Шлиссельбургский десант 28 ноября 1941г

Алкора
Зима сорок первого года.
В блокадном кольце Ленинград,
Пробить его нужно, но брода
В огне не найти...
                Наш десант
В мороз пробирался на лыжах
По колкому Ладоги льду.
Матросы-балтийцы всё ближе
К фашистскому берегу... ждут,
Что наша пехота поддержит,
Что пушки вот-вот запоют,
Но тщетно, а утро забрезжит,
И немцы их сразу найдут...

Десант шлиссельбургский близ Липок
В атаку пошёл - сразу в бой!
Бежали, стреляли и гибли,
Ложились на дзоты, собой
Закрыв амбразуру, чтоб дальше
Другие пробиться смогли...
Как много героев уставших
В тот лютый мороз полегли!
Промёрзших, измученных долгой
Дорогой по скользкому льду,
Лишенных так нужной подмоги,
Без связи оставшихся тут...

В огне пулемётного вала,
Весь день не смолкал этот бой.
Не сдался никто, хоть и мало
Осталось в живых: за спиной
Держался стоически город,
И не было выше, чем цель
Спасти  его, пробуя снова
Прорваться в блокадном в кольце.
...........................................
Стоим на ветру близ дороги.
Валун из гранита, как знак
Событий былых...
                Мёрзнут ноги,
Нам зябко, но это - пустяк:
Мы помним дела их и ценим.
Бойцы умирали за то,
Чтоб жил Ленинград...
                Драгоценен
Их подвига горький итог.

29.11.22
 
Известно, что осенью 41-го года было несколько попыток прорыва блокады Ленинграда - в сентябре и октябре, Но  и после 28 октября 1941 года советские войска всеми силами пытались прорвать блокаду в южном Приладожье, наступая с Невского пятачка и у Колпино. Помочь им 54-я армия не могла, потому что вела бои у Волхова и Войбокало. Командование Ленинградским фронтом, используя тот факт, что Ладожское озеро уже покрылось льдом, решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью - от Шлиссельбурга до деревни Липки. Эту операцию решили провести силами 80-й стрелковой дивизии и 1-го Отдельного лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота.

Полк был сформирован в Кронштадте из 900 моряков-добровольцев и состоял из трех батальонов. Среди них были моряки из экипажей погибших кораблей, зенитчики, матросы береговой службы.  Морские сухопутные части называли морской пехотой, хотя к настоящей морской пехоте они имели весьма отдаленное отношение: у них не было специальной подготовки и  вооружения.

Одной из следующих попыток и стал Шлиссельбургский десант 28 ноября 1941 года. Командовал полком пехотный офицер, майор Василий Маргелов, будущий Герой Советского Союза, после войны генерал армии. Личность легендарная, создатель Воздушно-десантных войск, которые в шутку называли «войсками дяди Васи».  21 ноября 1941 года его направили командовать лыжным полком моряков. Полк должен был участвовать в совместной операции с 80-й стрелковой дивизией.

Первая попытка наступления в ночь на 25 ноября сорвалась из-за того, что части 80-й дивизии не вышли вовремя на исходный рубеж. Новый выход советских частей на лед состоялся в ночь с 25 на 26 ноября. Однако и в этот раз операция сорвалась. При движении по льду войска встретили ряд полыней и вынуждены были вернуться обратно на западный берег Ладожского озера. Новая попытка состоялась в ночь с 27 по 28 ноября.

Теперь лыжники Маргелова должны были идти к Липкам из исходной точки-мыса Сосновец до островов Зеленцы около 15 км, а затем выйти на исходный рубеж. Это сильно удлинило их маршрут. Лед был гладкий, торосистый, в связи с чем идти на лыжах было очень сложно. Рано утром 28 ноября только полк Маргелова смог выйти в назначенную точку атаки - к деревне Липки. Это случилось с опозданием, когда уже рассветало. Пехоты не было. Оценив сложившуюся обстановку, Маргелов дал приказ атаковать. Прорвав первую линию неприятельских окопов у первого (Новоладожского) канала, маргеловцы заняли своим левым флангом деревню Липки и продвинулись на юг примерно на 1 км, уничтожая дзоты, пулеметные гнезда и живую силу противника. После перехода второго (Староладожского) канала противник стал пулеметным и артогнем препятствовать дальнейшему продвижению лыжников, бросив против них, помимо имевшегося пехотного подразделения, свежие из резерва, оснащенные большим количеством автоматического оружия, за счет чего противник имел значительные преимущества.

Моряки стали нести большие потери от артиллерийского огня и минометов, фланги лыжников стали немцами обходиться, создавалась угроза окружения. В результате этого морские пехотинцы вынуждены были перейти к обороне. Почти весь командный состав полка был перебит, сам Маргелов был ранен, связь с частями 80-й дивизии установить было невозможно- все радиостанции вышли из строя. Попытки связаться с начштаба фронта не увенчались успехом, так как противник уничтожил 6 лыжников, посланных с донесением командиром полка.

Из 903 человек на батарею здоровыми возвратились всего 202 человека, раненных 47». Был ли шанс на успех у бойцов 80-й стрелковой дивизии и лыжников? Возможно, что и был, но этому помешали разные обстоятельства. Прежде чем начать бой, лыжникам пришлось пройти по льду около 20 километров, и они уже были измотаны переходом. Выйдя на берег, советские войска должны были рассчитывать только на себя, т.к. огневая поддержка с западного берега Ладоги могла быть только при наличии связи, но ее не было. И все же в этом бою немцы прочувствовали безудержную отвагу русских моряков. В журнале боевых действий полк Маргелова был назван «элитным», его бойцы по мнению противника имели «отличную выправку и производили  превосходное впечатление, обладали необычайно высоким боевым духом. Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством, его сопротивление было сломлено только после почти полного уничтожения...»

 29 ноября 2015 года инициативная группа установила памятный знак на десятом километре Петровской дороги, протянувшейся от Шлиссельбурга вдоль Староладожского канала. Знак посвящен подвигу моряков 1-го Особого отдельного лыжного полка КБФ и воинов 80-й стрелковой дивизии.
.