Пять картин Клода Моне

Кира Валерто
 

"Мост Ватерлоо, эффект тумана" (1903)

Опять туман, густое молоко,
В которое ныряешь, вмиг озябнув,
Всё время наступаешь, как на грабли —
Лоб в лоб удар, а дальше ты легко
Идёшь по фиолетовому полю,
Себя стеножишь в темпе поневоле,
Смиряя раздраженье – отчего?

Фантасмагорий ужасы до края:
То поросячий нос, то рыбий глаз
В тумане плотном видятся сейчас,
Капричос Гойи молча оживают;

А на картине - сказка, легкий дым,
Мост Ватерлоо. Иерусалим
Небесный незаметно проступает…



«Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента»

Наверно, эта тайна нам дана,
Чтоб мы могли мечтать о горнем чуде,
Задуматься, зачем мы и откуда,
Как выглядит чужая сторона.
,
Моне она показана прекрасной -
На розовом, сиреневом и красном,
На смешанной палитре дотемна
Взлетают души-птицы. Крест, корона,
Величие невидимой земли,
Куда плывут Хароновы ладьи,
Без боли, без печали, без урона…

Что изначально нам разрешено,
Потеряно… Лишь кистью и пером
Напомним вдруг покинутое лоно.


"Скалы в Бель Иль" 1886

Величественной дикости напор,
Играет море, угрожают скалы:
- Не выживешь, отступишься, устанешь,
Здесь ветер точит камни с давних пор.

Здесь хочется с обрыва прыгнуть в воду,
Чтоб ощутить падения свободу.
Под сапогом изъеденный простор,
Осыпется неверная порода,
Покатишься, сбивая спину в кровь,
И станет жаль домов и огородов -
Не плачь напрасно, вверх не сквернословь -
Тебя предупреждали, не послушал…

Теперь молись за сморщенную душу,
Пока судьбы рокочет приговор.


"Руанский собор в полдень (Портал и башня дАлбань)" 1893–1894

В собор вступили вслед за королями:
Сжималась площадь кротко перед ним,
Внутри гигантский крест, алтарный нимб,
Колонны длились стройными рядами…
Мне не запомнить каждого из тех,
Кто выступал из стен. Горгоны смех,
Святые тени, пляшущее пламя
Свечей, розетки круглый циферблат,
Мозаики цветная перекличка…
Высокомерной готики привычка,
Пронзая небо, выкрикнуть догмат.

Художник всё замазал - только небо,
И солнечные блики бьются слепо
На стенах храма сотнями заплат.


«Руанский собор вечером» 1892–1894

Стекает свет и застывает тенью:
Тяжёлой, как расплавленный свинец,
Сиреневым печальным приведеньем
Клубится у подножья наконец
Лазоревое утром, голубое
В слепящий полдень, нынче золотое
И черное, как плачущий вдовец
В ночи.
Отец Небесный вновь рисует,
Мешает краски, символы, шрифты,
Его уроки растранжирим всуе,
Мелькают города, года, холсты,
Пока однажды где-то, на картине,
Не свалится на голову лавина
Воспоминаний, полных красоты.