Кларнет - потомок древних тростниковых

Сергей Маркус
КЛАРНЕТ – ПОТОМОК ДРЕВНИХ ТРОСТНИКОВЫХ


Кларнет – потомок древних тростниковых.

Когда услышишь вдруг «гусиный писк» -
Взгляни, брат, в небо, улетай за ними.
Что… в верхних нотах режет цепкий крик?
Не бойся, боль чиста, отчаянье - целебно.
В регистрах средних гордость, благородство, нежность:
Всё в умной сумме, в дивности святой.
Но ты не трусь войти в подземны царства,
Застыла ярость в них, тьма, полная угроз.

Верь в тростники: в снах Греции, в Египте
Возрос наш разум, сердце мир узнало
В свистящем ветре, в угольях костра,
В тягучем скрипе и в разбойном звоне,
Во вздохах мысли, в шёпотах любви,
В дыхании гигантских трав – страсть трости.
Сроднишься с тростью, станешь как она?
Сам станешь музыкой, кларнетом – светом ясным.

Ты - человек, ты мыслящий тростник.


13 ноября 2022 года - Кларнет уходит корнями в ранние одинарные тростниковые инструменты или рупоры Древней Греции и Древнего Египта. На Ближнем Востоке и в Европе со времён Средневековья его предшественники - альбог, альбока и двойной кларнет.

Трость (язычок) - звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых сортов гигантского тростника (Arundo donax) или (реже) других видов тростника.

Звуки в разных регистрах описаны разными композиторами порой критично, порой с восхищением.

Глинка в «Заметках об инструментовке»: «Кларнеты. Интонация их никогда не может быть совершенно верна — от свойства материала, из которого этот инструмент делается (дерево твёрдое и гибкий тростник). Употреблять их должно с большою осторожностью: после пауз они часто срываются и издают звук резкий, противный, вроде гусиного крика. (…) Самые верхние ноты неприятно крикливы, а самые нижние имеют особенный, угрюмый, фантастический характер».

Берлиоз в «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке»: «В тембре высокого регистра есть что-то пронзительное, тембры среднего регистра подходящи для певучих мелодий, арпеджио и пассажей; тембру низкого регистра, особенно на выдержанных нотах, свойственны те полные холодной угрозы эффекты, те мрачные звуки застывшей ярости, вдохновенным первооткрывателем которых был Вебер… Характер звуков среднего регистра носит отпечаток какой-то гордости, смягчённой благородной нежностью. А это делает их способными к выражению самых поэтичных чувств и мыслей». (Цитаты из цикла «Музыкальные инструменты» Александра Майкапара – «Кларнет». Журнал «Искусство» № 15, 2009 г.).

«Кларнетом – светом ясным» - Кларнет был изобретён в конце XVII - начале XVIII столетия. Звучание первых образцов нового инструмента напоминало тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся «кларино» (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от латинского слова clarus — «ясный» (звук). Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту ; clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino».

«Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий…». Автором этого изречения является известный французский учёный и философ Блез Паскаль (1623-1662 гг.).