Свадебная фата-16 часть

Айша Темирбек
Нуржан


Несмотря на уговоры Салима-апа остаться на ночлег, мы среди ночи побрели домой.
Навстречу шла соседка с соседней улицы, вся укутанная, поверх халата шаль, в галошах куда-то спешила по своим делам, но увидев нас остановилась, чтобы было за чаем,что рассказать.Обнажила свои кривые зубы и спросила-Это вы куда идете на ночь глядя? Мама пошутила-Да вот с детьми прогуливаемся-

Свет на крыльце горел, через ворота заглянули во двор, возле крыльца валялся пучок сухой травы-адраспан, отводящее зло, которым мать  каждый день  окуривала все комнаты.
Не раз  с матерью в степи собирал  эту траву- адраспан, завязывали , как веник и сушили во дворе.  Иногда помогал зажечь,   брал металлический ковш, на дно клал разорванную бумагу, сверху сыпал  сухую  траву и зажигал.

С дымящимся адраспаном мама обходила все комнаты, приговаривая при этом , чтобы   доме было спокойствие , затем открывала форточку , чтобы с дымящимся дымом ушла всякая нечасть, но это не помогало, пьянство отца не прекращалось. Запах дыма стоял несколько дней  и кажется стена пропиталась этим дымом .

Возле крыльца рядом с травой лежали  еще разорванные на куски газеты от его махорки,  от легкого ветерка  они отлетали с одного места на другой.

Дверь была заперта  с внутри , мы остановились в нерешительности и прислушались, оттуда слышался храп отца. -Он дома-Мать подняла адраспан, снова повесила на старое место. Нуржан  решил  посмотреть через  окно во внутрь комнаты, отец лежал с закрытыми глазами, а рядом валялись несколько бутылок,одна из них была недопитой.
 
-Так , дети бесполезно сейчас его будить,  пошлите  поищем место для ночлега ,куда  нам идти среди ночи, не возвращаться же к Салиме-апа- сказала мама.
-Мама я знаю куда, давай переночуем в сарае и Нуржан повел в сарай, он иногда там прятался от отца.

В полутьме , спотыкаясь  зашли в сарай,   где   хранились уголь и дрова , помимо этого там стояли   на полках запыленные разного объема банки.
 
-Ладно хоть  крыша есть над головой - сказала мама.
 
Все углы сарая были укутаны паутинами. В углу лежали ненужные  старые вещи, на  железной кровати,  который достался  от бабушки  лежала старая кошма из овечьей шерсти с  орнаментами  и мы в верхней одежде легли на пыльную кошму, сверху укрылись  тулупом дедушки и лоскутным одеялом, который нашли среди старых вещей.

Во время сна Нуржан улавливал вонь от факелии мышей, она витала в воздухе, но  старались не замечать этот запах, тихо шептались и скоро уснули, стараясь ни о чем не думать.

Среди ночи Нуржан проснулся, капли дождя  капали ему  в лицо, ветер снаружи шуршал по крыше. Протерев глаза  посмотрел на отверстие потолка,  откуда  моросила дождевая капля, потрогал  вещи на себе они уже были влажными.

 Тут он услышал стук в дверь, кто-то  стучался  в дверь дома, через некоторое время послышался голос отца. Нуржан быстро отбросил одеяло и заглянул в щель, через небольшую щель  он увидел  его собутыльника, которого он пустил в дом. Он был небольшого роста, худой и с бородой. Прошло несколько минут  они вышли вдвоем, до  него доносилось неразборчивая речь и он не смог услышать о чем они говорили.

Дождь все сильнее начал барабанить по крыше и проникать внутрь, он  глянул на мать, она обнявшись с сестренкой крепко спала,  начал будить ее.
-Мама вставай, они ушли-. Мать спросонья не смогла понять кто ушел, куда?
-Да отец со своим другом, давай  просыпайся , дождь идет,  пошли домой, я весь мокрый. Мама встала, посмотрела,  как через зазоры моросит дождь, взяла на руки сестренку и мы наконец выбрались из нашего сарая, который нас приютил  и направились к дому.
 
На всякий случай прислушались, на самом ли деле отца нету дома ,  убедившись, открыли дверь , включили свет и тихо зашли, будто не  к себе.
 
В доме стоял неприятный запах, смешанный со спиртным, махоркой и там где распивали водку  на газетной полосе лежали окрошки хлеба,  по ним  сновали рыжие  усатые тараканы, но как включили свет они тут же разбежались.
 Сразу легли спать, погрузившись в сон, наше сознание успокоилось, притихло, будто  чувствовал, что он больше  не вернется...