Безвестный подвиг. О книге А. А. Жуковского

Поэты Прозаики Приднестровья
БЕЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ
(о книге Александра Александровича Жуковского)

Получив в подарок книгу Александра Жуковского «Безвестный подвиг», долгое время, из-за суетливого ритма жизни, мне не удавалось её прочесть. Когда же появилось свободное время, прочла от корки до корки – взахлёб.

Много тем затронуто, много лет жизни вплетено в строки, многими чувствами пропитаны слова. Данный поэтический сборник – некая откровенческая повесть Человека, любящего жизнь, как женщину, со всеми её настроениями. Решиться на такую откровенность может, наверное, только настоящий Поэт.

В начале каждой главы – не просто эпиграф, а цитаты любимого поэта-жизнелюба – Сергея Александровича Есенина. Этот выбор однозначно характеризует позицию А.Жуковского как ценителя природного естества и душевной красоты, борца за справедливость, великого романтика и патриота.

В кратком стихотворении «Гордыня» Александр ёмко выражает своё отношение к одноимённой болезни, вернее одной из болезней, современного общества. Автор любит жизнь, но в четверостишии «Драма» сетует:


С людьми живёшь, а тянет в лес…

Там – тишь, здесь – «мемуары гейши»…


Такой дисбаланс между желанием жить и возможностью жить по-человечески, наверное, и рождает такие стихи, как «Звенящая пустота одиночества»:


одиночество багровое…

одиночество махровое…

Тишина – не град, а княжество,

Где твердыня – Человек…


Это стихотворение из главы «Временные трудности». Название говорит о том, что автору книги присущ оптимизм, что одиночество – временное явление.


Тема непризнанности поэта всегда воспринимается как личная трагедия. И тут дело не в желании прославиться, а в чувстве некой непонятости. Произведение «О рафинере, так и не вошедшем в богему» – это те точки над «и», которые доказывают отсутствие у А. Жуковского тягостных дум по поводу «багемности». Автору куда важнее тема «Преступления против материнства и детства»:
Клич современности:
Так кто пойдёт за «Клинским»?..
На молодёжь ты смотришь,
«Как солдат на вошь…
Как в каждом романтике, в сердце Александра живёт ребёнок, воспринимающий действительность за сказку, где есть положительные и отрицательные герои. Но поэт понимает, что современная сказка далека от тех, что ему читали в детстве:
«Сказка ложь», но в ней правду скрывали…
(ст-е «Я читал современную сказку»)
Это произведение предшествует следующей главе «Детские слёзы». А детские слёзы, как известно, самые искренние. Стихотворения этой главы раскрывают становление внутреннего, мужского начала:
Ты плакал до семнадцати…
Ты плакать разучился…
(ст-е «Детские слёзы»).
В ст-ях «Другая раса» и «На коротком поводке» раскрыто авторское отношение к нуворишам и людям их обслуживающих:
Они живут красиво, но недолго…
На коротком поводке
Короток протест…
«Точка в басне» – это не только снятие шляпы перед умением Крылова-баснописца высмеивать человеческие пороки, но и признание «о «прозе» по поводу дружбы»:
Слона взять хотел бы в друзья,
Но «лезут в глаза» только «моськи».
«Хотите начистоту?» – продолжение разговора с читателем по душам, возмущение циничностью и олигархичность современного мира:
Элита довольна вполне
Прозрачной повязкой Фемиды…
«Гребём под себя»… Изменить
Природу людей невозможно…
Следующая глава «Дожить до победы» раскрывает актуальные проблемы сегодняшнего дня: нам когда-то была дарована та самая победа и шанс на мирное процветание, но не сумели удержать. И теперь, как итог, раздробленные государства, находящиеся в анабиозе и в состоянии гражданских войн. И желание дожить до новой победы – уже не полученной задарма, а своей, заработанной, увы, потом и кровью…
«Блокада хуже всех коррозий
И неизвестность – яд» – реалии Приднестровья.
«Стандарт «братоубийственные войны»
Имеет устрашающие корни…
Гражданская война – глазницы окон
Пусты, а стёкла вырваны жестоко» – реалии Украины.
Автор называет себя и современников «Детьми смутного времени»:
Взрослят пинки и горе,
Учитель – смутный век…
На страницах этой главы Александр проявляет себя не только как истинный патриот, но и как человек, хорошо разбирающийся в политике. Он умело, с сарказмом говорит о Ельцине в «шапке-невидимке Мономаха», о зверской алчности американского президента:
Он заявил: «Нам нужен мир!»
Помялся и сказал: «Весь мир!»…
Следует заметить, что стихотворение 2006 года, но, к сожалению актуально и на сегодняшний день.
Власть и поныне первична.
Трон будто мёдом намазан.
Нет интересов неличных.
Лидер и «небо в алмазах»
Завершают главу сильные философские произведения «Размышления о Диогене» и «Чужая смерть»:
Переступают люди через трупы…
Их срок не долговечнее свечи…
В новой главе «Зима не хочет уходить» переплетены темы пейзажной лирики и нравственно-философская тематика:
Увы, всё тленно на Земле:
Враги, друзья и даже зимы…
(Ст-е «Зима не хочет уходить»)
Человеческое зло Александр Жуковский сравнивает с февралём «Обречённым растаять». Тем самым подтверждая победу добра над злом:
Сыграл злодея роль,
Но превратился в ноль…
Мастерски (всего лишь в семи строках!) автор сумел описать весну – любимицу есенинской строки.
О главе «Калейдоскоп улыбок» мне судить трудно, ибо мужской и женский юмор, известно, разнится. И, тем не менее, одноимённое стихотворение, построенное практически на одних наречиях и прилагательных, завораживает, хотя и высмеивает женщин.
Некоторые стихотворения или строки из них – готовые афоризмы:
Может ли женщина жить с крокодилом?
Может, коль есть у него капитал…
И романтично всё это и мило
В культовой книге про жёлтый металл…
Или:
Может ли женщина сделать мужчину миллионером?
Может, коль миллиардером он был до неё…
Глава «Упрямец» – это рентген души поэта, а четверостишие под тем же названием – снимок, на котором чётко виден внутренний стержень, твёрдый характер:
Он знал, что не достроит то, что начал.
Он знал, но всё равно упрямо строил.
Он сам себя строителем назначил,
Чтоб доказать себе, чего он стоит…
Ст-е «Когда кончаются патроны» – это «долгой памяти прочный конверт», воспоминания о расстрелянном родном г. Бендеры.
А нацизм распалился
И алчный свой глаз
В летний день положил на Бендеры,
И за день до вторженья
Был отдан приказ
О начале «грабительской эры»…
…В строках – боль, меж строчками – слёзы. Читаешь, и слёзы наворачиваются от того, что наше страшное прошлое лета 1992 года является для юго-востока Украины страшным настоящим.
В печальной стране
Правовых нигилистов,
Где пишут законы,
Чтоб их нарушать,
В краю олигархов
И алчных министров
Для «смертных простых»
Цель одна: выживать…
Заключительная глава «Храм любви» – не просто эпилог, а ещё одно подтверждение того, что любовь побеждает всё.
Любовь не ведает законов.
Она живёт, как зверь голодный.
Она сметает все препоны
Упрямо, зло, неблагородно.
Любовь – это оружие, с помощью которого можно победить любое зло.
Итак, мною прочитаны сто с лишним страниц… Авторское откровение получилось долгим, но интересным. А интересным потому, что чувствуется неподдельная искренность каждого слова.

Натали САМОНИЙ