Ребусы - гимнастика ума! И не только...

Татьяна Воронина
Ребусы и другие подобные игры в слова — это не только умственная гимнастика. Дошкольник своевременно должен «наиграться» в буквы и слова. Если этот этап пропущен, у ребёнка возникают трудности при письме: неправильное перекодирование фонемы в графему, пропуски букв в слове, замена букв по принципу оптического сходства, искажение звуко-слоговой структуры слов и т.д.
Однако надо помнить: работа с дошкольником должна строиться через интерес и игру. Только интерес и игра способны длительно удерживать внимание ребёнка в нужном направлении. Ребусы — это тайна, загадка. А там, где тайна, загадка, — там интерес. Именно это (желание разгадать загадку) помогает ребёнку сосредоточиться на задании.

В пособии ребёнок собирает из букв или слогов новые слова. Но важно не только прочесть новое слово, полученное из частей других слов. Важно это слово записать побуквенно. Для этого и предложены клеточки-ячейки (для каждой буквы своя ячейка).

Наставник должен контролировать процесс записи слова во избежание ошибок. Надо пресекать попытки «вслепую» или наугад работать над словом. Пользы никакой, а вот вред очевиден: если ребёнок один раз сделал ошибки в слове, есть вероятность, что в этом же слове он будет делать те же самые ошибки (в памяти будет зафиксирован визуальный слепок слова).

Поможет избежать ошибки словарик-подсказка в конце пособия (стр. 31—32). Аккуратно отделите этот лист от тетради, разрезав по пунктиру. Все слова, которые встречаются в пособии, можно найти в этом словарике. Важно, чтобы ребёнок видел правильное написание и не писал слова «на авось». Алгоритм работы со словарём простой: ребёнок отгадал слово, нашёл это слово в словаре и аккуратно его переписал — каждую буковку в свою ячейку.

В каких случаях ещё пригодится словарик-подсказка?

Например, на стр. 21 надо из вторых букв названий картинок составь слова. На картинке — конфета. Вторая буква в этом слове «О». Но ребёнок слышит не КОНФЕТА, а КАНФЕТА, то есть он запишет в ячейку букву «А». Слово КОНФЕТА — это словарное слово, а все словарные слова с непроверяемыми гласными надо запомнить.

В этом и других подобных случаях при отгадывании ребуса также пригодится словарик-подсказка.

На стр. 12 даны два ребуса, у которых отгадка слово РЫБА. После того как все отгадки на этой странице будут записаны, обратите внимание ребёнка на эти два ребуса с одинаковой отгадкой. Оказывается, одно и то же слово можно зашифровать по-разному. Предложите ребёнку зашифровать это слово по-своему. Если ребёнку это задание самостоятельно выполнить сложно, можно совместно попытаться составить такой ребус.

На стр. 20 также даны два разных ребуса, у которых одна отгадка (слово СЛОН). После того как все отгадки и на этой странице будут записаны, также обратите внимание ребёнка на эти два ребуса. Зашифруйте и это слово по-своему.

Слова РЫБА и СЛОН короткие. Поупражняйтесь в составлении новых ребусов с короткими словами, которые встречались в пособии. Возможно, вы придумаете с ребёнком не один вариант ребуса, а несколько на одно и то же слово. Подобные задания - мощная умственная гимнастика.

Упражняйте, тренируйте свои серые клеточки!

Татьяна Воронина: Ребусы. Игры в буквы и слова. Гимнастика для ума
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/908521/
Подробнее: https://www.ozon.ru/person/358108/