Чача

Юрий Сенин 2
Вспомнилась мне одна история из прошлых времен, связанная с чачей. Примерно в 1983 году, я только что защитился, и мы поехали на Кавказ, причем Маргаритка уже месяц купалась с матерью и отцом (светлая память!) в районе Пицунды, там есть несколько ущелий, вот в том, в котором был лагерь МГУ, было что-то похожее на пансионат (скорее тоже лагерь) от страшно секретного завода отца, путевки были бесплатные, нужно было только за поезд заплатить (50% стоимости).
   Мы с женой приехали к концу их срока, только Маргаритку забрали, а наутро родители должны были уехать в Москву. Мы пошли искать, где бы нам остановиться? Шли вдоль моря, вещей у нас почти не было, проход был по узкому краю вдоль обрыва, по морю, но было довольно мелко. Народ передвигался в обе стороны, хотя на сегодняшний взгляд было это неразумно и опасно. Но выбрались к домам, там стояли пятиэтажки прям на берегу моря. Девушки остались на пляже, а я пошел искать пристанище: все было грязно и дорого, везде играл Высоцкий, комнатушки мне не понравилось, и мы пошли дальше.
   За остановкой «Рыбзавод» мы зашли в столовку, еда была несъедобной, выпили по компоту с коржиками и пошли дальше. Там дальше было устье речушки, и я понял, что вдоль речки был частный сектор, и мы поплелись вверх по течению. Цена за место уменьшалась по ходу движения от моря и подъема в горы: сначала было 5 рублей, потом 3, и даже 1. Но я на всякий случай зашел еще выше для успокоения совести. Дом стоял живописно, двухэтажный, с пристройкой (там была кухня и столовая). Хозяйка провела к хозяину, это был старец, лет сто не меньше, явно армянин, очень похожий на Тиглатпаласара  III (правда ассирийцы – извечные кровные враги Урарту, воевали несколько поколений с переменным успехом, я не нашёл, но ассирийцы казнили одного из царей Урарту, вообще, ассирийцы проявляли крайнюю жестокость к покоренным народам, например, при взятии Саргона всем отрезали ступни ног, отрезание ушей и носов было в порядке вещей, любимой казнью было посадить покоренных на кол, и оба царства практически одновременно погибли), но борода у старца – точно была как на барельефе Тиглатпаласара III. Говорил он правильно, без акцента. Цена была 5 рублей за всех, но в отдельной комнате, и вино за столом бесплатно, завтрак и ужин за общим столом. Я подумал, что нам подходит, наверное, из-за вина.  Обедать я собирался в кафешке у рыбзавода.
   Хозяйка, полная армянка, была очень доброй и учтивой, повела нас на второй этаж и выдала пастельное белье. Мы обустроились в очень большой свободной комнате, но хозяйка сказала, что это только на одну ночь, и что мы перейдем в комнату, в которой жила уезжающая семья. Ночью была страшная гроза, гром долбил с какой-то невероятной силой, а я грозу с детства боюсь. Один раз так шандарахнуло, что я думал – в нас попало. И почти угадал: разбило трансформаторную подстанцию рядом с домом, так что до вечера света не было. Утром за столом я не понял, кто здесь кто, мы съели яичницу, выпили кофе, от каши Маргаритка отказалась наотрез, ну и пошли на море.
   Вечером за ужином народа было больше, были муж с женой, родственники Деда, кроме того, оказывается, у хозяев еще были люди, которые столовались: сосед с братом, еще один мастеровой, у которого мастерская и дом был напротив. Народ разный: армяне, смешанная русско-украинская семья, абхазы, грузин не было (что странно). У родственников Деда были два пацана, которые не находили себе места, верещали и дрались между собой постоянно. Действительно, на столе стояли графины с домашним вином, вполне приличное вино из изабеллы. Наливай себе, сколько хочешь, хоть залейся. Хозяина, этого старца, звали Степан, у него кроме дочери было два сына, но они, по его выражению, «усвистали в Питер». Блюдо не знаю, как называется, типа салата из жареных овощей, в основном баклажаны (они называли «синенькие»), кабачки, помидоры и фасоль. С вином было очень вкусно.
   После трапезы Дед (буду так называть) подозвал, я так понял, познакомиться захотелось и может пообщаться. Говорит, Юра, ты пьешь, как свободный человек, приятно видеть (незаметно переходя на «ты»))). Меня поразило знаете, что? Меня в компаниях, друзья и знакомые, как только не называют: Юр, Юрец, Юрочка, но никто не называл Юра, странно. Посидели с дедом, про Москву расспрашивал, он работал сразу же после войны в Москве, на каком-то вокзале пилил лес, но, говорит, не прижился. Потом спрашивает, Юра, а ты чачу пьешь? У меня был печальный опыт с чачей, в Грузии и в армии, но отказывать было не удобно, сказал, что пью всё, что льётся. Достаёт он откуда-то из-под стола бутылку и наливает по стаканам, но грамм по 50. Говорит, не бойся, это хорошая чача с моего виноградника, голова не будет болеть. Чокнулись и выпили, чача пахла сивухой, и я засомневался насчет того, что голова не будет болеть. Все-таки, были добавки, отдавало орехами и базиликом.
    Стали мы с Дедом разговоры разговаривать под эту чачу, на самом деле что-то было в ней, в общем пить было не противно, скорее наоборот. О разном говорили, я уже не помню, но вот он мне сказал, что русские люди могут под стопку всю жизнь рассказать неизвестному человеку, а могут и не под стопку, просто где-нибудь в вагоне. А у нас говорит не так, замкнутые люди, все до одного. Но я-то у вас пожил, и самому иногда хочется…. И задумался, я-то про себя думаю, вот ведь черт, даже отчество не спросил, я конечно ему не тыкал, но всё же. А, говорит, вспомнил, это называется у вас рубаха-парень. То есть это тот, который про жизнь свою рассказывает? спрашиваю. Да, и это тоже, всё, когда человек открыто живет, понимаешь?
    В первый же вечер с чачей Дед спросил меня, служил ли я в армии? Тут мне много чего можно было рассказать, в учебке в Остре у нас полвзвода были армяне, и тогда еще всё было в памяти, и я ему рассказывал, как армяне служат, а было много забавного, он очень внимательно слушал.
    В общем, долго мы эту чачу пили, потом пришла его дочь и принесла бастурму и свежий хлеб. Знаешь, Юра, какая у меня любовь красивая была? Вот этого я не ожидал, но Дед и не стал рассказывать, только сказал, всё закончилось уже давно, вот сижу здесь на одном месте день за днём.
    Это точно, он с этого места не сходил, иногда даже и спал рядом. В пристройке этой вся его жизнь была. Утром действительно голова не болела, удивительно. В самом конце, уже перед отъездом, я спросил Деда, почему его Степаном назвали? говорит, это старинное армянское имя, и что у него деда Степаном звали. А с чачей мы частенько с Дедом после просиживали, просто так, для компании. Значит, всё дело в приготовлении.
    Ездили пару раз в Пицунду, но, как по мне, слишком много народа, не так много, как в Сочи и Ялте, но больше чем в Гаграх. Сады мне там понравились, особенно леса кипарисов. Очень всё красиво.
    В эту поездку еще одна с нами история случилась, это с кольцом жены. Возможно, я когда-то об этом случае упоминал. Но для меня была очень важна реакция всего этого сообщества. Суть вот в чем: у жены застряло кольцо на пальце, снять его не было никакой возможности, палец начал опухать, мы не знали, что делать. Ясно было, что нужно было срочно ехать к врачу, мгновенно нашлась машина, это был «Москвич» родственника Деда. Мы быстро поехали в Травмпункт, который находился в Пицунде. Врач посмотрел и попробовал снять кольцо с помощью воды и мыла. Ничего не получилось, палец начал синеть и совсем раздулся. Врач объяснил, что это очень опасно и предложил палец ампутировать, мы не согласились. Основная надежда теперь была кольцо распилить, мы вернулись на Рыбзавод, и родственник предложил сходить к механику напротив, там явно было чем распилить кольцо: видны же были станки и еще что-то сквозь открытые ворота пристройки. Мы пошли, слесарь был абхазец, и он держался как-то особняком, но меня тогда как-то не очень волновала его национальность. Мастер как раз копался в своей мастерской, посмотрел на палец, и предложил кольцо распилить с помощью точильного камня. Ну попробовал, оказалось – терпеть невозможно, кольцо нагревалось, и жена начинала орать и плакать. Еще раз попробовал – тот же результат.
   Мы вышли из мастерской в полном дауне, жена плакала. Тогда родственник говорит – поехали к другому слесарю. Снова погнали в Пицунду, и приехали к его родственнику или знакомому, который занимался автомобилями, мастерская у него была значительно больше, но дядька оказался с добрым армянским лицом, жену называл дочкой, и сказал - сейчас подумаем. Палец уже чернел. Сейчас, говорит, взял ножницы по металлу, вжик, и кольцо разрезал. Спасение совершилось!
    Вечером мы праздновали избавление, мне пришлось выставиться, но честно, как камень свалился с души. Абхазца не было за столом, я говорю, давайте я схожу, приглашу, он же участвовал. Не надо, говорят, не оправдал. Мутный человек. Ну да ладно, я даже внимания не обратил, но в конце нашего празднования, когда языки уже слегка развязались, родственник-водила сказал про абхазца мне не громко, знаешь, говорит, нехороший человек, темный. По имени назвал, но я не помню. И вот я думаю, сейчас, когда там независимая Абхазия, и не абхазы не имеют права покупать и иметь недвижимость, что сейчас со всем этим сообществом? Не знаю, возможно, по факту недвижимость перешла владельцам, может разъехались все по другим местам. Просто не знаю.
     В последний вечер мы сидели с Дедом Степаном, пили чачу за здоровье, и за мир во всем мире, но недолго, мне нужно было ложиться пораньше. На память подарил мне Дед бутылку своей фирменной чачи, в общем – душевно попрощались.
На фото: нашел современное фото места, где мы купались, теперь это называется «Район Рыбзавод»
17.11.2022