Комментарии Елены Толоконниковой

Временные Хроники
Всем – доброго времени суток! Честно говоря, на обзор совершенно нет времени. Но бессонница выделила внеурочное время поделиться с Вами, дорогие друзья, своими соображениями.  Уже второй тур и снова мучают сомнения при выставлении оценок. Есть свежие, живые стихи, которым очень хочется поставить высшую оценку, но… Как же бывает обидно, когда талантливый автор не старается улучшить технику написания своих творений, и вся творческая работа идёт насмарку. Самая большая беда – сбой ритма. Такое впечатление, что авторы не умеют проверять свои стихи на наличие таких сбоев. Хочу на примерах показать, как это делается. Может, кому-то пригодится. Очень хочется верить, что мой труд не напрасен. ;

Понравилось стихотворение №4 своей образностью и позитивным настроением, но в нём есть сбои.  Вот его и рассмотрим. Вот такая получилась схема ритма:
4. Утром к морю
Рассвет ворвался воробышком    -/-/--/--
И стал клевать темноту,         -/-/--/
Он выклевал все до зернышка,  -/--/-/--
Рассеялась тьма, и стул       -/--/-/       

В ночи хранящий инкогнито,  -/-/--/--
Открылся при свете дня  -/--/-/
И стройной ножкой изогнутой  -/-/--/--
Заманивал сесть меня.  -/--/-/

Плясали тени обнимкою,       -/-/--/--
Кривлялись, то - вверх, то – вниз,  -/--/-/
И утро белою дымкою -/-/--/--
Спустилось на мой карниз.  -/--/-/

Босая и неодетая,   -/-/--/--
Раскрывшись объятьям дня, -/--/-/
Помчалась навстречу ветру я, -/--/-/--
Манил океан меня,  -/--/-/

Протягивал руки лодочкой:  -/--/-/--
"Не трусь, ныряй с головой",  -/-/--/ 
А я каждой клеткой, черточкой -/--/-/--
Хотела познать его.  -/--/-/

Во влажной прохладе плавая   -/--/-/--
На пенистых облаках,  -/--/-/
Я, будто, рождалась заново -  -/--/-/--
Свежа, весела, легка.  -/--/-/


Обычно стихи пишутся с первых несколько строк. Я стараюсь начальный ритм сохранить и взять его за основу, а дальше уже нужно придерживаться этой схемы.
Рассвет ворвался воробышком    -/-/--/--
И стал клевать темноту,         -/-/--/
Он выклевал все до зернышка,  -/--/-/--
Рассеялась тьма, и стул       -/--/-/
Тут каждая строка имеет свой ритм и это не плохо, но отследить сбои в таких стихах авторам особенно трудно, если нет схемы, сейчас вы в этом убедитесь. Нам нужно отследить ритм в уже написанном стихотворении и, по возможности, исправить допущенные ошибки. В данном случае нужно проверить каждый катрен построчно:
Берём первые строки всех катренов и сравниваем их. 

Рассвет ворвался воробышком    -/-/--/--
В ночи хранящий инкогнито,  -/-/--/--
Плясали тени обнимкою,       -/-/--/--
Босая и неодетая,   -/-/--/-- ударение падает на предлог «и», желательно исправить.
Протягивал руки лодочкой:  -/--/-/-- сбой
Во влажной прохладе плавая   -/--/-/-- сбой

Очевидно, что ритм сбивается в пятом и шестом катрене.

Рассмотрим вторую строку всех катренов: тут рисунок ритма повторяется во втором, третьем, четвёртом и шестом катренах, но сбивается в первом и пятом.

И стал клевать темноту,         -/-/--/  (сбой)
Открылся при свете дня  -/--/-/
Кривлялись, то - вверх, то – вниз,  -/--/-/
Раскрывшись объятьям дня, -/--/-/
"Не трусь, ныряй с головой",  -/-/--/   (сбой)
На пенистых облаках,  -/--/-/

Третья строка:
Он выклевал все до зернышка,  -/--/-/--
И стройной ножкой изогнутой  -/-/--/--  (сбой)
И утро белою дымкою   -/-/--/--    (сбой)
Помчалась навстречу ветру я, -/--/-/--
А я каждой клеткой, черточкой -/--/-/--
Я, будто, рождалась заново -  -/--/-/--

И, наконец, четвёртая строка всех катренов, тут с ритмом всё в порядке.
Рассеялась тьма, и стул       -/--/-/   (стул в конце первого катрена завис в воздухе).    
Заманивал сесть меня.  -/--/-/
Спустилось на мой карниз.  -/--/-/
Манил океан меня,  -/--/-/
Хотела познать его.  -/--/-/
Свежа, весела, легка.  -/--/-/

Ещё хотелось бы обратить внимание авторов на ударные предлоги, такие, как «по», «за», «не» и т.п. это тоже можно рассматривать, как нарушение ритма:

А море было белым, очень белым,  -/---/---/- (первый катрен)

Мы ПО команде утром встали рано,   -/---/---/- (второй катрен) здесь ударным стал предлог ПО.

Самое цельное и удачное, на мой взгляд, стихотворение №18. Оно неординарное и по содержанию, и по форме. Чувствуется рука мастера, но и здесь не обошлось без сбоя:

18. РЯДОМ
Она носила бусы с белым жемчугом,  -/---/---/--
Была немного необычной женщиной,  -/---/---/--
Любила разговаривать с китами  -/---/---/-
И фильм "Титаник"  -/-/-
 
Ей нравилось, как шум прибоя ласковый  -/---/---/--
Играет на заре цветными красками,  -/---/---/--
И чудилось - в солёных брызгах пены  -/---/---/-
Поют Сирены.  -/-/-

Никто не видел, что в рассветной небыли  -/---/---/--
Ступени открывались прямо в небо ей,  -/---/---/--
Приманивая в тайны стратосферы   -/---/---/-
Звездой Венеры.   -/-/-

Нам никогда не встретиться с чудачкою,  ---/-/---/--  сбой
    Она теперь глядит в окно чердачное,  -/---/---/--
    Сияет, будто голова на блюде:   -/-/---/-/- сбой
    "Я рядом, люди!"  -/-/-

Как вы заметили, я не ставлю ударение на каждый ударный слог, а выделяю наиболее характерные места, где ударение должно бы обязательно, иначе сбой будет очевиден.

Вторая часто встречающаяся ошибка, это слипание согласных в рядом стоящих словах, что неудобно для чтения фонетически и снижает общее впечатление от стихотворения:

Лишь желтоватая планета      ш-ж;
Прибой с утёсом в вечном споре,   в-в

Всякого рода «красотищи», «глазищи» также снижают художественную ценность стихов.

Интересное стихотворение №8. «Робинзон. Начало» но почему-то автор решил добавить лишнее слово в строке, возможно, это вышло непроизвольно в процессе правки:
Солнечный диск равнодушно взирал с высоты  (13 слогов)
На человека, что полз в благодатную тень.
Что ему, Солнцу, до этой земной суеты?
День начинался, обычный тропический день!

А человеку внизу на песке осознать предстоит  (16 слогов)
Ужас его положения - жизненный фол...
Сколько ж ему испытаний придётся пройти
прежде чем станет героем романа Дефо!

И вот ещё, автор, не перегружайте текст знаками препинания! Троеточий и восклицательных знаков в тексте – по 10 штук, но побили рекорд вопросительные знаки, их 11. Я понимаю, что ситуация в повествовании патовая, но читатели смогли бы её правильно оценить и с меньшим количеством препинак, во всём должна быть мера.

Вот, собственно, и всё, на что я хотела обратить ваше внимание, дорогие авторы, выставляя оценки. Надеюсь, не очень утомила, но хотелось это обсудить.
Желаю всем удачи в марафоне и лёгкого пера!