Бабушка, записки по пятницам. Зачем лебедь умирает

Ирина Можаева-Кудряшова
2 мая 2014 года

Сонечка постоянно слушает музыкальную пьесу "Лебедь" из сюиты Сен-Санса "Карнавал животных". Пока звучит музыка Сонечка стоит замерев, затаив дыхание, а когда музыка заканчивается глубоко вздыхает и спешит снова включить запись. И так по нескольку раз в день.
Зная, как малышка любит танцевать, я спросила Сонечку:
- А почему, милая, ты стоишь неподвижно? Тебе не хочется танцевать, представляя, что ты - лебедь, скользящий по воде?
Сонечка смущенно опустила глазки, ничего не ответив.
Я знала, как хорошо Сонечка понимает эту музыку, она мне рассказывала, что в этой пьесе звучат два инструмента: рояль и виолончель. Виолончель - это красивый белый лебедь, гордо скользящий по воде. Рояль - это вода, с маленькими волнами от движения лебедя и рябью от порывов ветра. Плавающего в пруду лебедя Сонечка видела в Зоопарке.
Я нашла в интернете красивый клип, в котором танец в исполнении Ульяны Лопаткиной на сцене чередовался с картинами лебедя, плывущего в пруду.
Пока мы смотрели клип я тихо рассказывала Сонечке, что этот танец называется "Умирающий лебедь":
- Посмотри, милая, как руки балерины похожи на два лебединых крыла, как лебедь хочет взлететь и как бессильно он складывает руки в финале.
Я унеслась в воспоминания о том, как сама в свои пять лет танцевала умирающего лебедя перед бабушкой и дедушкой, правда без музыкального сопровождения (плееров в то время не было), но в красивом балетном платьишке, сшитым мне бабушкой для занятий хореографией, и в венке из ваты на голове, имитирующем лебединые перья.
Клип закончился, а из плена воспоминаний о собственном детстве меня вырвал полный слез голосок Сонечки:
- Бабушка, зачем Сен-Санс написал, что лебедь умирает?
Тут мне стало не по себе:
- Нет, Сонечка, Сен-Санс не писал, что лебедь умирает, в музыке Сен-Санса лебедь величественно скользит по воде пруда. А"Умирающий лебедь" - это танец, который создал великий русский балетмейстер Михаил Фокин для гениальной русской балерины Анны Павловой.
- Бабушка, но зачем лебедь умирает? - повторила расстроенная Сонечка.
В моей голове проносилось все то, что я знала о русских сезонах Сергея Дягилева, о Михаиле Фокине, об Анне Павловой, которую благодаря "Умирающему лебедю" Фокина прозвали "Бессмертный лебедь" и вообще о русском искусстве начала XX века. Я не могла найти ответ для пятилетнего ребенка и пребывала в полном замешательстве, из которого меня вывела Сонечка:
- Знаешь, бабушка, я буду слушать музыку Сен-Санса про лебедя. Я никогда не буду танцевать про умирающего лебедя!