Оккультизм в живописи. Хильма Клинт

Герман Соколов
В 1906 году, задолго до ритмических композиций Кандинского, «чёрного квадрата» Малевича, а также произведений Мондриана, шведская художница Хильма аф Клинт приступила к ритуалам очищения, готовясь создать серию работ по указанию духа, именуемого Амалиэль.

Она начала участвовать в собраниях медиумов с 17-ти лет — после внезапной смерти младшей сестры. Позже с четырьмя подругами Клинт создала собственный независимый кружок «De Fem» («Пятёрка»). На еженедельных встречах девушки молились, медитировали и проводили сеансы связи с духами, которых называли Амалиэлем, Анандой, Клеменсом, Эстер, Георгом и Грегором. Они вели записи общения с ними и практиковались в автоматическом рисовании, заполняя листы биоморфными формами из своих видений.

В 1905 году «учителя» поставили перед «Пятёркой» особую задачу, которая изменила течение и цель жизни Хильмы Клинт. - Требовалось передать духовный мир с помощью живописи и спроектировать храм для размещения произведений. Остальные члены кружка отказались учавствовать в этом, опасаясь, что такое долгое и интенсивное взаимодействие с царством духов может свести их с ума, но художница пообещала Амалиэлю, что выполнит это «великое поручение». Она начала подготовку, включавшую в себя специальные ритуалы очищения, вегетарианскую диету и упражнения по «самодисциплине».

С ноября 1906 года по март 1907-го Клинт написала серию малоформатных полотен под названием «Изначальный хаос». Некоторые из них напоминают пейзажи, бурные моря, над которыми мерцают таинственные огни. Другие полностью абстрактны и представляют комбинацию геометрических фигур, например, спиралей, с динамичными мазками, буквами алфавита и символами. Позднее сюрреалисты назвали этот метод «автоматическим рисованием».

Как и Кандинский, Клинт, вероятно, была знакома с попытками теософов Анни Безант и Чарльза Лидбитера перевести музыку в визуальные формы, т.е., живопись. В 1904 — 1905 году был опубликован один из самых успешных эзотерических текстов Рудольфа Штайнера «Как познать высшие миры». С его автором Кандинский и Клинт познакомились независимо друг от друга в 1908 году. Побывав в мастерской Клинт, Штайнер оценил символизм её творчества, но «выразил опасения из-за его спиритической природы».

Хильма Клинт до конца жизни не представила ни одну из своих абстрактных работ на какой-либо выставке, а после смерти, в завещании вообще запретила демонстрировать эти картин ещё в течении 20 лет.