Чёртово время. 8

Олег Кашицин
8.
ПОД ШАБЛИЕВКОЙ.
Могилов сидел за столом в доме где до недавнего времени находился штаб полка и смотрел на недопитый стакан местной самопальной водки именуемой в простонародии самогоном. Пить ему совсем не хотелось, он пробовал снять нервное напряжение но ничего не помогало даже самогон.
Только что погиб Марков. Чёрт возьми, каких-то два часа назад он был здесь как обычно весёлый, шутил, намечал стратегию предстоящего боя и вот его нет. Зачем он вышел, зачем стоял в полный рост в своей белой папахе, зачем привлекал внимание врага? Снаряды с красного бронепоезда рвались всё ближе а он всё не уходил.
- Сергей Леонидович, уйдите, прошу Вас! - кричал ему Могилов,- Ну не гневите Вы Бога!
- Хорош был бы генерал убежавший в укрытие во время боя,- спокойно ответил Марков опустив бинокль,- Нет, дорогой мой, я с бойцами везде, в бою и в походе. А если смерть, ну что же, это даже интересно.
- Вы с ума сошли! - крикнул в отчаянии Могилов. Снаряд разорвался совсем близко, Виктор прижался к земле.
- Вот, черти, прицельно бьют,- сказал Марков поднимая слетевшую с головы папаху и невозмутимо наблюдая за ходом боя,- А если смерть, то даже интересно что там, а? Что дальше?
- Сергей Леонидович, идёмте в укрытие,- сказал подбежавший Лунёв. К тому времени он был уже восстановлен в прежнем офицерском чине за боевые заслуги.
- Капитан Лунёв,- что за тон? - возмутился Марков,- А ну доложите как положено, где противник?
- Ваше Превосходительство, бронепоезд красных отступает,- доложил Лунёв.
- Так-то лучше,- заметил Марков и улыбнулся.
Какая-то неведомая сила подбросила Могилова и тут же швырнула на землю. В ушах гудело. Виктор не сразу понял что рядом разорвался снаряд. Поднявшись с земли он увидел лежащего без признаков жизни генерала Маркова. Рядом суетился Лунёв. Подойдя к генералу Могилов увидел окровавленное плечо Маркова и огромную рану на голове. Вместе с подоспевшими к месту трагедии офицерами Могилов и Лунёв внесли генерала в ближайший дом. Марков был без сознания. Послали за доктором. Осмотрев тяжелораненого доктор вынес неутешительное заключение - генерал безнадёжен. По прошествии двух часов Марков пришёл в себя.
- Как мост? - спросил слабеющим голосом Марков.
- Цел,- ответил Лунёв,- Красным не удалось его разрушить. Мы выбили красных за Маныч.
- Молодцы,- Марков попытался улыбнуться, но улыбка вышла гримасой. Он посмотрел на стоящего рядом доктора и спросил,- Что доктор, всё?
Доктор потупив взгляд молчал.
- Икону мне быстрее,- приказал Марков. Принесли икону Пресвятой Богородицы которую генерал всегда возил с собой.
- Станьте ближе ко мне,- попросил Марков держа в руках икону. Все находящиеся рядом офицеры наклонились к генералу.
- Благословляю вас, други мои, на подвиг ратный, не дайте России сгинуть, да поможет вам Бог,- почти шёпотом произнёс Марков,- Вы умирали за меня, теперь я умираю за вас.
Он пытался ещё что-то сказать, но его голос становился всё тише. Наконец он замолчал, руки держащие икону разжались.
- Всё кончено,- сказал доктор наклонившись к генералу,- Сергей Леонидович умер.
Все присутствующие офицеры сняли головные уборы.

Могилов продолжая смотреть на недопитый стакан самогона вдруг неожиданно стукнул по столу кулаком да так что опрокинул стакан. Встав из-за стола и подойдя к окну Виктор закурил."Как же это несправедливо,"- подумал он. В лице Маркова он потерял не просто талантливого командующего, Сергей Леонидович значил для Могилова намного больше. Они практически сдружились за время похода, Марков стал для него образцом русского офицера, генерала и просто очень хорошего душевного человека.
- Чёртова война,- произнёс Могилов и добавил,- Чёртово время.