Могут ли Ангелы наказывать?

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Беседа после Божественной Литургии в Воскресный день
в Казанском Храме посёлка Октябрьский

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие, чтобы с вами разобрать Проповедь и тему сегодняшнего нашего праздника. Воскресный праздник – самый главный. Сегодня также праздник Архистратига Святого Михаила.
Если мы не будем ходить на Воскресные праздники, то мы воскреснем в осуждение, т.е. в Воскресный день мы привыкаем воскрешаться от суеты, от зла, от греха. Мы исповедуемся, причащаемся и вместе со Христом мы воскрешаемся. Если мы не будем почитать Воскресный День, то значит, мы не будем по-настоящему прочувствовать то, что мы должны будем испытать во время Страшного Суда. В итоге получится, что мы придём на Страшный Суд не готовыми. Воскреснут все: и грешники, и праведники, но одни воскреснут в жизнь вечную, которая будет и на небе, и не земле, а другие воскреснут в осуждение.
Почему так важно причащаться в Воскресный День? Потому что, если человек раз в неделю не причастился, если он не пришёл перед Лицом Божьим, то значит, в это время он занимается совершенно противоположными делами, потому что во время Литургии во всём мире нет более важных дел. А, если нет более важных дел, то значит, человек занимается преступными делами. Вся Вселенная, весь Божественный мир молится на Божественной Литургии, а в это время люди валяются на диванах. Другое дело, если человек работает по сменам, то он может причаститься среди недели. А, если человек имеет Воскресный День выходной, и он не заставляет себя прийти, вот и получается, что он игнорирует встречу со Христом. Бог всем нам назначил встречу в Воскресный День, а мы берём и не приходим, говорим, что у нас были важные дела. Тем, кто приходит в Воскресный День на Литургию, Бог даёт дар управлять временем.
Тот человек, который соединился со Христом в причастии, он находится уже совсем в другом времени, т.е. у такого человека уже не такая суета, он всё успевает, и к следующему Воскресному Дню у него все дела сделаны.  А тот человек, который в Воскресный День не хочет ходить на Богослужения, тот как бы крадёт у Бога время, но этот человек лишается времени, нигде и никак не успевает.
Бог властитель времени. Сейчас время сократилось. Раньше люди ходили на речку стирать белье, не было стиральных машин, но люди успевали всё, было много физического труда. А сейчас нам помогают стиральные машины, кофемолки, кофеварки, микроволновки, но люди всё равно ничего не успевают. Раньше не было мобильных телефонов, но люди могли друг друга найти, и люди друг другу помогали. А сейчас у людей есть телефоны, но люди помогать друг другу не хотят.
Как сократилось время, это даже видно явственно. Есть такой пример. На Афоне где-то около 7 лет назад это заметили. На Афоне есть огромные лампады, висящие на цепочках. В этой лампаде внутри есть коромысло – поплавок из пробки, на котором есть небольшой фитилёк. У них есть обычные лампады, как у нас, и есть одна неугасимая лампада. Раньше они заливали в эту лампаду масло и этого масла хватало на год. А сейчас масло остаётся – это свидетельство о том, что время сократилось. В лампадке огонь горит с прежним промежутком времени, как он горел 1000 лет назад, так он и горит, а т.к. одна треть масла остаётся, то это говорит о том, что времени у нас уже нет, т.е. время сократилось. Люди перестали ходить в Храмы, почитать Бога, отдавать одну десятую часть своего времени, своих средств, значит они украли это у Бога. Бог забрал время у них, и сейчас ездят на скоростных машинах, летают на самолётах, а никто не успевает, потому что они обокрали Бога.
Вы знаете способ, как догнать время? Надо ходить по Воскресным дням в Храм. Самый лучший способ догнать время – это остановиться. Современный мир очень суетный, очень быстрый. Когда человек идёт в Храм, к нему приходят мысли: «А как же я там буду 2 или 4 часа находиться в Храме, стоять, молиться, участвовать в Богослужении?» Человек думает, что у него всё остановится на это время.  Но, когда человек идёт на эту жертву и говорит, что готов остановиться на это время, то ему возвращается время, и уже время находиться рядом с ним. Чтобы догнать время, нужно остановиться.
Когда человек надеется на Бога и говорит, что всё хорошо, и он отдаёт свое время на богослужение, потом выходит из Храма и понимает, что Бог всё устраивает и уже не надо спешить делать запланированные дела. Те ссоры, которые нужно было улаживать много месяцев, они все разошлись, потому что Бог умиротворил людей.
Например, надо было что-то заработать, а потом смотрим, что пришёл перевод или нашлись какие-то деньги, которые мы раньше запрятали и забыли где.
Господь Иисус Христос смотрит на наши сердца. У нас есть Небесные наблюдатели. Есть Ангелы Хранители, а есть ещё Ангелы Ревнители, есть Ангел Смерть.
Есть такая притча: очень старательный кузнец делал много заказов людям, его все уважали. Однажды в кузнеце он трудился, и кто-то без стука к нему зашёл и спрашивает: «Можно поточить косу?» Он, не оборачиваясь, со злостью говорит: «А как Вы без стука вошли ко мне? Может Вас проучить?» Оглядывается и видит, что стоит смерть с косой. Он спрашивает: «Вы за мной пришли?» Она говорит: «Нет, не за тобой. Тебе ещё рано. Мне нужно просто отбить и поточить косу». Он обомлел, протянул руку и сказал: «Хорошо, хорошо. Присаживайтесь». Смерть присела. Он точит косу, и его зазнобило. Он спрашивает смерть: «А сколько Вы убили этой косой людей?» Она со злостью подскочила к нему и, смотря ему в глаза говорит: «А как ты думаешь, сколько я убила?» Он отвечает: «Наверное, миллиарды». Она говорит: «Ни одного. Когда-то я была прекрасным светлым Ангелом в белоснежных одеждах, и моё послушание было от Бога встречать людей. Каждая смерть, которая была в начале (а жили тогда по 900 лет), встречалась с букетом цветом, потому что смерть – это была не смерть, а рождение в вечности. Но потом я увидела первое убийство: я увидела, как Каин убил Авеля, я увидела, как мать начала убивать своих детей в утробе, увидела, как на войне один человек убил за день 200 человек. Я столько пролила слёз, что моли глаза потрескались. Я сбросила свои белые одежды и одела чёрный халат с капюшоном. И больше я уже не встречаю людей с букетом, потому что ни один человек не дожил до своего часа сам».
Мы или убиваем друг друга словом или делом, или убили сами себя самоубийством, или пьянством, курением сократили свою жизнь. Ни один человек не доживает до своего срока, когда его бы Господь призвал на Суд, и когда бы Ангел Смерти его могла бы встретить.
Он отдаёт ей косу, весь поражённый, просто ничего не понимающий. Смерть уходит, а коса задевает за забор. И он напоследок спрашивает: «Скажите, а зачем Вам нужна коса?» И она говорит: «Мне нужна коса для того, чтобы скосить траву на дороге, ведущей в Рай».
Зря люди боятся смерти – это Ангел. На самом деле, ни один Ангел: Ревнитель, Каратель без воли Божьей не сделает вреда ни одному человеку.
Представьте себе, что творится на Небе: безумный мир, который ломает Кресты, который разрушает Храмы, который убивает во чреве своих детей, который мучает стариков, который не во что не ставят Бога Творца, и в это время Ангелы на Небе стоят с оружием, готовые в любое время стереть с лица земли этот мир. Ангелы знают и видят, что Бог сотворил этот мир, и как теперь поступают люди. Они готовы отомстить за Бога, но Бог их удерживает и говорит: «Нет, ещё не время, ещё подождём, ещё человек покаялся, ещё человек приходит ко Христу, еще человек молится со слезами». Если, хотя бы один праведник есть в селении, Бог это село сохраняет и благословляет.
Ангелы Хранители и Ангелы Ревнители – они все на послушании у Бога. Гнев Божий находится в Чаше, но эта Чаша гнева Божьего не излилась ещё. Придёт время Страшного Суда, когда эта Чаша гнева Божья изольётся на всех. Огонь Божества будет испепелять грешника, а праведника он будет ласкать, согревать и покрывать Благодатью и Любовью.
Вот один и тот же Огонь Божественный, одна и та же Чаша Господня: она для одних – сладость, а для других – наказание. Это можно понять на примере еды: для одного человека еда подходит, а для другого не подходит. Когда мы говорим, что надо приходить в Воскресный день на Божественную Литургию - это значит, что нам надо, прежде всего, привыкать к Божественному Огню. Мы сегодня с вами причастились, в нас Христос, Он нас видит, мы прикоснулись к Божественному Огню. Нам нужно причаститься в жизни столько раз, чтобы привыкнуть к Огню.
Когда придёт Страшный Суд Господень, когда весь мир ужаснётся от того, что придёт Христос, а христиане, которые знают Христа, которые причащались Ему, они побегут к этому Огню, потому что они в этом прибывают. Не нужно бояться гнева Божьего. Пусть нас Господь наказывает. Вот эти искушения, испытания, вот эти посты, молитвы – это всё нужно для того, чтобы наше сердце созрело для Вечности, чтобы мы были не как недоношенные дети, которые родились раньше времени и потом погибают, а мы должны созреть в утробе Матери Церкви. А для этого нужно быть в Церкви, и таким образом мы с вами сможем подготовиться и воспринять Христа, когда это будет необходимо.
Господь посылает Ангела Карателя, когда человек не хочет отходить к Богу, т.е. он говорит: «Я отдам любые сокровища, чтобы только остаться и пожить здесь на земле». В интернете есть интересная статья Элизабеты Росс «Пять степеней умирания». Когда человек приближается к смерти, то с людьми проходят те же самые стадии, которые проходят со всеми умирающими людьми.  Сейчас много онкологий, и многие этого бояться, потому что люди не готовы встретить смерть, люди не готовы прийти на Суд Божий. Раньше, когда люди были более благочестивые, онкологии не было. Когда люди потеряли нравственность, потеряли страх Божий, Бог послал онкологию. Преподобный Паисий Святогорец сказал такие слова: «Рай наполнился раковыми больными». Человек, когда попадает на онкологическую койку, то просто быть неверующим невозможно, он видит, как рядом с ним умирают люди. И поэтому люди начинают каяться, молиться. Но, к сожалению, те люди, которые вылечиваются, не все остаются в Церкви, люди опять забывают Бога.
И смерть – это Ангел, который ждёт человека. А онкология, на самом деле, это милость Божья. Сегодня на Литургии мы все вместе молились, чтобы Господь послал нам безболезненную смерть, дал возможность нам причащения перед смертью. Господь открывал раньше их кончину только благочестивым людям. Сейчас Бог открывает кончину через болезни, через онкологию. Человеку говорят: «Через полгода ты умрёшь». И, если у этого человека остались хоть какие-то струнки веры, он начинает интересоваться ей, и за эти месяцы может созреть для Вечности, он сможет узнать всё, что не мог узнать за всю свою жизнь. Поэтому болезням суждено быть для нашего спасения.
Паисий Святогорец даже вымолил себе онкологию для того, чтобы сострадать людям, т.е. он не мог до конца понять онкологических больных. Он помолился, и у него была онкология для того, чтобы ещё больше любить и сострадать людям. Мы с вами – люди немощные, нам хотя бы спасти свою душу. Это духовный эгоизм в хорошем смысле слова. Если человек не будет иметь желание спасти свою душу, то он и душу свою погубит и тело. А тот человек, который здесь спасает своё тело, лелеет его, заботиться только о своём теле, а о душе не заботиться, то он свою душу губит.
Наш Ангел Хранитель не может нас оставить на долгий срок и не может отойти далеко от нас, потому что у него послушание о нас заботиться. Например, при освящении Храма даётся Ангел Хранитель, и этот Ангел стоит у Престола. Если даже Храм разрушили, у этого Ангела послушание до скончания века находиться на месте, где стоит Престол. Там Ангелы совершают непрестанно Богослужение – Вечную Литургию. Если мы не полюбим Богослужение, нам нет места в Раю, потому что там непрестанное Вечное Богослужение. Нам нужно здесь на Богослужении привыкнуть к этому Божественному Огню, привыкнуть славословить Бога. Та, где славословится Бог, там дьявол уже находиться рядом не может.
Может ли Ангел Хранитель перейти в Ангела Карателя? Нет, потому что у Бога распределены все обязанности. Есть Ангелы, которые приставлены к человеку, есть Ангелы, которые представлены к Храму. Например, человек освящает машину, к машине приставляется Ангел Хранитель, который будет охранять эту машину и её обитателей. Если, конечно, сделают какое-то плохое дело в машине или освященной квартире, то Ангел Хранитель отойдёт на какое-то расстояние. Он далеко не сможет уйти, он будет наблюдать со стороны, как в этой квартире или машине бесчинствуют, но там он находиться не сможет, потому что там зловоние греха. Если человек покается, это зловоние отойдет, и Ангел вернётся, и придёт Благодать. Наше сердце – это Дом Божий, поэтому нам нужно, чтобы наше сердце было освящено. И уже после этого можно освящать квартиру.
Сейчас у некоторых христиан происходит путаница: они именины называют Днём Ангела. День Ангела – это день крещения, это день, когда тебя крестили. Ангела мы не знаем имя, мы знаем только имя Святого. И, когда пишут День Ангела, а говорят имя Святого – это неправда, потому что Ангел – это Ангел, а Святой – это Святой. Святой – это человек, а Ангел – это бесполое существо. До революции такой путаницы не было. Священник для крещения ребёнка открывал Святцы – Духовный календарь и показывал, что в этот вот такие имена. Было несколько традиций: некоторые выбирали имя в день рождения; некоторые выбирали – в день крещения; а некоторые выбирали в день зачатия.
На самом деле день рождения человека – это день зачатия. Если бы нашим детям выдавался бы паспорт, в котором был день зачатия, то абортов было бы меньше, и наказывали бы тех родителей, которые делали аборты.
Мы все участники абортов, потому что мы все платим налоги, а на наши налоги содержатся вот эти абортарии, т.е. на государственном уровне узаконили это убийство. Как говорит статистика, приблизительно в день убивается 14000 младенцев – это столько, сколько Ирод со своими воинами убил за полгода, когда они искали Иисуса Христа во всех окрестностях Вифлеема. Откуда у нас будет численность в России, откуда у нас будет армия, откуда у нас будут нормальные люди, если мы убиваем своих первенцев? У человека даже нет осознания, что у него есть убитые дети, и на вопрос священника сколько у него детей, отвечает: «Двое». Священник спрашивает: «А сколько абортов было?» Женщина отвечает: «Пять». Священник говорит ей: «Почему Вы говорите, что у Вас двое детей, когда у Вас их семеро, пятерых из которых Вы убили».
Мы относимся совершенно неправильно к жизни и смерти. В 90-ые годы хлынул разврат и блуд, которые наполнили всю нашу страну. И эта тема стала открытой. А какая тема стала закрытой? Тема смерти стала полностью закрытой.
Почему первенец так важен? Почему первенцу Бог даёт особое благословение? Молодые люди, которым по 17 лет, которые вступают в половую связь, они жили всего 16-17 лет, и всё, что самое лучшее у них было за эти 17 лет, у них это накопилось, и их половые клетки содержат самое лучшее, что у них есть: самые лучшие чаяния, самые лучшие надежды, самые лучшие таланты. Они только – только влюбились -= это самое лучшее время, которое не повторится. И представьте себе, они узнают, что зачали ребёнка, а у них брак не зарегистрирован, и они убивают своего самого лучшего ребёнка, который, может быть, когда-то в старости их содержал, который помогал бы им, но они его убивают. И вот на это направлена западная идеология, чтобы люди погубили самых лучших своих детей. А потом, когда они уже больные все, в 30-40 лет, они рожают ребёнка, трясутся над ним, потому что он единственный у них.
А по Богу должна быть большая семья, и если в этой семье умирает один ребёнок, то по крайней мере все его помнят, за него молятся. И он, можно сказать, Святой, потому что он умер в муках, но он по крайней мере крещён, он в сердцах своих братьев и сестер, и у этого ребёнка есть могила, к которой можно прийти. А где могилы убитых детей наших? Их нет. И самое страшное, что происходит, вот Европа, которая развратила наш народ, потом закупает у нас, забирает с абортариев то, что остаётся от убитых детей и делает косметику. И потом эту косметику продаёт нашим женщинам, чтобы мы потом дальше прихорашивались и дальше убивали детей.
Даётся Ангел Хранитель, который будет стоять рядом с убитым ребёнком. Вопиет к Богу душа ребёнка и вопиет к Богу Ангел Хранитель. Вы скажите, что Ангел Хранитель даётся при крещении. Это, да. Но, пока человек ещё не крещён, у этого ребёнка может быть несколько Ангелов Хранителей, кто его защищает и сохраняет до тех пор, пока ему Господь не даст настоящего Хранителя, который будет с ним непрестанно.
Когда у Ангела есть полномочия, он стоит и не уходит. Бог для каждого доброго дела, для каждого творения Божьего поставил Ангелов. Бесы давно бы всё стерли с лица земли, уничтожили бы человечество.
На Богослужении на первом часе на Всенощном Бдении, есть такая молитва, когда священник выходит и разоблачается, остаётся только в епитрахилье и помочах, и он молится за рождающихся в этот мир. Церковь молится за всех, кто рождается в мир, они ещё не крещённые. Значит Господь посылает им Ангелов Хранителей, которые защищают и возбуждают в человеке, в родителях, крестить этого ребёнка.
Сейчас пошла такая тенденция: родители предоставляют детям, когда они вырастут, самим решать: креститься ли им в православии или в другой вере. Так вот на это можно ответить так: «Человек, который должен определиться, должен иметь ясный ум. А, если к 30 годам у него будет затуманенный ум алкоголя, пьянства, разврата, то какой у него будет выбор? Никакой.
Был такой случай, когда две молодые семьи сказали: «Мы хотим провести некий эксперимент». Они долго спорили, надо ли крестить детей или не надо. Одна семья сказала: «Мы будем». А другая семья сказала: «Мы не будем». «Через 30 лет посмотрим, что будет с нашими детьми». Та семья, которая крестила своего ребёнка, то у него появился Ангел Хранитель, который заботился о маленьком ребёнке. Они водили его в воскресную школу, на причастие. А вот некрещённого ребёнка водить на причастие было нельзя. Какую духовную пищу тогда он мог получать, если за него нельзя молиться на Литургии, нельзя причащать его? Крещённого ребёнка водили на причастие, заботились о нём, он выучился, получил высшее образование, женился. Он стал прекрасным юношей, знающим несколько языков, устроившийся на работу, к 30-ти годам у него было двое детей. Этот человек тоже крестил своих детей и научил православию, у детей были хорошие крёстные. А второй молодой человек к 30-годам выглядел как 60-ти летний старик, у него были уже испорчены все его внутренние органы от алкоголя и от курения, уже не было друзей, и он умирал в реанимации. Он так и не крестился, потому что уже не мог понять зачем это ему нужно.
Сколько мы бы не жили, если мы не доверяем Богу, если мы не хотим довериться Церкви, которая уже проложила путь в Царствие Божье, нам так и ничего не понять, потому что ум человека ограничен. Если человек думает, что он будет жить вечно, если он думает, что он всезнайка, то человек остаётся один на один с собой, и человеку умирать страшно.
Братья и сестры, есть ли способ, как исправить совершённые аборты, как мужчине и женщине исправить, совершённые преступления? Если, например, человек попал в тюрьму из-за убийства, то его заставят работать, чтобы он платил алименты оставшимся без матери в семье. Когда он выйдет, к нему будут большие претензии со стороны этой семьи.
Если, например, человек находится при смерти, и он только пришёл к Богу, крестился, исповедовался и причастился, то всё это поможет ему войти в Рай, если он покаялся искренно. Но, если нам придётся жить после исповеди и причастия какое-то время, если нам Бог дал нам несколько лет, то нужно искупить свой грех, не потому что от нас Бог это требует, а потому что это требует наша совесть.
Когда человек совершил аборт, то муж и жена виноваты оба, и важно Богу вернуть то, что мы забрали. Когда в утробе матери зачинается дитя, в этот момент даётся душа. Бог создал человека по Образу и Подобию, поэтому человек имеет великое достоинство, выше даже, чем Ангельское.
Ангелы могут нам завидовать? В хорошем смысле, да. Они не могут умереть за Христа. Мученики, которые умерли за Христа, стоят выше Ангелов. Ангелы Божие смотрят на нас и, с одной стороны, они ужасаются нашему безумию, что мы грешим, и в то же время они удивляются: как человек, который не видит Ангельского мира, может верить в Бога, верить в Богородицу, как человек может умереть за Христа. Мученики сразу причисляются в лики Святых, потому что это самое тяжёлое, что можно себе представить: когда человек имеет желание жить, но ради Христа идёт за Него страдать.
Мы с вами, когда идём по пути Божьему, нам самое главное доверять Богу и доверять Ангелу Хранителю.
Братья и сестры, когда мы видим Храм Божий, мы видим небо. Когда придёт Страшный Суд, Антихрист до этого будет соблазнять людей, и многие отпадут. Нам нужно знать Христа, чтобы Его узнать, когда Он к нам придёт. Он придёт к нам незаметным образом, он к нам будет приходить и испытывать нас через ближнего. Когда придёт Страшный Суд, то Лик Христов будет виден по всей земле одновременно, Христос предстанет перед всеми. Этот момент нам нужно желать и хотеть, потому что, если мы сделаем что-то тёмное и страшное в нашей жизни, то мы не будем этого желать.
Чтобы нам постоянно быть со Христом, нам нужно иметь связь с Ним и с Ангелом Хранителем, и только тогда наша жизнь станет настоящей, и мы не будем бояться смерти. Всё встанет на свои места, и мы будем целомудренными. Целомудренный – это человек целостный, в который соединены вера, любовь, душа и тело.
В заключении мы скажем, что сегодня память Архистратига Божьего Михаила. Есть Ангелы Хранители, есть Ангелы Ревнители и Каратели. Ангелы Божии на Небесах восхваляют Творца, поют «Святы Боже». Если мы будем тоже петь, то будем подобны Ангелам. Мы стоим в Храме и воспеваем Херувимскую Песню. Наша задача постоянно искать Ангельского образа.
Какие новости показывают по Небесному телевидению? Когда мы приходим в Храм, мы видим Небо, и во время Богослужения совершается самое важное, т.е. человек приходит ко спасению. Когда-то он погибал, но нашёлся, т.е. Бог оставляет 99 праведников и идёт спасать одну овечку. Когда мы, братья и сестры, видим нового в Храме человека, это значит, что там за порогом стоит Христос, который дотащил этого человека на Своих плечах. Но иногда Христос видит, как открываются двери Храма, и из них вылетает ошпаренный человек именно нами, нашим словом, нашим укорением или поучением. Человек должен говорить с Богом, а мы не должны ему мешать. Мы должны быть помощниками Божьими, а не Карателями.
Пусть каждый из нас сегодня в этот Воскресный день задумается и скажет, стоит ли мне так поступать, иначе Ангел Хранитель может уйти, и прийти Ангелы Каратели.
Помолимся.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Всем Ангела Хранителя! С Богом!               

21.11.2021 г.