Негаснущий костер творчества Я. П. Полонского

Наталья Мурадова
 Негаснущий костер творчества Я. П. Полонского.
Размышления накануне 203-й годовщины со дня рождения писателя

Но мне немногие внимают
И для немногих я поэт.
Я. П Полонский.
«Для немногих»

Кто сегодня в Рязанском крае не знает поэта и прозаика Якова Петровича Полонского? Думаю, мало найдется таких людей. На мой взгляд, Я. П.  Полонского все же недооценивают в наше время, так как, кроме поэтического и прозаического литературного дара, поэт обладал талантом художника и философа. Одаренность его была многогранна. Конечно, вклад Полонского в русскую литературу скромнее, чем у Лермонтова, Пушкина, Некрасова, и Фета, но от этого масштаб личности писателя и степень его одаренности не уменьшается с течением времени. Мое повествование – это мое мнение о гении Якове Полонском, мое посвящение и поклон великому земляку. Какова же цель моего повествования? Пусть не только те люди, которые интересуются творчеством Якова Полонского-писателя, не только перечитают его произведения, но и откроют для себя этого автора как художника, самобытного и неординарного, с философским взглядом на жизнь и все, что происходит в окружающем мире. Произведения русского поэта и публициста отображают жизнь России в XIX  веке.
Поэт родился 18 (6 по старому стилю) декабря 1819 года в Рязани. Петр Григорьевич, отец Якова Полонского, был из обедневшего дворянского рода. Мама Якова Полонского - Наталья Яковлевна  посвятила себя мужу и своим детям, среди которых Яков Полонский — будущий поэт и прозаик был старшим сыном. Мать Якова Полонского собирала стихи, записывая их в тетрадь, много читала и любила романсы. Писатель, поэт и художник Яков Петрович Полонский в дневниках и воспоминаниях говорил так о своем рождении: «Официально записан я родившимся 7 декабря 1819 года, но так как я родился ранее полуночи в вечер Николина дня, то и решено было праздновать день моего рождения 6 декабря, а не 7-го, когда мне дали имя и впервые внесли в приходскую книгу».
Первым учителем Якова Полонского был Иван Васильевич Волков. Читать будущий писатель и поэт выучился с шести лет. Когда Яше было 12 лет, скончалась его мама Наталья Яковлевна Полонская. Это было первым житейским горем мальчика. Отец Якова Петровича Полонского помог сыну поступить в Первую мужскую гимназию в Рязани. В годы учебы в гимназии юный Яков Полонский испытал первую свою славу. Дело в том, что в 1837 году в Рязань приезжал цесаревич Александр Николаевич, будущий император России Александр II. Яша Полонский должен был написать приветствие в стихах цесаревичу Стихи, написанные юным гимназистом Полонским, пришлись по душе цесаревичу Александру Николаевичу. За свой первый поэтический опыт гимназист Полонский был награжден золотыми часами.
Учеба в Рязанской гимназии не была очень успешной для юного Яши, но предмет русской словесности Яков Полонский хорошо знал и любил. Впечатлительность Яши Полонского, его воображение и некоторая тревожность, внимательность к происходящему в жизни, и, конечно, одаренность, помноженная на трудолюбие, и создали из простого рязанского гимназиста самобытного и даже уникального писателя и поэта, творчество которого знает Россия и не только.
В 1838 году Полонский поступил в Московский университет на юридическое отделение. Во время учебы в университете с 1838 по 1844 год Полонский обретает друзей среди поэтов, писателей и художников. В круг знакомых романтика Я. П. Полонского входят Тургенев, Фет и Чадаев, критик Белинский и писатель Григорович. Позже Яков Петрович подружился с композитором П. И. Чайковским и даже написал либретто оперы П. И. Чайковского «Черевички», основой для которой стала повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Либретто Яков Полонский посвятил памяти Великой Княгини Елены Павловны, выдающейся женщине, внесшей огромный вклад в развитие Российского государства. Любители и ценители музыкального искусства П. И.  Чайковского не раз эту оперу слышали. В основу либретто оперы «Черевички» взяты стихи Полонского. Музыка в творчестве поэта – это особая стезя таланта впечатлительного писателя, который в своих стихах и воображении, по моему мнению, предвидит события личной жизни. Например, вспоминая о смерти матери поэт, будучи взрослым человеком, пишет: «Скажу только, что страшно пугало и тревожило мое воображение – это мысль, что мать моя была похоронена живая, так как я еще накануне похорон видел на ее щеках румянец».
Всегда ли благосклонна и милостива была судьба к Якову Полонскому, человеку, щедро одаренному талантом поэтическим и художественным, имевшему круг влиятельных знакомых? Далеко не всегда. Яков Петрович был беден, и ему часто приходилось подрабатывать репетитором, обучая детей из богатых дворянских семей. В1844 году вышел первый сборник стихотворений Якова Петровича под названием « Гаммы». У писателя денег на издание этой книги не было, поэтому пришлось издать сборник по подписке. По словам автора стихов, «долго и нелегко велась эта подписка» В 1844 году, по окончании Московского университета, Яков Петрович отправился в Одессу. Свое пребывание в Одессе стихотворец описал в романе «Дешевый город». В Одессе Яков Петрович работал репетитором из-за невозможности найти иной вид заработка для скромного существования. В Одессе поэт провел примерно два года. Вышедший там второй сборник произведений Якова Полонского: «Стихотворения 1845 года» подвергся строгой критике В. Г. Белинского. От досады, на мой взгляд, и некоторого разочарования в трудах своих молодой Яков Полонский переехал в 1846 году в Тифлис, где получил должность помощника столоначальника в канцелярии кавказского наместника графа М. С. Воронцова.
Благодатная природа Кавказа вдохновляла многих русских поэтов, писателей и художников. Не был исключением и поэт Яков Полонский. Кавказ в то далекое время был частью Российской Империи, и русская интеллигенция часто посещала Тифлис с разными целями и по разным обстоятельствам, так как ездили и на заработки, и на лечение, и просто в путешествие по вдохновляющим местам. Конечно, на Полонского производило большое впечатление творчество М. Ю. Лермонтова, а Лермонтов, как известно, писал не только стихи, прозу и пьесы, но и отлично рисовал. Стоит вспомнить и о том, что и отец Я. П. Полонского долгое время работал на Кавказе, а дядя поэта Дмитрий Яковлевич Кафтырев запечатлел Тифлис на рисунке. Вот что писал Яков Петрович в 1850 году: «Начну с того, что первое, неясное впечатление о Тифлисе получил я вовсе не из географии г-на Арсеньева. Я видел Тифлис в рисунке, в те лета, когда ребяческая память до того еще мягка и впечатлительна, что сохраняет образы, на ней отпечатанные до глубокой старости. Вид Тифлиса был снят акварелью на месте... Вид Тифлиса был снят акварелью на месте, еще во время Цицианова, покойным дядею моим Д. Я. Кафтыревым. Он был найден в его бумагах». Разумеется, исследователи биографии и почитатели творчества великого рязанца знают и помнят об этом факте.
В 1841 году. Яков Петрович написал стихотворение «Арарат». Оно было опубликовано в журнале « Москвитянин» (1841, № 1). Молодой поэт воспел великолепную гору Кавказа как символ непокорности народа Кавказа, хотя Арарат – это гора (существуют Большой и Малый Арарат) в современной Армении. Написано это стихотворение по Библейскому сюжету о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Приведу фрагмент этого стихотворения :

Я помню, как с моих вершин
Сходило по крутым ступеням
На лоно девственных долин
Семейство Ноя к новым сеням.

Там пред порогом новых хат
Дымились жертвоприношенья;
Там рдел на солнце виноград,
Дар божьего благословенья…

Читая стихотворение Якова Полонского «Арарат» от начала его и до финала, я почему-то представила картину Айвазовского: «Сошествие Ноя», хотя Иван Айвазовский писал свое полотно гораздо позже, в 1866году. В Тифлисе Полонский слушал грузинские песни, уличных музыкантов этой удивительной страны. Кавказский период в литературном творчестве поэта представлен столь ярко и живо, что сомнений в том, что Яков Петрович и наблюдательный философ, и поэт, и живописец не возникает.
Я немного отвлеклась от темы « Полонский, как живописец». Итак, возвращаюсь к этой теме. Как известно, любовь к рисованию зародилась у поэта в детстве. Приехав в Тифлис, Яков Петрович Полонский, реализовал свою давнюю мечту и уникальный талант – умение запечатлевать в красках природу Тифлиса, красоту его гор, рек, лесов и кустарников, небес и даже хижин простого народа. В Тифлисе поэт подружился с художником Григорием Григорьевичем Гагариным, который был приятелем М. Ю. Лермонтова. Князь Г. Г. Гагарин – русский художник, полотна которого («Тифлис вид на ботанический сад», «Сурамская крепость» и многие другие) познакомили россиян с Кавказом, с Грузией. Вдохновляясь природою древнего южного города, Полонский пишет своему другу: «В одном месте кучами стоят навьюченные лошади, в другом – собралась толпа в черкесских шапках, с кинжалами за поясом. Направо из окна <...> выглядывает турок с седой бородой. Он сидит, задравши ноги, и курит трубку. Налево из такого же окна высунулся олень и, раздувши ноздри, глядит на улицу. Вот бежит теленок, за теленком имеретин в разорванной куртке. <...> Все лавки полны народу». События, относящиеся к периоду службы в Тифлисе, путешествия поэта по Кавказу отразились, конечно, и в прозе Полонского («Кавказские очерки»), и в поэзии (стихотворения «Сазандар», «Развалины замка, жилище орла»), и в живописи поэта.
В картинах и карандашных набросках Полонского Кавказ, Грузия – это особая неразрывная река жизни поэта. Литературное творчество Полонского, созданные им этюды и рисунки похожи на единое кружево, в котором узор впечатлений сплетается в гармоничный настрой вдохновения и отношения к жизни. Впечатления от путешествий по Кавказу отразились и в рисунках поэта. Он создал более 300 картин и карандашных набросков. В настоящее время они находятся в Пушкинском Доме Российской академии наук. Наиболее известны около 30 этюдов Якова Полонского. Например, столь любимые мною: «Караван-Сарай в Тифлисе», «Душет», «Сакля Аквабара», этюд «Церковь и школа» и многие другие работы художника. Увлечение писателя живописью было связано не только с пребыванием поэта в Грузии. Полонский рисовал в имении Тургенева и Фета, особенно много времени отдавая этому увлечению летом. Репин написал портрет Якова Полонского незадолго до кончины поэта. Хочется  напомнить о другом факте, характеризующего поэта и художника  как скромного и искреннего и интеллигентного человека. В подтверждение моих слов моих цитирую фрагмент из книги краеведа и писателя, исследователя творчества поэта Александра Николаевича Потапова, который в одной из глав книги «Золотая арфа» пишет: «В день своего 75-летия Полонский получил поздравления не только от собратьев по перу, но и от художников. В частности, Репин прислал поэту телеграмму следующего содержания: ,,Поздравляю. Дай Бог вам сил и здоровья”». Известнейший портретист, передвижник И. Н. Крамской при любой возможности посещал квартиру Полонского, а если болезнь не позволяла встретиться, деликатно извинялся в письме: «Но, право же, я давно к Вам на дороге. Извините – писать неловко, и я сам себя не узнаю». Яков Полонский много путешествовал. Несколько месяцев Полонский учился живописи у художника Дидэ. Любовался Женевой, чувствовал себя молодым, свободным и беззаботным — и потом называл эти месяцы счастливейшим временем в своей жизни. Из Швейцарии он отправился в Италию, побывал в Генуе и Риме. Полонский был и в других странах. Но, где бы ни находился Яков Полонский, он, как мне думается, стремился красками и поэтическими строками описать природу и все уведенное из того, что его вдохновляло, заставляло трепетать сердце и заполняло собою мысли.
Яков Петрович Полонский был хорошо знаком также с художниками из Санкт-Петербурга, творчество которых, как я полагаю, не могло не оказать своего влияния на поэта. Поэт хорошо знал художников Байдемана и Тимма. А что лично меня привлекает в живописи Якова Полонского? Мне нравится этюд поэта из Спасского-Лутовинова «Аллея в парке с фигурой И. С. Тургенева». Эта картина только на первый взгляд обычного человека кажется мрачной и даже депрессивной. Фигуры Тургенева на полотне почти не видно. Нечто сквозь густую зелень деревьев видится обывателю мелкой красной точкою. Но я считаю, что картина заслуживает внимания смотрящего. Почему? На полотне сквозь густые кроны деревьев пробивается солнечный свет, образуя круг на тропинке. На тропинке видна идет едва различимая фигура идущего человека. Великий писатель и друг Полонского И.С. Тургенев изображен так, что чувствуется могучая сила таланта писателя. Удаляющаяся фигурка писателя посреди зеленых вершин усадебного парка воспринимается мною как «говорящая» о бренности бытия человека, а главное – круг солнечного света, что, по моему мнению, говорит о вечности прекрасного, об оптимизме и жизни. Картины Полонского украшают сегодня дом-музей Тургенева. Как живописец Яков Полонский, на мой взгляд, недооценен. Но повествованию моему не конец ещё.
Продолжая разговор, скажу, что Полонский как художник у каждого свой. Вот ещё одна из картин Якова Полонского привлекшая мое внимание. Этот рисунок карандашом называется «Аул в долине». Чем привлекла меня эта работа? На рисунке изгиб наклонившейся сосны как в тумане. Дерево словно молится, будто благодарит землю, на которой этому дереву выпало жить. Чуть дальше сосны, растущей на скале виднеется низенький аул, а над аулом небо в переменчивых сизых тучах. Настроение рисунка задумчиво-печальное. В то же время в этом рисунке чувствуется ожидание чего-то необычного. Впрочем, навязывать свою точку зрения о художнике Якове Полонском не хочу, но этот карандашный набросок поэта так притягивает сердце и мысли и душу смотрящего, что хочется войти внутрь картины и побывать в этом ауле. Конечно, я не живописец, но любитель живописи, немного знающий разные техники написания картин у художников разных стилей живописи. В рисунке «Аул в долине» в отличие от картин Полонского, написанных маслом, есть некая тайна. Смотрящий на рисунок видит настроение художника, чувствует  меланхолию, задумчивость и даже некоторую схожесть с пейзажами Лермонтова. Например, с рисунком М. Ю. Лермонтова «Тамань». В чем я вижу сходство работ Полонского «Аул в долине» и лермонтовской «Тамани»? Хотя рисунки сделаны в разное время и разными людьми, от обоих рисунков исходит философская раздумчивость и тихое восхищение природой Кавказа, его бытом. Полонский в своих воспоминаниях писал: лишь «Меня… занимали задачи искусства, восхищал Лермонтов, который овладел всеми умами. Я мало встречал людей, которые не преклонялись бы перед силою его поэтического гения». Разумеется, поэзия и живопись это разные виды искусства, но я не случайно сравниваю картины двух поэтов. В этих полотнах есть некая схожесть музыки сердца и какое-то неодолимое одиночество души, её земное восхождение к творчеству у обоих поэтов. О многообразии творчества Якова Петровича можно писать и говорить бесконечно, знакомясь в то же время с отзывами друзей и современников Полонского о его литературном творчестве и живописи. С течением времени интерес к живописи Якова Полонского, поэзии будет только возрастать. И каждый для себя станет первооткрывателем океана дарований поэта
Прежде чем окончить свои размышления о живописи Якова Полонского, я позволю себе напомнить читателю ещё одну работу поэта – этюд «Часть террасы дома . и собака Серка И С Тургенева», написанный маслом в 1881 году. На картине летняя терраса дома, все вокруг зелено, воздушно. Собака сидит на ступеньках террасы хозяйского дома и очень внимательно, словно догадываясь что пишут с нее портрет, сморит куда-то. Видно также часть перил террасы дома И. С. Тургенева. Впечатление такое, что сам Тургенев куда-то собирается с собакой и только что стоял у перил. Серка внимательным взором, почти человеческим, наблюдает за действиями хозяина. Всем своим видом собака показывает, что хозяин её любит, и она тоже отвечает ему любовью. Тропинка на этюде, ведущая в усадебный парк, извилистая, как жизнь. А почему с человеческий взор у Серка? Наверное, она уже прожила, по собачьим меркам, много лет. Помимо преданности хозяину, во взгляде её есть что-то от судьбы человеческой, от энергии, которая замедляется с течением времени. Но, если времена года повторяются, сменяя друг друга, то жизнь человека не повторяется. Ни одного прожитого дня и минуты не вернуть. Картина Полонского не вызывает в душе зрителя безнадежности и уныния. Наоборот хочется дождаться прихода писателя, пожать Серке лапу и отправиться в путешествие пешком с Полонским и Тургеневым, прихватив непременно собаку. Эта картина Якова Полонского реалистичная и живая, как и все другие его живописные работы, о которых в одном повествовании не рассказать. Полонский и его картины – бесконечная тема не только для художников нашего времени.
Скончался Яков Петрович Полонский, прозаик, поэт и художник, 18/ 30 октября 1898 года. Русский поэт был похоронен на территории Успенского Ольгова монастыря в Рязанской губернии. Позднее прах поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.
Заслуженный работником культуры РФ Людмила Александровна Пронина подготовила книгу «Полонский и время» (2000 г. ), адресованную широкому кругу читателей. Книга рассказывает не только о Полонском и его жизни  и творчестве, но и знакомит с перепиской внука  Полонского Александра Александровича с  литераторами и научными работниками Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом). В этом издании представлены фотографии и многие другое уникальные документы, позволяющие многое дополнить в знаниях о Я. П. Полонского.
Многое сделали для популяризации имени поэта Александр Николаевич Потапов, автор художественных биографий Я. П. Полонского «Золотая арфа» и «Одинокий лебедь», и Сергей Юрьевич Панферов, написавшего книгу «Божьи воды». Оба они были в разное время удостоены премии Рязанской области в области литературы имени Я. П. Полонского. О Якове Петровиче можно говорить всю жизнь. Хочу всем посоветовать: читайте Полонского и вникайте душою в его картины. Пусть карта литературно-живописных путешествий вместе с Яковом Полонским у каждого читателя будет своя. Писатель и живописец Яков Петрович Полонский нуждается в нашей памяти, в любознательном читателе, который захочет познакомиться с негаснущим костром его поэзии, с кругом его друзей-современников. Пусть пламенный костер творчества Полонского греет сердца в наше сложное время!
Я писала свои размышления, полюбив после знакомства и внимательного прочтения его творчество, и использовала фрагменты из книг Л. А. Прониной, А. Н. Потапова В статье использованы фрагменты из книги Иринэ Модебадзе "Родная Грузия была для нас свята...". Яков Полонский (Тбилиси, 2020), вышедшей в серии "Русские в Грузии". 
С уважением к  читающим
Мурадова Наталья,
член Лито « Проталины» им. А. Сенина,
г. Кораблино Рязанской области.
Декабрь 2022 г.