Свой маршрут - он самый надёжный

Галина Александровна Романова
Погода не даёт в эти дни расслабляться ни пешеходам, ни водителям. Снег, слякоть, вода, лёд... А у нас у всех свои марщшруты от точки А до точки Б.
Сегодняшний рассказ из книги "Наш завод. Время. События. Люди" как раз на эту тему. Поехали?
 
Юрий Орещенко,
водитель:

– Каждый проходит свой маршрут по жизни, и в то же время столько всего схожего в маршрутах людей! У нас с Александром Степановым главным маршрутом стал Балашихинский литейно-механический завод. Оба в семнадцатилетнем возрасте пришли на прославленный завод по путёвкам комиссии по трудоустройству при исполкоме Балашихинского горсовета: только я – в 1970 году, Александр Степанов – в 1977. Оба работаем сейчас водителями.

Вождение я освоил лет в 15-16. У родителей была «Волга» ГАЗ 21, вот я и находил моменты, чтобы сесть за руль. Потихоньку научился и водить машину, и ремонтировать, и беречь. Желание и прилежание к машине у меня появились именно тогда и остались на всю жизнь.

Папа был токарем на БЛМЗ в 14-ом производстве. Так тогда назывался цех №14, который теперь стал участком сборки агрегатов сборочного производства №916. Со своим отцом, моим дедом, он в 1932 году приехал с Украины строить завод. Поселились в посёлке Грабари рядом с заводом, с той стороны, где Объездное шоссе. После 8 класса я тоже на завод пришёл. Куда же ещё? Шлифовщиком к отцу в цех. В 1971 перешёл в гараж учеником автослесаря, а потом стал водителем.

Служил в Волгограде, возил начальника штаба дивизии ПВО. Вернулся из армии и 4 года в Москве работал, а потом всё-таки на завод опять пришёл: сознаюсь, жильё хотелось своё получить. Дату помню, когда на работу вышел: 31 января 1977 года. В гараж, конечно. Так в гараже (в транспортной службе) и работаю, а раз работаю, значит, нравится. Довелось, когда к отделу снабжения 17 лет был приписан, и в командировки поездить по разным городам: в Рязань, Тамбов, Ржев... Потом одно время главного инженера возил.

Стараюсь не нервничать за рулём. Сейчас машину водить труднее, чем самолёт! Слишком много машин на дорогах, слишком много неумелых напористых водителей. Надо во все стороны за всеми смотреть и предугадывать, кто и что нарушит в следующее мгновение. Опыт уже такой, что нутром чувствую, что хочет сделать другой «участник дорожного движения».

Завод мне всегда нравился коллективом, дружными людьми. Я был групкомсоргом, спортсменом, всегда в спартакиадах участвовал. Дружил с водителями гаража: с Владимиром Васильевичем Сморкаловым, который и сейчас работает на заводе, только дежурным на северной проходной; с Карповым Сергеем, Чекалиным Володей. Наши со Сморкаловым жёны в бухгалтерии работали. Моя – сначала в расчётной части бухгалтерии, потом в магниевом цехе №3, потом опять в бухгалтерии, оттуда и ушла на пенсию.

Спасибо руководству БЛМЗ за представление к награждению: как раз в год моего 60-летия получил Почётную грамоту Минпромторга РФ и звание «Ветеран труда».

Александр СТЕПАНОВ,
водитель:

Нашу трудовую династию на заводе начал мой отец Сергей Иванович Степанов, который работал на заводе с 1936 года. Он и в военные годы работал водителем в заводском гараже. Рассказывал, как однажды ему довелось везти из Горького станки для производства. Это была зима 41-42 года. Ночью на дороге сломалась машина. Мороз. Чтобы не замёрзнуть, отец ломал деревянные борта машины, жёг костёр, пытался найти поломку, завести грузовик. Пришла помощь, и груз был доставлен на завод. Имеет медали «За оборону Москвы», «Юрий Долгорукий». («Юрий Долгорукий» – это медаль «В память 800-летия Москвы», на лицевой стороне которой – изображение головы Юрия Долгорукого, внизу медали надпись: «Основатель Москвы Юрий Долгорукий»). Отец почти всегда работал на грузовой машине, а в последнее время, до пенсии, на которую ушёл в 1987 году – на скорой помощи при здравпунктах завода.

Мама Анна Михайловна работала в заводском детском саду. Брат Анатолий Сергеевич – в гараже. Брат Василий Сергеевич тоже работал в гараже. Муж сестры Владимир Аксентьевич тоже работал в гараже. Так что профессионально водить машину – это у нас семейное. Я уже и сам 40 лет в гараже, как раз в этом, 2017 году, дата исполнится 30 августа. Приняли меня вначале учеником слесаря по ремонту автомобилей, в 1978 году стал водителем.

Я уже в 15 лет получил юношеские водительские права. Мой сын уже в 6 лет сел за руль у меня на коленях. Однажды смешной случай был с моим внуком (следующее поколение). Уезжаем с дачи, его оставляем, а он: «Возьмите меня с собой…» Говорю: «Садись за руль – и за нами». А он мне: «Как, деда, я поеду, если у меня ножки до педалей не достают».

Кроме вождения – особый «кайф», выражаясь современным языком, самому отремонтировать машину. Я даже несколько «Волг» собрал в гараже. Вся жизнь с заводом, с его коллективом! Все дороги ведут на БЛМЗ! Так что иду по своему маршруту без отклонений и всем желаю, и заводу нашему тоже – с маршрута не сбиваться.

Свой маршрут – он самый надёжный, пусть и трудный! Хочешь двигаться вперёд – газуй!

P.S. И сейчас ещё опубликую два стихотворения о происшествии на дороге. пусть будет поэтическо-публицистическая "связка". Это "Навигатор" и "Вперёд!"