Учёный козёл. История одного эксперимента

Геннадий Нищенко
В старой тетради я нашёл стихи, написанные мной в марте 1991 года. Интересное было время: великая держава разваливалась на глазах... Не думал я тогда, что это стихотворение будет актуально 30 лет спустя.
Кстати, в тексте есть один хронологический ляп, который я исправлять не стал: думаю, читатели догадаются.

Мне говорил мудрец один знакомый:
"Когда ты повстречаешься с глупцом-
Не торопись сказать о нём худого,
И не спеши назвать его козлом.
Козла, пожалуй, я сумею научить
Читать, писать, плясать и говорить."

Я, не поверив, громко рассмеялся:
Ни грамоты с козла, ни молока!
Чему-то научить- ведь ты признайся-
Гораздо проще и дешевле дурака!"
"Не смейся, юноша,- ответил мне мудрец,-
Смотря какой козёл, смотря какой глупец.

Не тот дурак, кто ничего не знает,
А тот, кто ничего не хочет знать:
Умнее всех он сам себя считает...
Зачем примеры далеко искать?
Я знаю человека одного...
Постой, постой... А может быть, его

Нам поучить добру и смыслу жизни?
Всё буду делать я, а ты мотай на ус.
Наука эта в жизни пригодится,
Какой судьба не выбрала бы курс.
Пойдём-ка за козлёнком на базар;
Учить мы будем- человека и козла.

.
... Друг мудреца- хозяин кабинета
Уютного- и с креслом, и с ковром.
А на стене висят вождей портреты,
Сам восседает за роскошнейшим столом.
Да, видно по всему, что это- Властелин
Не только мебели и розовых гардин.

Мудрец ведёт себя как гость желанный:
Козлёнка ставит прямо на ковёр,
И поит молоком, и гладит неустанно;
Хозяин смотрит: что ещё за вздор?
С каких-то пор такой почёт козлам?
Быть поскромнее надо мудрецам!

А гость сказал: "В рогатом этом звере
Ты ничего такого не нашёл?
Секрет простой (и в этом я уверен):
Перед тобою- гениальнейший козёл.
В нём философского ума задатки есть;
А я так думаю, что по уму и честь.

Хозяин кабинета, ярость подавляя,
Сказал:"Ну, хорошо. Послушай-ка, старик:
Быть может, ты и прав. Но всё же я не знаю,
Где доказательства, что правду говоришь."
"Чего же проще: дай мне десять лет-
И о козле заговорит весь свет:

О том, что он родился даровитым,
И что не зря его учили долгий срок.
Уже сейчас две буквы алфавита
Он знает наизусть... А ну, скажи, дружок!"
Допил козлёнок молоко, и в тишине
Послышалось певучее: "Бе-е! Ме-е!"

Хозяин смотрит на козлёнка понежнее,
Но всё-таки сомненья доля есть:
"Какой же в этом прок? Ну, станет он умнее-
А дальше? Ведь уйдёт немало средств"...
"Окупится! Привяжем вдоль газона
На площади, что возле исполкома,

И будет травку он щипать, и говорить
Прохожим о научном коммунизме;
А малых деток будет он учить,
Что доживут они до райской жизни.
А заодно напомнит он, конечно,
Что принципы Вождей незыблемы и вечны."

Хозяину понравилась подобная идея
(Себя считал он будущим Вождём):
"Ну что ж, раз так, то средств не пожалеем
Зато мы с ним на пару попадём
В Историю... Учи козла, старик!
Я щедро заплачу; но только ты смотри:

Не вздумай обмануть! Я не какой-то шут
И насмехаться не позволю над собою.
А если всё же пакость мне подстроишь-
Сгною, старик! Со мною шутки не пройдут!
Иди и помни,- голос был суров,-
Что через десять лет встречаемся мы вновь!"

"Скажи, мудрец,- на улице спросил я,-
Зачем же ты на риск такой идёшь?
Иль раньше времени жизнь кажется немилой?
Ведь плетью обух не перешибёшь!
Всё просто, юноша,- последовал ответ:
Что будет с нами через десять лет?

Быть может, я умру, а может быть, Хозяин
Покинет свой роскошный кабинет;
Или мозги козлиные растают,
И опадут рога... Так будет или нет,
Ещё посмотрим; время пусть бежит,.
Покуда туго кошелёк набит."
(Продолжение следует)