18 декабря - память прп. Саввы Освященного

Галина Николаевна Николаева
     18 декабря Православная Церковь празднует память одного из великих подвижников монашества – преподобного Саввы Освященного (+ 532 г.)

     Будущий святой родился в 439 году в небольшом городке Муталаска, в Каппадокии (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец Иоанн был военачальником.
     Савве было пять лет его родители уехали в Александрию по делам службы отца, оставив сына на попечении дяди. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак, но тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.
     Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.
     В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений.
     Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако, тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».
     В этой обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

     По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе.
     С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.
     Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.
     Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа. Так возникла Великая Лавра.
     Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира.
   
     Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.
     Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню.
     Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).
     Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.
     В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве – отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.
     Святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами. либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.

     Достигнув блаженного безстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.
     В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.
     По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.
     Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.

     В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом – события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.
     С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).
     Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; и вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.
    Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.

     «В глубине палестинской пустыни, - говорит о преподобном Савве Освященном митрополит Рязанский и Михайловский Марк, - на половине пути от святого града Иерусалима до Мёртвого моря, в глубоком ущелье находится монастырь – Лавра Саввы Освященного. Именно там подвизался этот великий пустынник, молитвенник, слава о котором распространялась уже и в то время, и почитание которого в христианском мире продолжается до сего дня.
     Всякий, кто приходит туда, понимает, сколь велики были подвиги этого человека, который жил и трудился в таком месте. Летний зной, пустыня, нехватка воды, тяжёлые климатические условия – всё это делало подвигом одно лишь пребывание любого человека в подобном месте. Но именно эти места выбирали православные подвижники, люди, посвятившие себя Богу для того, чтобы удалиться от мира, чтобы потерпеть что-то ради Господа.
     И они терпели лишения, зной, голод, а когда-то – и холод, неся миру весть о Христе и творя за мир, погрязший в суете, свою усердную, тёплую молитву. Преподобный Савва Освященный не только подвизался в пустыне, но и оказал важное влияние на жизнь в целом Иерусалимской Церкви, а также на жизнь всех православных христиан.
     Преподобный Савва носит удивительное и, может быть, немного непонятное для нас наименование – Савва Освященный. С чем это связано? Дело в том, что монахи в то время, как правило, не совмещали в себе священный сан с монашеским званием. Они были просто монахами, которые подвизались, молились, трудились - но сами не совершали литургию, потому что не были рукоположены ни в диакона, ни в священника. Савва был одним из тех, кто получил благодать священства дополнительно к своему монашеству и потому стал именоваться Саввой Освященным.
     В наше время монах - носитель священного сана является обычным делом. Более того, все епископы в нашей Церкви, в Православии это тоже, как правило, монахи. И преподобный Савва был одним из первых, кто в себе совмещал и монашество, и священство.
     Его подвиг напоминает нам о подвиге терпения. Он ушел в ту пустыню, где подвизался Спаситель, и где Он проводил сорок дней в посте без всякой пищи. И сегодня приезжающий туда паломник не видит там особого великолепия, большого количества золота, каких-то особых удобств – там до сих пор просто, аскетично. Но даже стены, само место несёт в себе благодать подвигов Саввы Освященного, а также тех монахов, которые подвизались в этом месте вместе с ним и после него.
     Дай Бог, чтобы по его молитвам не иссякала монашеская жизнь – как в обителях Святой Земли, так и в наших обителях. Чтобы иноки, решившие отвергнуться от мира ради Господа, претерпевали всё, подобно Савве Освященному, неся миру свидетельство о Христе своей проповедью, своим трудом, своими подвигами и своим терпением. Аминь».

     На месте, где был похоронен святой Савва, ныне стоит усыпальница. А в усыпальнице мощи святого Саввы в гробнице из стекла.
     Еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.).   
     Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники.
     В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет и никогда не было электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир.
     В Крыму, на Украине, тоже есть большой монастырь, освящённый в честь Святого Савы Освященного и находится он в Мелитополе...
   
     «Радуйся, родителей благочестивых благословенный плоде».

     Тропарь преподобному Савве, глас 8:
     Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
 
     Кондак преподобному Савве, глас 8:
     Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия, же пустынный достохвален. Темже зовем ти: радуйся, Савво пребогате.

     Величание:   
     Ублажаем тя, преподобне отче Савво, и чтим святую память твою, наставниче мона;хов и собеседниче Ангелов.

     Молитва преподобному Савве Сторожевскому
     О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобне отче Савво! Днесь (во святем храме твоем) благоговейно предстояще пред святою иконою твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя заступника нашего.
     Почитающе же твое велие дерзновение пред Господем, смиренно молим тя, преблаженне: приими милостивно от нас хвалебное пение сие, от любве и усердия тебе приносимое.
     И, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя;царствующих и Господа господствующих, яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных, да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да низпослет вся полезная ко спасению душ наших.
     Всем же православным да низпослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей его, изобилие плодов земных, и да избавит всю русскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.
     Ей, угодниче Божий! Не презри молений наших, но услыши нас молящихся тебе, и под кровом заступления твоего сохрани нас (и обитель твою) ненаветны от враг видимых и невидимых, да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во Царствии Христа Бога нашего, идеже восхвалим с тобою и всеми святыми достопоклоняемое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Савво, моли Бога о нас.




Источник:
https://pravoslavie.ru/58196.html
https://filaretuos.livejournal.com/97328.html
https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-
prepodobnomu-savve-osvjashhennomu.html
http://ryazeparh.ru/index.php/public/692
-podvizhnik-iz-glubiny-palestinskoj-pustyni
-propoved-mitropolita-marka-o-
prepodobnom-savve-osvyashchennom