Искры памяти. 38

Георгий Родд
            С Т У Д Е Н Т \продолжение\

         Первый экзамен, сочинение. Жду неожиданностей. Но всё как обычно,
разве размер аудитории, в которой одновременно сидят несколько сотен человек.
Необычным было и написание сочинения на безлинованных листах бумаги со штампом на каждом листе. В проходах стояло много старшекурсников, они выдавали листы
и потом сразу забрали. Темы были стандартные, с обязательной свободной темой
с политическим уклоном. Как я уже говорил оценки не объявлялись до последнего
экзамена \литература устно\. Я выбрал политику.
      День консультации перед первой математикой \а их четыре\, алгебра и
арифметика письменно. На консультации возник интересный вопрос по поводу
учебника по которому мы учились. До 8-ого класса мы учились по учебникам
под редакцией Рыбкина. Они были написаны в начале 30-х годов, и были
ориентированы на малограмотность населения. И в 1948 году появились учебники
под редакцией Ларичева. Значительно более глубокие и серьёзные. Так вот, наш
доцент Горшков назвал их старым хламом. Так что он будет с нас спрашивать?
      Опять громадная аудитория амфитеатром, в проходах ряды студентов
\гораздо больше чем на сочинении\. Традиционных два варианта "А" и "Б".
Зал просто поделён пополам. У меня "Б". У каждого места лежит папка-скоросшиватель с отштампованными листами бумаги. Папку нужно подписать и поставить номер экзаменационного листа. На сцене две больших школьных доски, закрытых тканью. Горшков нас предупреждает, что всё что будет написано должно складываться в папку. Выносить ничего нельзя. Даётся время 4 часа. Удар боксёрского гонга и покрывала сдёрнуты. Там три задания. Грандиозный арифметический пример действий на 25, состоящий из простых дробей типа 131\717. Только на его решение четырёх часов не хватит.
     Далее, довольно простая алгебраическая задача. И третий, вроде бы
стандартный вопрос упростить алгебраическое выражение. Что интересно, Горшков
разрешил пользоваться шпаргалками в открытую.
     С примером я обошёлся просто, превратил дроби в десятичные, поставил
знак "приблизительно" и написал ответ. Задачу тоже быстро решил, а вот
упрощения не получалось. Оно из строчки выросло на полстраницы. Мне показалось
что я запутался в знаках и я в одном месте жирно зачеркнул плюс, исправив его на минус. Правда помогло. Но тут снова удар гонга, и студенты мгновенно отобрали у нас папки.
     Завтра консультация к устному экзамену и итоги чего мы натворили. Всех
заставили сесть на места где сидели вчера. Горшков начинает свой анализ.
Вариант !А", он обычный. В итоге больше сотни оценок "отлично". А вот вариант
"Б" был экспериментальным. И вдруг неожиданно, -Кто здесь Родд, встаньте.
И далее, - Вы посмотрите на это Нахала и Самозванца. Пауза, я не знаю куда деться. Он посмел исправить меня, доцента Горшкова, к сожалению, единственный.
Соответственно только у него оценка "отлично" и объяснил почему. Вы же
будущие учёные. А в науке много тупиковых путей. И если вы видите что дела
идут плохо, нужно посмотреть а верны ли исходные данные. Ошибка была
заложена мною умышленно, а он рискнул и исправил "бракованный" знак.
Все оценки на стенде на выходе, там же списки групп для устного экзамена.
     Надо сказать что мы так и не знали куда мы поступаем, и какова будущая профессия. Официально об этом студенты узнавали после окончания третьего курса,
давая подписку о неразглашении. Что это за факультет я узнал много позже.
Это были будущие учёные-атомщики. Они строили Дубну, Семипалатинский
полигон, проводили первые испытания серии атомных бомб. Когда я в 1950 году
поступал туда, выпуска ещё не было. Был только ; курс. И последнее, Красный
Диплом №1 получил студент по фамилии Сахаров, будущий отец водородной
бомбы. Откуда я это узнал. Об этом немного позже.

       \продолжение следует\

       1 декабря 2022