По конкурсу - Сарказм

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/10/11/1975 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/11/14/4210 - Итоги конкурса

Мне показалось, что это был трудный конкурс. Заявок на участие в нем поступило много - довольно быстро набралось достаточное для начала голосования число произведений, но, к сожалению, подавляющее число участников не захотело разобраться с тем, что называется тропом "сарказм" - одним из нескольких специфических тропов комического жанра поэзии.

Слово сарказм у большинства из нас на слуху - почти любое обличение, насмешку, иронию, высмеивание кого-то или чего-то мы в разговорной речи связываем со словами "сарказм" или "саркастически", между тем, многое из этого относится к совсем другим фигурам речи, а иногда и вовсе не содержит в себе никаких фигур - никаких специальных выразительных средств поэтического языка, а является буквальным описанием мнения автора о том, что он наблюдает или думает. И если это мнение выражено грубо, а то и содержит намеки на нецензурную речь, то оно от этого сарказмом не становится. Скорее,признаком плохого языка поэта! Или говорит о том, что автор не чувствует разницы между выбором стихов на конкурс поэзии, проводимом на литературным сайте, и прочтением этих стихов в кругу своих друзей - специально для любителей  подобного языка и тематики.

В нашем конкурсе речь шла о тропе САРКАЗМ - одном из нескольких тропов комического жанра поэзии. Напоминаю: троп - это оборот речи (фигура речи), все слова и выражения которого употребляются в переносном значении для создания художественного образа. Сарказм - это разновидность тропа. В нем тоже слово или выражение меняет своё значение с прямого на переносное. Так сарказм предполагает, что произносится, например, похвала или благодарность, а подразумевается прямо противоположный смысл. Резкий контраст между тем, что сказано, и тем, что подразумевается, служит орудием изобличения и насмешки над явлением или событием, которые мы описываем стихами.

На конкурс нужно было представить стихи, в которых, по мнению участника, присутствует пример саркастического высказывания. При этом, я принимала всё, что мне предлагали: факт приема стихотворения на конкурс не означает того, что участник правильно сделал выбор своего стихотворения! Поэтому, чтобы иметь шанс победить на конкурсе НЕСЛУЧАЙНО, требовалось, как минимум, предварительно почитать теорию - ссылка на статью о сарказме была указана мною в конкурсном задании.

Зашли по этой ссылке далеко не все участники, что, конечно, никто не обязывал их  делать. Участники посчитали себя подкованными литераторами, тем не менее, пакет принятых произведений меня опечалил. Что-то более или менее подходило под соответствие тропу, что-то - вызывало большие сомнения, а что-то - не подходило. Причем, совсем. Задание действительно оказалось трудным! Признаюсь, что когда я этот конкурс затевала, то была уверена, что на моей авторской странице найдется уйма стихов, использующих данный троп самым очевидным образом. Оказалось, что это не так: пересмотрев множество своих стихов (а у меня их  на странице скопилось уже более полутора тысяч), я с превеликим трудом нашла одно, более или менее подходящее для этого конкурса! Так что я на участников не в обиде за их ошибочный выбор. Если и обижаюсь, то только  за их поверхностный подход к выбору стихов и за некоторую их... самонадеянность что ли! За их странную для меня уверенность в том, что они всё знают, и потому им незачем и некогда что-то перед конкурсом читать о жанрах поэзии и  о художественных средствах нашего богатейшего русского языка, который мы все, наверное, и наполовину еще не знаем! Учебные конкурсы ТМА  для этого и проводятся - для совершения наших маленьких открытий, а вовсе не ради радости случайно попасть в число призеров и потом долго ссылаться на свои победы где-то еще...

Но я опять отвлеклась от темы. Обобщу, что же именно должно было присутствовать в тексте стихов конкурса "Сарказм":

В тексте конкурсных стихов должна была быть хотя бы одна фраза с переносным смыслом, которая звучит как похвала, а по смыслу является обличением. Все остальное, что кажется нам сарказмом, это либо другие выразительные элементы комического жанра (сатира, ирония, пародия, публицистика...), либо буквальное и часто грубое обличение, насмешка или критика,  а вовсе не троп сарказма. В тропе сарказм нет и не должно быть  явного оскорбления или прямого обличения или осуждения - они там всегда замаскированы под свою противоположность!

А теперь перейдем к долгожданным примерам. Покажу их не все, а только самые выразительные. Причем, в этот раз я не буду оценивать достоинство стихов или критиковать их несовершенства, а буду только показывать вам фрагменты текста, где, по моему мнению, троп "сарказм" присутствует (такие места я выделила заглавными), не присутствует совсем или у меня есть большие сомнения, в том, что стихи содержат троп именно сарказма, а не иные фигуры речи комического жанра.

**************************************************

4. СПАСИБО. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ

Авторское примечание: С буквой "с" - строки из Андрея Вознесенского.

Судьба нас гнала и косила,
Мы смуты видали не раз,
Кому же мы скажем "спасибо"
За то, что творится сейчас?

Спасибо, что в рощах осенних    с
Сквозь вырубки видится даль,
Спасибо, что наше веселье
Осилить не может печаль.

Спасибо за вздутые кроны,       с
Спасибо за тонущий рубль.
На смену придут миллионы,       с
Придут миллионы к кому?!

Увидеть истоки не просто,
Но всё же понять мы должны.
Как "зрел" беспредел девяностых
И гибель Советской Страны.

Обкурена дымом кадила,
В тенетах ворья и вранья,
Ты, верно, опять заблудилась
Отчизна больная моя.

Россия, тебя я не бросил,
В дни смуты храня твой завет
Я выжил, спасибо за осень.        с
За ясность в моей голове
Спасибо.                с

Присутствие тропа здесь можно обнаружить во 2 и 3 строфах стихотворения, где  автор благодарит за то, "что в рощах осенних сквозь вырубки видится даль" и за "вздутые кроны и за тонущий рубль", поскольку на самом деле он этому совсем не рад, а наоборот, упрекает, хотя и не называя адресата -"кому же мы скажем "спасибо" за то, что творится сейчас?". Понравилась толковая концовка стихов (где, кстати,  нет никакого сарказма!!): "За ясность в моей голове - спасибо".   

5. ОДИН РАСПИЛИЛ НЕЗНАКОМКУ. МИХАИЛ ПРОСПЕРО
(Непредвзятый разбор текста "Николаев Юрий.  Незнакомка Блока". )

                Душа человека - потёмки, поэта душа - тёмный лес.
                ...один распилил "Незнакомку" - коллега. Вот ссылка на срез <...>

Исследовал целые сутки. И выяснил опытом личным,
Что дама сия - проститутка, дежурит на месте обычном,
Что место и ныне имеет. И, в общем-то, что из того?
А то: Блок писать не умеет! Неряшливы рифмы его.

И страуса перья не к месту качаются средь головы.
Короче - всё пусто и пресно, всё бред алкогольный, увы.
Стих вроде пустого вагона. А точный удачный рефрен
Украл Блок у мсье Цицерона. Короче - стихи, просто хрень.

...но хватит, пожалуй, об этом, смысл рядом, и он недалёк:
ДА, ТРУДНО ПОНЯТЬ НЕ ПОЭТАМ СТИХИ - НУ, НЕ ДАЛ ГОСПОДЬ БОГ!
Решил я помочь. Стих поправить. Ну да, измененья нужны.
Вот: страуса перья поставить - не в мозг, а с другой стороны?

Стихи эти мне очень понравились своим остроумием и выразительным языком. По жанру они напоминают пародию - критика автора направлена против чужого литературного  обзора - размышлений о стихотворении А.Блока "Незнакомка". Сам обзор я здесь не даю - предмет нашего  рассмотрения сейчас  другой: поиск в тексте тропа "сарказм". Сознаюсь, что у меня нет уверенности, что в этом стихотворении данный троп присутствует. Где здесь высказывания-перевертыши, несущие  переносный смысл? Автор иронично, с некоторыми преувеличениями и  собственными домыслами пересказывает нам содержание пародируемой статьи - он ничего не хвалит, не переиначивает прочитанные чужие мысли, может быть, только чуть-чуть их утрирует. Ирония - есть, приемы пародийного жанра - есть, сатира - как обличение недалекости писателей -дилетантов - тоже есть, все это в стихах присутствует, но где те строки, которые указывают на "сарказм"? Единственное место, за которое я смогла ухватиться, это: "Да, трудно понять не поэтам СТИХИ - ну, не дал Господь Бог!" Автор абсолютно уверен ровно в обратном - в том, что он - поэт, и что ему "Бог дал", ведь именно поэтому он и взял на себя труд написать пародию! Хотя бы в одной строке сарказм есть, поэтому стихи с некоторой натяжкой можно было номинировать.

6. ALT BACKSPACE. НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ ЮРЬЕВ

Как жить, когда вокруг тебя проблемы,
Не помогает Vision антистресс!?
ПОПРОБУЙ ОТМЕНИТЬ ВСЮ ЭТУ ТЕМУ:
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Отец и мать – расисты и сексисты?
Скажи, зачем тебе такой эксцесс?
ОТ НИХ БЕЗ КОЛЕБАНИЙ ОТРЕКИСЬ ТЫ –
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Россия и Китай уже достали?
ТАК ПРОСТО ОТМЕНИ МОСКОВСКИЙ РЕЙС
И ВСЕ КОНТАКТЫ С ЭТИМИ МЕСТАМИ!
Удерживая Alt, нажми Backspace.

ПОСТАВЬ КУРСОР НА ВСЕЙ ПРОШЕДШЕЙ ЭРЕ,
Включённой мною в обновлённый кейс,
И, не особо напрягая череп,
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Как просто отменить свои ошибки,
Пришествие нирваны торопя!
А дети с непосредственной улыбкой
Уже готовы отменить тебя.

Рефреном по всем стихам проходит упоминание горячих клавиш в клавиатуре компьютера Alt Backspace, которые  используются для быстрой заливки текста или векторных фигур цветом переднего или заднего плана в фотошопе. То, что легко делается в виртуале, невозможно сделать в жизни, но автор, используя троп сарказма, в каждой строфе предлагает нам таким быстрым способом ("не напрягая череп") освободится от всего вредного и ненужного. Он дает совет, которому невозможно следовать - обличает сложившуюся в обществе привычку игры и неумения реально исправлять всё испорченное: "Как просто отменить свои ошибки, пришествие нирваны торопя".

7. ИГУАНА. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Подарили другу игуану,
Мыл, кормил, по имени стал звать,
По утрам ей: "Здравствуй, МарьяВанна",
Вдруг она его за палец - хвать.

Он, конечно, разозлился шибко,
Спрашивает: "Ну за что ты так?”
Говорят глаза ее: "Ошибка",
И от друга больше ни на шаг.

Он с утра проснулся. Что-то колет.
Игуана! Прямо под рукой.
Друг подумал, у него питомец
Чуткий и заботливый какой!

Палец вдруг распух. С утра разбитый
С игуаной к доктору пошел
И узнал, питомец – ядовитый,
Слабый яд, хоть это хорошо.

Потому укусит и плетется
По пятам за жертвой. Хитрый трюк,
Просто ждет, когда же та загнется.
Вот тебе и чуткий верный друг!

А в этом произведении все рассказано в буквальном, а не в переносном смысле, и не важно, что сюжет придуман, а не взят из реальной жизни. Это жанр сатиры, где за историей о ядовитой игуане, выступающей в роли лицемерного "друга", стоит обличение лицемерия и предательства вообще, а не только игуаны в этой частной истории. Игуана здесь - метафора человека и явления, которое автору не нравится. А какие конкретно фразы здесь укладываются в определение "сарказм"? Я таких не нашла. Как автор думает, так он и говорит. Стихи отличные, но нужного тропа нет.

11. ПАЛАЧ И ОТСЕЧЁННАЯ БАШКА. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ

Пустяк средневековому
Маэстро-палачу
Срубить башку знакомому,
Задрав повыше чуб.
И после отсечения
Держать башку в руке,
Коль площадь широченная
И люд невдалеке.
А чуть подальше демоны
И ангелы парят,
Творцом на совесть сделаны -
Летают все подряд,
Крылами держат зонтики,
Похоже дождик ждут.
На фоне мрачной готики
Палач, брутальный шут,
Прогнал из тела душеньку
Презренным топором!
Трупак с судьбой откушенной -
Башка с орущим ртом.
Краса неизреченная,
Отдельная башка!
Над ней висит Вселенная,
Глядит исподтишка
На Божью экзекуцию
И вежливо ворчит
На бородёнку куцую,
Что из башки торчит.

Когда над плахой солнышко
В объятьях облачков,
Колпак крахмальный - колышком,
Не надобно очков
Для дел заплечных мастеру,
Жаль прорези для глаз
Дождём внезапным застило.
Толпы ревущей глас
Ушными перепонками
Внимает душегуб,
Как струями не звонкими
Дождь мочит сухость губ
Головушки отрубленной,
Что миг ещё жива -
Моргает экс возлюбленной,
А та стоит едва.
Вдова, чураясь дождика,
Простилась с головой.
У изверга-безбожника
Работа с плеч долой!
Над катом дремлют ходики
Под храп во весь опор.
Колпак висит на гвоздике,
В сенях лежит топор,
Когда палач на роздыхе
С супругой и детьми:
"Работа-то на воздухе
Работа-то с людьми!" (с)   С. Вл. Вишневский

С большим трудом я дочитала до конца это стихотворение. Его натурализм и неприятное мне смакование описанием подробностей казни, показались настолько неприятными, что очень хотелось сразу же, не дочитав,  перейти к другому стихотворению. Я надеялась только на концовку, которая бы хоть как-то объяснила мне необходимость описания всего, что выше:  в чем тут главная идея? Зачем все это? Точно - это не юмор и не ирония - мне было совсем не смешно, и точно не сатира - что именно здесь обличает автор? Работу палача? Так в те времена казнь была именно работой, а не преступлением... Неужели весь смысл этих стихов был в иллюстрации цитаты из В. Вишневского??? Видимо, по какому-то конкурсному заданию эту цитату нужно было обыграть стихами? Ну, обыграл ее участник, и - что? В чем идея? Может, это черный юмор такой? А где в стихах переносный смысл, в чем сарказм, то бишь, обличение порока? Нет его. Хотя, возможно, я просто чего-то "не догоняю"?

14. ПУТИН ВИНОВАТ? ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА

У Европы истерия-
Страшен зимний снегопад,
ЭТО ПРОИСКИ РОССИИ,
ЭТО ПУТИН ВИНОВАТ!

Если шторм грозит Европе,
В гневе стал электорат,-
Все испортили "Укропы",
ЗНАЕМ,- ПУТИН ВИНОВАТ!

Если рублик стал известен,
Стал он в мире нарасхват,
СПОР ОБ ЭТОМ НЕУМЕСТЕН,
В ЭТОМ ПУТИН ВИНОВАТ!

Если Байден под ударом,
Рейтинг что-то маловат,
Шлем привет ему задаром,
Тут уж сам он виноват!

Если Джонсон не причесан
И морально грязноват,
Образ в целом под вопросом,
Разве Путин виноват?

В Шри-Ланка восстал рабочий,
Все, что под рукой крушат.
Блинкин, ты о чем бормочешь?
Путин наш не виноват!

Коли рожица кривая,
Что на зеркало пенять
И во всех грехах смертельных
Нас в России обвинять?!

Здесь сарказм присутствует в первых трех строфах: автор повторяет фразу: "Это Путин виноват!", подразумевая противоположное. В концовке стихотворения текст уже идет в буквальном, а не в переносном значении и выводится мораль: "Коли рожица кривая,что на зеркало пенять".

16. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
 
ДА, МЫ МНОГОГО  ДОСТИГЛИ,
Понося и разрушая -
РЕЖЬ, ЛОМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЫКЛИ!
И – ПРОЩАЙ, СТРАНА БОЛЬШАЯ!
И – привет, свобода слова,
Что привычное низложит!
И твердим пустоголово:
«Заграница нам поможет!»
Чтo; нам корни?! Крепки ветки!
Чтo; нам дедово наследство?!
ЧТОБ УРВАТЬ - УЧИТЕСЬ, ПРЕДКИ! -
ХОРОШИ ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА.
За свободу встали грудью –
Разрешенья не спросили! –
В упоённом словоблудье
Старый мир похоронили.
Нет проблем: купить бы где бы?
Мы уже не ладим латки,
Не глядим, мечтая, в небо
У костра в тени палатки.
Хорошо ли жили, плохо
Мы во время коммунистов –
Только кончилась эпоха
Дураков-идеалистов.
Мы уже умны и хватки.
Чтo; нам память? Чтo; нам небо?
Вышло идолом достатка
Из былого ширпотреба,
Из заплатанных одёжек
И вошло с напором бура
Время глянцевых обложек,
Криминала и гламура.

Троп сарказма здесь присутствует в прямой речи ЛГ: "Да, мы многого  достигли, понося и разрушая -режь, ломай, к чему привыкли! И – прощай, страна большая!" И далее тоже идет перечисление "достижений", которые вроде бы автор хвалит: "Чтоб урвать - учитесь, предки! - хороши любые средства", но по смыслу здесь не одобрение, а обличение совершенных ошибок в развитии общества.

17. ВРАЧЕБНОЕ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ

Больной разобран был до мелочей–
консилиум продлился до обеда.
Легло в основу выводов врачей
суждение коллеги-ортопеда,
что пациент хоть вовсе «не ахти»,
зато на снимках чётко видно сразу:
у организма нет уже почти
чего-нибудь, способного к отказу.

Лечебный курс определили вмиг,
о чём родных оповестили тотчас,
успехи по лечению больных,
тем самым осязаемо упроча.
Потребен пациенту нужный стол,
и препаратов эффективных комплекс:
рибавирин, зелёнка, арбидол,
амоксиклав, тетроциклин, и колдрекс.

Хирург провозгласил привычный тост,
слюну сглотнул, не выдержав, проктолог.
Да, путь к выздоровлению не прост,
непредсказуем он и очень долог.
За всех светил, за их рабочий пыл
спирт полыхнул по горлу и по дёснам.
И пусть больной потерян всё же был, –
КОНСИЛИУМ ПРОШЁЛ ФЕРДИПЕРДОЗНО!

В этом стихотворении нотки сарказма очень глубоко скрыты, хотя и присутствуют - нет похвалы напрямую, но идет подробное описание консилиума врачей, который подается как нечто совершенное и правильное: и "больной разобран был до мелочей",  и "лечебный курс определили вмиг", и был назначен "препаратов эффективных комплекс", а в итоге " больной потерян всё же был" хотя  "консилиум прошёл фердипердозно" (то есть, на молодежном сленге - великолепно!). Все эти подробно описанные "эффективные" мероприятия являлись показушными (больной потерян был), что и стало предметом порицания в стихотворении.

18. ОН МНЕ СУЛИЛ ЗЛАТЫЕ ГОРЫ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Он мне сулил златые горы,
Молочных рек кисельный рай
И шёпот страсти через край,
Да дивных песен переборы…

Он бросил всё к моим ногам!
А было, собственно, не много:
Мой дом, мой сын, моя дорога
И обещаний облака…

Затихли чудной «арфы» звуки,
Кисельный берег стал болотом...
И в простоквашу сунул кто-то
Сведённые бессильем руки…

Он много говорил о Боге.
И уговаривал остаться.
И разводиться.
И венчаться.
И жить…
И выдохся в итоге!

Иронический жанр. Рассказ о том, что ЛГ наобещали, и что она получила на самом деле, и все это подается автором в форме рассказа о том, что героиней реально пережито - как реальное повествование, пусть и написанное с едкой иронией. Где тут переносный смысл? Первая строфа? Там просто удачно подобранные метафоры - этот троп тоже строится на переносном смысле, но в данном контексте, метафоры образно сообщают информацию, а не обличают, их нужно понимать без "перевернутого смысла", как именно то что Он реально обещал ЛГ. Хорошие стихи, но есть ли в них именно троп сарказма - я не уверена. Ирония есть. Но это - другой троп. А где троп сарказма?

25. КАСТОМАЙЗИНГ ЧЁРНОГО КВАДРАТА. АОМОРИ

В Эрмитаже, знаешь, что случилось, ночью?
Да, квадрат Малевича доработан был,
Радугой-дугою странно опорочен,
То ЛГБТ-шник, видно, наследил!

Знатоков комиссию вмиг собрал директор,
Ясно и без этого — трафарет, акрил,
Впрочем, КРЕАТИВНО И ПОЛИТКОРРЕКТНО,
НЕСПРОСТА ХУДОЖНИК СЕЙ ШЕДЕВР ТВОРИЛ,

В ТРЕНДЕ, БЕЗУСЛОВНО, БЫТЬ МУЗЕЮ НАДО,
ДА И РЕСТАВРАТОРАМ СМЫСЛА НЕТ ПЛАТИТЬ,
МОЖЕТ, ДАР ОФОРМИМ ЛУВРУ ИЛИ ПРАДО,
А квадрат (чья очередь?) — новый зачернить!

Начну с того, что коллекция картин Малевича находится не в Эрмитаже, а в Русском музее...  Эти стихи относятся к жанру сатиры, где нам предлагается сюжет (пусть даже и воображаемый), обличающий социальное явление - общий упадок культуры. И в этом жанре  используется троп сарказма - автор хвалит, одобряет вандализм, произошедший в музее, объясняя нам, почему это хорошо ("может, дар оформим Лувру или Прадо"), но мы ни капли не сомневаемся, что в стихах  противоположная мысль: все происходящее - ужасно!

28. НЕ ТВОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ. ТАТЬЯНА ЛЕГКОДИМОВА

Просто душу в это тело
ты вдохнул... и что с того?
Не хочу, как не хотела,
обожанья твоего...
Да, спасибо за манеры,
гран мерси за мой прононс,
за настойчивость и веру,
в высшем обществе анонс...
Ты хмелеешь? я - ни капли!
Остуди-ка пыл и страсть,
ты в меня влюблён, не так ли?
БОЖЕ, КАК БЫ НЕ УПАСТЬ!

Сколько спеси, эгоизма...
и заслуги все - тебе...
Кто же я, скажи, по жизни?
Кто я есть в твоей судьбе?
...   ...   ...
В любовном мается огне
душа, подаренная мне...

Симпатичные стихи, хотя, мне кажется, без последнего двустишия они были бы интереснее (все главное уже сказано выше, да и ритмика в коде другая). А вот есть ли в стихах сарказм, я совсем не уверена. Они ничего не обличают, а просто  в самом буквальном смысле сообщают  персонажу: "Не хочу, как не хотела, обожанья твоего!". Обычное дело для женщины, какое тут обличение пороков? Там же идет благодарность ("Да, спасибо за манеры, гран мерси за мой прононс, за настойчивость и веру, в высшем обществе анонс..") - тут вряд ли имеется в виду противоположный смысл! А потом - в последней строфе - и вовсе пошли претензии да наскоки. Единственная строчка, показавшаяся мне тропом сарказма, это "Боже, как бы не упасть!" - нашу ЛГ явно не восхищает факт того, что "Он" в нее влюблен! Эта единственная строка - типичный сарказм!

32. БУДУ ТРЕТЬЕЙ. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

Решила, не колеблясь: третьей буду -
Мои вещички собраны уже...
ВАШ ПАМЯТНИК СЕБЕ ПОДОБЕН ЧУДУ,
И МНЕ ЗАТЕЯ ВАША ПО ДУШЕ!

Но, вижу, это многим не по нраву,
Возможно, гложет зависть - се ля ви...
Шест до небес воздвигнем мы на пару -
У всех поэтов памятник в крови!

С поэтами водиться мне охота -
Небесного, надеюсь, наберусь,
Ведь ВЫ - ОРЁЛ ВЫСОКОГО ПОЛЁТА,
А с Пушкиным мы так прославим Русь!

О сколько на стихире графоманов,
Что к Пушкину примазаться хотят!
Лишь этим "стихотворцы", как ни странно,
Свой рейтинг повышают - все подряд...

Здесь однозначно видны тропы сарказма - фразы, звучащие как похвала, но по смыслу обозначающие противоположное отношение - насмешку и неуважение - порицание самолюбования в поэзии. Я выделила эти тропы в тексте заглавными буквами.

34. О ТРУДНЫХ ПУТЯХ, ИЛИ ДОБРО С КУЛАКАМИ. МАРК ШЕХТМАН

Возделав свой сад, погудев с населеньем
И сдавши посуду с утра,
Поэт и философ пришёл в умиленье
И понял – жениться пора…
Давно ждёт невеста! И лик её розов!
Лишь к югу лесок перейти…
Но вышел на север ПОЭТ И ФИЛОСОФ,
ПРЕЗРЕВШИЙ ПРОСТЫЕ ПУТИ.

Сквозь норы пигмеев, и земли гигантов
И скалы, где прочая жуть,
К невесте НОСИТЕЛЬ ДОБРА И ТАЛАНТОВ
НЕЛЁГКИЙ ПРОКЛАДЫВАЛ ПУТЬ.
И память о нём – от пустынь до торосов –
В преданьях жива до сих пор,
Поскольку уж очень поэт и философ
Любил свой тяжёлый топор.

Любил всей ДУШОЙ, ЧТО ПОЛНА МИЛОСЕРДЬЯ
И ПОДЛИННОЙ ТЯГИ К ДОБРУ!
При этом рубал он с особым усердьем
Собратьев своих по перу.
Поэт и философ без лишних вопросов
ЯВИЛ МИРУ ГЛАВНЫЙ ЗАКОН:
В ИСКУССТВЕ, УЧИЛ НАС ПОЭТ И ФИЛОСОФ,
ПРИМЕРОМ ДЛЯ ВСЕХ БУДЕТ ОН!

Дорогою долгой душа уморилась,
Но шёл он, трудясь и молясь.
Дошёл и увидел – слеза покатилась! –
Что девушка не дождалась…
Вернулся… А дом – обгорелая груда,
И рядом ни яблоньки нет…
Наверно, прошёл здесь дорогою трудной
Другой вдохновенный поэт!

Написано в жанре иронического рассказа, напоминающего немножко притчу, очень отдаленно - басню, пусть и без конкретно сформулированной морали. Автор с одной стороны как бы восхваляет в человеке его способность "презреть простые пути", и "нелегкий прокладывать путь", являясь "носителем добра и талантов", и его душу "полную милосердия и тяги к добру", но поступки персонажа воспринимаются с точностью до наоборот - не стал он примером для других, хотя "шёл он, трудясь и молясь", душа его "дорогою долгой уморилась", а весь труд оказался напрасным. Сарказм, как фигура речи, в этих стихах, безусловно, присутствует и использован к месту.

35. ОДА ГЛУПОСТИ. ЧУЙКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

         Глупость — нескончаемый поток!
         То журчит, как нежный голосок,
         То бурлит, раз мудрость на пути,
         Разольётся — брода не найти.

         ГЛУПОСТЬ ДО ЧЕГО  ЖЕ ХОРОША!
         РАССМЕШИТ — И ЛЕЧИТСЯ ДУША,
         Все же анекдоты про неё,
         «Бородатых» нет, всегда новьё.

          Глупость не способна уступить,
          Обожает собственную прыть:
         «Сяду в лужу назло мужу. Да!
          Пусть он поволнуется тогда… »

          ГЛУПОСТЬ РАЗНОЦВЕТЬЕМ УДИВИТ,
          Что бездарна «выставит на вид»,
          А невежеством гордится так,
          Чтобы умный понял — вот дурак!

Используя приемы иронии и сарказма автор воспевает то, что вообще-то если не порок, то беда в человеке, а вовсе не  достоинство. Даже название стихов саркастично - ода глупости. Ода - это торжественная песнь, воспевающая, восхваляющая то, к чему она обращена. Стихи восхваляют то, что заслуживает сожаления. Явные тропы сарказма - это все похвалы глупости: "Глупость до чего же хороша! Рассмешит - и лечится душа", "глупость разноцветьем удивит". Остальные фразы мало похожи на похвалу глупости, они просто констатируют факт ее наличия или ее особые приметы.

********************************************

Наши судьи тоже сделали свой вклад в поиск примеров стихов, в тексте которых содержатся тропы сарказма. Покажу вам некоторые из внеконкурсные произведений:

СПАСИБО! РУСАКОВ ГРИГОРИЙ.  ВНЕКОНКУРСНАЯ

 Серые маски с остатками грима,
голая истина - горькой ухмылкой,
лица из латекса - чёрной резиной,
души продажные - мягкой подстилкой...

Жёсткое ложе и чистая правда
вещь дефицитная в новое время,
только под занавес совесть - награда,
ужин холодный в отсутствие денег...

Чай, но без сахара, реже с заваркой,
белая трость у надежды подарком,
власть "неимущим" - наполненной чаркой,
счастье - кредитом, одобренным банком...

Жизнь долговая - плантация рядом,
небо в горошину - донцем стакана,
там - тридевятое, где-то за МКАДом,
здесь - почему-то, навозная яма...

Время прошедшее жаль не возвратно,
память - хрустальным бокалом в наследство,
ВАМ, ДЕМОКРАТАМ - ПОХЛЁБКУ БЕСПЛАТНО!
КСТАТИ, СПАСИБО, ХОТЯ БЫ ЗА ДЕТСТВО!

ПРОСТИТЕ, ЕВРОПЕЙЦЫ, НАС. ВЛАДИМИР ИЛЮШЕНКО. ВНЕКОНКУРСНАЯ

ПОРА УЖЕ ИЗДАТЬ УКАЗ
ВСЕМ РУССКИМ КАЯТЬСЯ СОСЕДУ:
ПРОСТИТЕ, ЕВРОПЕЙЦЫ, НАС
За нашу наглую Победу.

Вам с нами нужен глаз да глаз,   
Глотать замучаетесь пыли…
ПРОСТИТЕ, ЕВРОПЕЙЦЫ, НАС,
Что мы Хатынь вам не забыли.

ДОСТАЛОСЬ ВАМ В НЕДОБРЫЙ ЧАС
ТЕРПЕТЬ СОСЕДСТВО RUSISCH SAU… *
ПРОСТИТЕ, ЕВРОПЕЙЦЫ, НАС,
ЧТО МЫ НЕ СДОХЛИ ВСЕ В ДАХАУ.

ВЫ СВЕТ НЕСЛИ ДЛЯ НИЗШИХ РАС
Мечом в наш сумрак резерваций,
ПРОСТИТЕ, ЕВРОПЕЙЦЫ, НАС -
Не научились вам сдаваться.

    Готовы мы вам нефть продать,
    И газ, и дров... хоть трут с кресалом.
    Но не надейтесь, чтоб опять -
    Нам нашим  салом по мусалам.

* rusisch Sau…  (нем.) русские свиньи

ПРИЯТНЫЕ ЛЮДИ. БОРИС НЕЧЕУХИН.  ВНЕКОНКУРСНАЯ

Общение с приятными людьми
мне доставляет истинную радость:
неважно, землекоп или админ,
не вбить меж нами злополучный клин…
пускай подавятся в бессилье, гады.

БОК О БОК С ПРОФИ – БЛАГОДАРНЫЙ ТРУД:
Я ВПИТЫВАЮ НАВЫКИ, КАК ГУБКА,
и Мастером уж вскорости зовут,
и Маргарита непременно тут
передо мною распушила юбку.

Пложу врагов! Их черно-белый фон
так однозначен, что не спутать морды…
КТО ПЕРВЫМ УПАДЁТ – Я ИЛИ ОН,
ТОМУ РАЗЛИЧНЫХ ВЫПЛАТ МИЛЛИОН,
И ОТ ВЕРХОВНОГО /ПОСМЕРТНО/ ОРДЕН.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЕ ЛЮБЛЮ,
ВСЕХ ВИЦЕ, ЭКС, ТРУДЯГ И КАЗНОКРАДОВ,
поскольку охлаждение к рублю
сменилось на крушение валют,
но мы опять инфляции не рады.

Тянусь к талантам. КАЖДЫЙ, КАК МАЯК,
ЧТО ПРОБИВАЕТ ТЕМЕНЬ ЯРКИМ СВЕТОМ…
когда вокруг немыслимый бардак,
их дар спасает мир от передряг,
по-доброму напутствуя поэта.

Здесь наш ЛГ хвалит почти все и всех, но почему-то остается стойкое убеждение в обратном. Даже не знаю, какую строчку здесь правильно выделить - все сплошное авторское лукавство со саркастической усмешкой!!!

ТЕБЕ СПАСИБО, ДОБРАЯ АМЕРИКА! АЛКОРА. ВНЕКОНКУРСНАЯ

ТЕБЕ СПАСИБО, ДОБРАЯ АМЕРИКА,
Ты заплатила щедро: нынче Крым
Вернулся к нам под общую истерику,
Что все равно рассеется, как дым.
Спасибо за угрозы и закрытие
Источников неправедных богатств.
Нам что ни день - великое событие:
Кончается эпоха казнокрадств!

Конец большим деньгам из зарубежия
И этим чуждым Visa, MasterCard.
Глядишь, и мы порывом ветра свежего
Начнём вносить в свою Отчизну вклад!
СПАСИБО ВАМ, ОБАМЫ ВМЕСТЕ С КЕРРЯМИ,
ЗА ВАШ УСЕРДНЫЙ, ПРОЗОРЛИВЫЙ ТРУД:
Когда б не вы, мы теми же тетерями
Все потребляли б вашу лабуду…

Мы вдруг нашли управу на чиновников
И обновили технику в войсках,
Вы чуть сказали «Цыц!», как  каждый подленький
Открыл для всех свой подлинный оскал,
Заверещал: «Ах, как же мы без Запада?
Там наши детки, замки и бабло!!!»
Все либералы в обморок попадали,
Разнесся  мерзкий вой: «Россия - зло!»

Вы нас учили быть демократичнее
И строили для бойни полигон?
Спасибо Штаты, стали энергичнее
Сегодня все мы - вы прогнали сон,
И это то, что надо: зреют помыслы
Порвать хомут прозападных систем.
Скорей, Обама, прикрывай Макдональдсы,
Не знать бы ваших «ценностей» совсем!!!!

Ничего другого с сарказмом я у себя не нашла (хотя была уверена, что должны быть у меня такие стихи). И в этом примере я тоже не слишком уверена, потому что до  сих пор считаю, что нам есть за что нелицемерно поблагодарить наших врагов - они действительно, желая нам зла, сделали нас сильнее и прозорливее! ))

*************************************
На этом все. Спасибо всем, кто судил этот достаточно сложный конкурс, всем тем, кто прислал стихи,  не менее нас, судей, сомневаясь в правильности своего выбора. В любом случае, эту совместную работу  стоило проделать, к тому же - было интересно. Вы со мною согласны? С уважением, Ваша Алкора, 14.11.22.