Ассоциативные решения и архитектурные ассоциации

Таир Ольга
Ольга Таир о книге авторов
И. Л. Левина, Г. И. Панксенова, О. А. Лисиной
«Ассоциативные решения и архитектурные ассоциации в живописных композициях, созданных по мотивам литературных произведений», Нижний Новгород ННГАСУ 2021

Книга – учебно-методическое пособие по дисциплине «Ассоциативная композиция в живописи» для студентов вузов, обучающихся по направлениям специализации «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды».
Прежде всего обращает на себя внимание обложка учебного пособия. На обложке – цветная фотография учебной работы студентки 2 курса ННГАСУ Ксении Фоминой «Я птица, я Ангелица» (по мотивам стихотворения Елены Крюковой). Мы видим, что студентка, которая училась у педагога И.Л. Левина, свободно владеет поэтическим материалом; стихи Елены Крюковой вдохновили студентку на создание графической работы в области дизайна архитектурных сооружений. Ксения Фомина смело отрывается в графических фантазиях от земной тверди и свободно парит в своем проекте над городом будущего. Такое взаимное понимание в творчестве студентов, литераторов и преподавателей дорого стоит.
В первой главе пособия авторы рассказывают о разнице и о сходствах, которые существуют между иллюстрацией и ассоциативно-образным изображением на основе литературного произведения. Синтез искусств, архитектуры и поэзии, авторами пособия подчеркивается с самых первых строчек данного пособия. Об этом заявляет эпиграф, слова великого французского писателя Оноре де Бальзака : «Можно быть учёным с учёными, но с художниками нужно быть поэтом». Образы стихотворений, фресок, поэм Елены Крюковой свободно трансформируются во время учебного процесса в будущие творения из камня. Воплощение поэтического образа в виде нового здания случится не сегодня и не завтра, но надежда на появление такого фантастического здания реально существует.
Во второй главе пособия авторы представляют работу над образными ассоциациями в живописных композициях, созданных по мотивам литературных произведений, в практике образовательной деятельности вуза. Читатели пособия видят, что работа по созданию новых проектов ведется в вузе планомерно, не один год преподаватели и студенты изучают волнующие их живописные и литературные произведения, чтобы в результате синтеза искусств появилось оригинальное прочтение произведений известных талантливых авторов. Это могут быть современники студентов и признанные мастера живописи прошлых лет, мастера по созданию литературных текстов. Главное здесь – гармония, которая возникает между студентом, живописцем и поэтом. Именно гармония, взаимопонимание приводят к появлению нового графического проекта во время учебного процесса. Прекрасно, что взаимопонимание и гармония в творчестве приводят к созданию интересных проектов в области графического дизайна.