):"Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» - «Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой» (но об этом я здесь не пишу).
Но почему у Луки равнина?
Ключевыми здесь являются слова Захарии о Зоровавеле:
Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нём!» (Синод.пер.) - Какой бы ты ни была великой, гора на пути Зоровавеля, осядешь ты — равниной станешь! Ибо надлежит ему завершить строительство и положить последний замковый камень при громком ликовании людей: „Благоволит, благоволит к нему Бог!" (пер. Кулаковых) - “Что ты еси, горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство благодати, благодать его (Елизавет) - Захария 4:7.
«Мы с самого начала утверждали, что в Зоровавеле и Иисусе изображается Христос, как в каждом отдельно, так и в обоих вместе, как единая Личность; ибо в Нем совмещается и Царь Израилев, и Первосвященник» (свт. Кирилл Александрийский).
Кто же такой Зоровавель?
«Фигура Зоровавеля, одного из руководителей иудейской послепленной общины (ср.: 1 Езд 3. 2), занимает центральное место в божественном плане спасения Израиля и восстановления Иерусалимского храма: «...руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его...» (Зах 4. 9). Многие исследователи согласны с тем, что «Захария считал Зоровавеля новым Давидом, Мессией в типично ветхозаветном значении царя-помазанника» (Redditt. 1995. P. 44); Зоровавель стал одним из предков Христа по плоти, упоминаемых в евангельских родословиях (Мф 1. 12-13; Лк 3. 27)…Захария получает повеление взять серебро и золото у репатриантов, пришедших в Иерусалим из плена, изготовить венцы и один из них возложить «на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого». Первосвященник Иисус символизирует Мужа, имя Которому Отрасль; этот Муж «создаст храм Господень и примет славу... и будет владычествовать на престоле Своем» (Зах 6. 11-13).  Возвещается будущее пришествие Царя-Мессии, несущее радость Иерусалиму и горе языческим народам. Господь уничтожит «высокомерие Филистимлян», «сделает… бедным» накопивший большие богатства Тир и защитит Свой город от всех притеснителей (Зах 9. 4, 6, 8). Пришествие Мессии будет торжеством для «дщери Иерусалима»: «…се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; Он сокрушит «бранный лук», возвестит «мир народам» и утвердит Свое владычество повсюду, «от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах 9. 9-10).
Восстановление Израиля сравнивается с освобождением «узников… изо рва», которое Мессия совершит «ради крови завета» (Зах 9. 11). Господь Саваоф защитит сынов Сиона, Он «возгремит… трубою» против притеснителей и спасет, «как овец, народ Свой» (Зах 9. 14-16). Он посетит «стадо Свое, дом Иудин» Господь «утешит... Сион» (Зах 1. 17) и снова изберет его в качестве места Своего пребывания: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя...» (Зах 2. 10). Сион, «гора Господа Саваофа», будет названа «горою святыни», а Иерусалим станет «городом истины» (Зах 8. 3). К «дщери Сиона» обращено и известное мессианское пророчество З. п. к., относимое обычно к входу Господню в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9)» (цитата из Православной энциклопедии (ПЭ - https://www.pravenc.ru/text/182655.html ).
Видения пророка Захарии-серповидца, странные и непонятные, образуют единое мессианское откровение, итогом которого становятся слова: «И издали придут, и примут участие в построении храма Господня, и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего» (6:15).
Что же такое великая гора? Это - храмовая гора, которую сдвинет Иисус, разрушая Храм. Своей "проповедью на месте равне" Иисус разрушает иудейский закон, становится новым храмостроителем, Новым Зоровавелем.
Он строит храм тела Своего Воскресшего после страданий. И именно о страданиях и предательстве говорится у Захарии.Это ряд знаменитых пророчеств.Одно из них:
"Они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (12:10)
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников»
«О, меч! Поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь…порази пастыря, и рассеются овцы…» (13:7)
Мысли и видения Захарии близок Луке, прозелиту из эллинов:
"«Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8, 23).
И, как ни странно, пафос сложного и запутанного символиста Захарии близок пафосу простого Евангелия радости, написанного Лукой:
 «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9)...«И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой» (Зах. 9, 16).
Зоровавель рассматривался типологически Отцами как прообраз Христа:
«Если Бог говорит это о Зоровавеле, то, рассматривая исторически, ты можешь отнести эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их и Христе, ибо Он сделался нашим основанием, и все мы духовно построены для Него в храм святый» (свт. Кирилл Александрийский).
«Если Зоровавель прообразует здесь Сына Божия, то храм – человека, сотворенного Богом и восстановленного после грехопадения» (прп. Максим Исповедник).
Место Нового Синая – это гора Преображения у Луки.
«и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира они видели  Бога, и ели и пили. И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там» (Исх. 24:11-12).
Они будут есть и пить скоро, в Сионской горнице. И после этого Он взойдет на гору и будет там, пока не скажет «Совершилось!»
И будет время искушений для учеников.
«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» (13:9).
И будет третья гора Луки. Гора Вознесения. О ней говорит только Лука, говоря о Вифании, селении, находящейся на Елеонской горе.
«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою дольною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу» (14:4) (Паремия на праздник Вознесения Господня).
«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:50-52).
Исполнились слова проповеди на горе, ставшей равниной перед Новым Зоровавелем:
«Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь!» (Лк 6:23)
#Вартимей_Сынтимеев