Зачем делать добрые дела, если мы ими не спасаемся

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Проповедь на Божественной Литургии в Никольском Храме
в железнодорожном посёлке Кизема

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«И пришёл Я призвать не праведников, но грешников к покаянию», - такие слова мы слышали в Евангельском Чтении на Божественной Литургии. Кого же пришёл спасти Господь? Мы сейчас слышали: грешников. «Какая радость для грешников», - говорит Святитель Иоанн Затворник. Но каждый грешник должен понимать, что, если он был грешником, он должен отстать от своих грехов, потому что это мерзость перед Богом. Если каждый грешник избавиться даже от одного греха, пускай даже маленького, то на всей земле будем меньше грехов, и земля наша очистится.
Любой грех – это зловоние, мерзость перед Богом. Когда человек приходит молиться в Храм, он делает милостыню, то это благоухание перед Богом, это жертва Богу благоприятная. Где же жертвенник, на котором возносится жертва? Это наше сердце. В нашем сердце может быть жертвенник для сатаны, для нашего кумира. У кого-то кумир сейчас – это наше богатство, у кого-то карьера, у кого-то благополучие, у кого-то комфорт. На жертвенник под названием комфорт люди сейчас кладут множество жизней, сейчас совершается множество ужасных жертвоприношений сатане: абортов. И это делается ради своего «благополучия», ради своего комфорта. Люди не хотят потрудиться здесь на земле, а потом остаются одни. Почему у нас столько домов престарелых? Если бы рождались все дети, и мы не убивали своих детей в своём чреве, то было бы кому нам помогать в старости.
Если мы с вами одумаемся, если мы с вами перестанем иметь для себя кумиров, а кумиры у нас всех разные: это может быть супруг или супруга, может быть спорт, или может быть какое-то его занятие, которое отвлекает его от Бога. Всё, что выше, чем Бог, всё это для нас является кумиром. Если мы что-то делаем для кумира, то мы приносим своему кумиру жертву, а это нарушение самой главной заповеди, потому что, если мы любим что-то больше, чем Бога, то значит мы и рабы этого кумира, рабы сатаны.
Святитель Иоанн Затворник говорит такие слова: «Грешник, одумавшись, может измениться и стать праведником». Грешник, став праведником, только должен помнить, что он грешник - в этом заключается суть нашей земной праведности. Только во Христе мы можем иметь спасение. Никакие добрые дела нас не спасут. Вы скажете: «Зачем же делать тогда добрые дела?» Добрые дела по учению Православной Церкви нужны нам для того, чтобы мы подтверждали свою веру, подтверждали своё православие, подтверждали своё христианство.
Представьте себе, чем же будет заниматься христианин, как не добрыми делами? Делать добрые дела – это не есть что-то особенное, это есть норма христианская. Если христианин не делает добрых дел, значит он уже не христианин. И поэтому добрыми делами бесполезно хвалиться, они нас не спасают, они лишь помогают держаться на плаву, видеть Спасителя и молиться Ему.
Только тогда, когда мы совершаем доброе дело ради Христа, только тогда оно и действует.
Господь Иисус Христос хочет, чтобы каждый грешник, человек пришёл ко спасению. У каждого человека приготовлено место в Раю, нам эти места нужно только занять. И поэтому каждый христианин должен трудиться изо всех своих сил, чтобы у него не было ни минуточки на зло. Почему мы делаем зло? Потому что у нас остаётся время на это. Если бы мы распланировали свой день так, чтобы не было бы ни минуточки для греха, то и грехов бы не было.
Для чего устанавливает Святая Церковь утренние и вечерние молитвы? А кто знает из православных христиан о дневных молитвах? Святая Церковь заповедует молиться и днём, но почему-то никто не помнит об этом. Мы совершенно отстранились от настоящей христианской жизни. Посмотрите, что заповедовал нам Апостол Павел: «Непрестанно молитесь», – в этом и заключается христианская жизнь в непрестанной молитве, в непрестанном делании добрых дел во имя Христова, чтобы постоянно была связь со Христом. В этом есть цель христианской жизни – стяжание Духа Святого через постоянное памятование о Боге.
Памятование о Боге может быть разное. Вот встали мы утром и первое, что мы подумали – о Христе. Потом сказали себе: «А что я ещё могу сделать для Христа?» Пойду помогу человеку во имя Христа, пошёл и помог – опять память о Христе. Потом наступил день: пойду и помолюсь в свою комнату – опять память о Христе. Подходит вечер, читаем вечерние молитвы – опять память о Христе. И так потихонечку человек будет постоянно думать о Христе, и грех перестанет его интересовать, и кумиры все падут, и перед нами будет только Христос. И тогда Он ведёт нас в Царство своё уже здесь на земле, потому что там, где Христос, там и есть Рай.
Чем же Святые отличаются от не святых? Святой человек отличается от грешного кардинально. Новоначальный человек, который только ещё идёт ко Христу, как говорят Святые Отцы, всего лишь может быть несколько раз (десяток раз) вспомнит о Христе за день, а Святой человек всего лишь 10 раз о Христе забудет. Вот в этом и заключается то, как мы должны идти ко Христу: чем чаще мы Его вспомним, чем чаще мы Ему помолимся Иисусовой Молитвой, которая есть дыхание нашей души, тем ближе к нам будет Бог, и тем дальше от нас будет дьявол и его кумиры.
Пусть в этот день воспоминания Святого Амвросия Оптинского, который так любил людей и принимал их в огромном количестве, который отдавался полностью служению, заботился о других, а значит заботился о Боге.
Пусть каждый из нас возьмёт пример какого-то Святого. Пусть каждый из нас применит к себе подвиг какого-то Святого. И тогда наше сердце возликует и возрадуется, потому что мы будем на месте своего служения. Бог хочет, чтобы мы были каждый на своём месте.
Церковь – это корабль спасения, и на корабле спасения есть матросы, юнги, есть помощники капитана: и каждый должен занять своё место, потому что только общими усилиями мы сможем доплыть до тихой гавани – до Царствия Божьего. Если один сойдёт со своего поста, то другим будет тяжелее, а потом кто-то может сломаться от невыносимых напряжений. Поэтому пусть каждый христианин займёт своё место в церкви и делает своё дело по-настоящему, никому при этом не мешая. Если место человека на подсвечниках, то он должен поправлять свечи, чтобы они стояли ровно, и чтобы Господь принимал молитву тех, кто поставил эти свечи на подсвечник. Посмотрите сколько может сделать человек, ухаживающий за подсвечником: он может просить Господа, чтобы все молитвы были услышаны. Человек, который стоит в лавке, человек, моющий пол и окна в Храме, человек, который проповедует – всё это наши места.
Нам нужно найти своё место на корабле спасения, и только тогда мы сможем оказаться внутри церкви, иначе можно всю жизнь ходить вокруг корабля и никогда в него и не войти, тогда мы и не сможем спастись. Спастись можно, войдя в Церковь. Только в Церкви есть спасение.
А для этого пусть каждый из нас осознает себя грешным человеком, покается перед Господом, возьмёт в руки своё послушание, и, войдя на корабль, никогда с него не уходит, и осознаёт себя до самой своей кончины грешным человеком, осознаёт, что всё что даёт нам Бог, для нашего спасения и нам в дар. Но мы ничего не заслужили. Как говорят Святые Отцы: «Наше – это то, что течёт у нас из носа, а всё остальное даёт Бог». Если мы молимся, то это Бог молится в нас. Если мы делаем добрые дела, то значит Бог дал нам силы воспротивится дьяволу, и дьявол убежал от нас, и только так мы можем делать добрые дела. И когда мы смиримся перед Богом, только тогда наши добрые дела будут Богу угодны, они будут настоящим благоуханием в наших сердцах, в наших жертвенниках, в наших алтарях, где будет сам Христос принимать эти жертвы, и это благоухание будет расходиться по всему миру. Аминь.

23.10.2021 г.