Я не хочу судьбу иную

Галина Александровна Романова
Предваряя этот рассказ из раздела "Моё рабочее место" книги "Наш завод. Время. События. Люди", хочу сказать: как же это интересно - понять человека, суметь показать его красоту, дать ему возможность высказать свои взгляды. Его уже нет на заводе (заслуженный отдых), а остаётся память, в т.ч и благодаря книге.

Вот так рассказывает о своей заводской судьбе Татьяна Петровна Арлащенкова,
руководитель департамента продаж:

– По разным причинам и ситуациям приходили и приходят люди работать на завод, а для меня этот путь был предначертан семьёй, в которой я появилась на свет. Мои родители – Пётр Николаевич и Надежда Васильевна Цыганковы и сами работали на БЛМЗ, и своих детей – двух моих братьев и меня – направили сюда, быть продолжателями трудовой династии. И судьба моя оказалась навсегда связанной с Балашихинским литейно-механическим заводом, где сейчас работаю руководителем департамента продаж, который обеспечивает реализацию выпускаемой заводом продукции, контакты с заказчиками.

Свой трудовой путь я начала рабочей по подготовке производства сборочного цеха в 1968 году. С той поры прошло много лет, но первые впечатления незабываемы. Столько интересного, неизвестного. Огромные цеха, масса работающих станков со своеобразным запахом обрабатываемого металла. Конвейеры, малярное, гальваническое отделения. Литейное производство, различные лаборатории. Везде свой неповторимый творческий климат, приветливые люди. Безусловно, очень много хотелось узнать, увидеть, понять. Как из литых заготовок, штамповок, металлических труб, прутков рождается огромное количество крупных и мелких по геометрическим размерам, но очень сложных в изготовлении деталей, из которых в дальнейшем собирают авиационные тормозные колёса и сложнейшие агрегаты тормозных систем.

Довелось пройти все ступеньки карьерной лестницы: была рабочей, техником, инженером, потом начальником бюро планирования механического производства, начальником коммерческого отдела, директором по продажам авиационной техники. Каких-то особых, карьерных целей перед собой я не ставила, всё как-то шло своим чередом. Думаю, мною двигали любознательность, стремление чему-то научиться. Неинтересно ведь всю жизнь делать одну и ту же простейшую работу. Рос завод, усложнялась техника, росли люди, и я вместе с ними. Думаю, мне повезло, что на протяжении долгих лет на БЛМЗ рядом со мной находились необыкновенные люди: добрые, внимательные, порядочные, строгие, требовательные, но самое главное – ответственные. Общение в рабочем коллективе, со специалистами-производственниками высокого класса разных профессий, с мастерами, начальниками цехов, руководителями производств, специалистами технических служб многому научило как в техническом плане, так и в умении держать диалог с коллегами, обходиться без срывов и конфликтов. А ведь именно работу с людьми, например, Генри Форд считал самым трудным в его деле. Да это знает любой руководитель.

Работа на таком технически сложном предприятии, как БЛМЗ, сама по себе вызывает желание получить высшее образование. В принципе, у нас на заводе много людей и без высшего образования: опытных, квалифицированных рабочих. Много было и тех, кто стремился окончить техникум, институт, в том числе и без отрыва от производства, хотя это и трудно. Вот и я окончила Институт информатики и приборостроения (1985-1991) по специальности «Машины и технология литейного производства». Но для меня высшее образование было настоятельной необходимостью. Как же я могла вникнуть в детали производства, не зная основ технологии машиностроения, механической обработки металлов, авиационного материаловедения и т.д. Общение с коллегами, старшими товарищами, наставниками помогло мне успешно, не оставляя производство, получить высшее образование. Я очень признательна и благодарна всем учителям и наставникам, которые воспитывали и поддерживали меня на всём протяжении моей трудовой деятельности, учили глубокому уважению ко всем ветеранам и мудрости принятия решений. От них я научилась правилу – никогда не перекладывать свои ошибки на других или подчинённых. Надо всегда уметь признать их и извиниться перед коллегами или заказчиками. Многих учителей, к сожалению, уже нет рядом с нами, но их дела, их творчество от этого не меркнут.

Нельзя, работая на таком передовом предприятии, оставаться в неведении относительно стоящих перед ним задач, проблем и перспектив, считать, что начальству, мол, виднее. Все мы с гордостью осознаем, что ОАО «Балашихинский литейно-механический завод» – ведущее российское предприятие по производству титановых, алюминиевых, магниевых фасонных отливок, в том числе с возможностью высокоточной механической обработки. Заводом освоены тысячи деталей с поставками крупнейшим компаниям России, Норвегии, Швеции, Италии, Финляндии, Израиля и других стран. Специализация предприятия – серийное производство авиационных колёс, тормозов и агрегатов управления тормозными системами для гражданских и военных воздушных судов, в т.ч. самолётов Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-40, Як-42, Ан-124 «Руслан» и вертолётов Ми-8, Ми-26, Ка-50 «Чёрная Акула». По многим сверхсложным видам изделий ОАО «БЛМЗ» было и остается единственным в мире поставщиком. Вот такой спектр задач вызывает чувство гордости за родное предприятие, чувство ответственности за принимаемые решения, не позволяет расслабиться и остановиться в развитии. А в рыночной экономике действует жёсткое правило «Отстал – уходи из бизнеса!»

Одно перечисление номенклатуры наших изделий и комплектующих к ним заняло бы сотни страниц убористого текста. С реальным, полученным непосредственно в производстве, представлением о многочисленных комплектующих, деталях и узлах, включая их названия и шифры для сборочного производства, в дальнейшем мне легче работалось в планово-производственном отделе, затем в коммерческой службе. Хорошее знание продукции, изготавливаемой нашим заводом, технологического цикла её производства, сроков изготовления комплектующих и материалов сторонними организациями помогает избежать ошибок, а также легко найти общий язык с заказчиками – потребителями изделий.

Как правило, машиностроитель – мужская профессия, требующая определенного склада ума и характера. Казалось бы, женщине в этой профессии труднее, но в силу характера моей работы, где часто приходится общаться с разными людьми, мне женское начало только в помощь. Не в последнюю очередь поэтому со многими заказчиками у нас сложились традиционно многолетние партнёрские отношения. Думаю, не у каждого мужчины хватило бы терпения и такта убеждать клиента в достоинствах и преимуществах работы с БЛМЗ. Тут приходится идти на комплименты, быть немножко политиком, психологом, социологом и ещё бог знает кем. Об этом хорошо написал Карнеги в своей нашумевшей книге «Как влиять на людей и приобретать друзей». Часто убеждаюсь в том, что когда с делом не справляются мужчины, за дело принимаются женщины. Может быть, у мужчин более аналитический склад ума, зато у женщин меньше слабостей и прихотей, мешающих работе.

По мнению многих экспертов российская промышленность должна начать «новую индустриализацию». Сейчас акцент переносится на техническое перевооружение предприятий, внедрение цифровых технологий. Эти тенденции отразились и на деятельности БЛМЗ. В настоящее время наше предприятие переоснащает производство новым поколением оборудования. На БЛМЗ создано высокотехнологичное производство по механической обработке чёрных и цветных металлов и сплавов, расширяется поставка литья с механической обработкой, активно привлекаются к работе молодые специалисты и рабочие. В отношении участия нашего завода в обеспечении авиационными комплектующими, безусловно, радует, что поставщиком тормозных колёс и агрегатов для производства нового российского транспортного самолета Ил-76МД-90 на Ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» выбрано именно ОАО «БЛМЗ».

Как известно, большой объём авиационной техники российского производства эксплуатируется за границей. БЛМЗ входит в число поставщиков за рубеж тормозных колёс, агрегатов тормозных систем и других изделий, требующих регулярного технического обслуживания и периодической замены. В прошлом году объём поставок российского вооружения и военной техники на экспорт составил 15,7 млрд. долл. Поставки велись в 60 стран мира. Наша авиация – в цене за рубежом, очень много отечественной техники летает за пределами России. Отрадно, что в эту сферу вносит свой вклад и наше предприятие, получающее прибыль от экспортных поставок. Обеспечение военной техники изделиями производства ОАО «БЛМЗ» происходит через «Рособоронэкспорт» и предприятия, имеющие соответствующие документы. Обеспечение гражданской техники идёт по линии ОАО «Авиазапчасть». Однако подавляющая доля производственных мощностей БЛМЗ занята удовлетворением потребностей отечественных заказчиков.

ОАО «БЛМЗ» я считаю вторым родным домом и горжусь тем, что мой трудовой стаж стал частью копилки нашей семейной династии. А уж чувство патриотизма – это у нас семейное, в крови. Хотелось бы в заключение привести слова песни из кинофильма «Весна на Заречной улице»: «Я не хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».