Легенда о Чумбылате

Сергей Карпеев 3
Легенда о марийском князе Чумбылате (Чембулате)
(авторская легенда, написанная на основе марийских преданий)
____ ________ _____ _____ _______ _____ ______ _____ ____ ______ _______
 
Общая статья про марийские легенды - http://stihi.ru/2023/01/14/8212
      
 
Край Вятский:  холмы и долины,
Прогалины светлых озер,
Тайги одичалой теснины,
Охватистый мачтовый бор.
 
Где Немда средь Вятских увалов
Разлила лазоревый плёс,
Таится в урочище малом
Живой каменистый утёс.
 
Про камень бытует преданье,
Корнями из древних времён,
Что жил там в веках стародавних
Князь местных марийских племён.
 
В правленье его золотое:
В народе довольство и лад.
Он властвовал мудрой рукою,
И звали его Чумбылат.
 
Он с виду охотник и пахарь,
Кондовая сажень в плечах.
Не ведал позора и страха
В походных и ратных делах.
 
И если грозил неприятель
Марийской его стороне,
Вставал во главе своей рати
Верхом на буланом коне.
 
Дрожала земля от наскока
Его богатырских подков.
Был в сече он лют, и жестоко
Громил своенравных врагов.
 
Бил меч его огненным змеем!
И враг удирал со всех пят:
«Спасайтесь, спасайтесь скорее!
Нас бьёт богатырь Чумбылат!»
 
Прогнав супостатов, он снова
Жил мирно в своей стороне.
Но годы летели сурово –
Уже борода в седине…
 
Ведь век человека не вечен,
Пора уже в мир праотцов.
Созвал Чумбылат всех старейшин
Поместных марийских родов.
 
«Не плачьте, марийцы, внимайте:
Приходит мой смертный удел!
Но чаще меня поминайте
Средь ваших молений и дел!
Умру я – меня схороните
В утёсе, над Немдой-рекой.
Со мною коня заточите
Сбрую, да и меч боевой!
 
Но если в родные илемы
Нагрянет с войною орда,
На берег красавицы Немды
Ко мне приходите тогда.

Раскроется камень надгробный,
Я с помощью к вам поспешу,
Мечом своим огнеподобным
Всех ваших врагов сокрушу!»
 
Марийцы всё так и свершили,
Как им завещал Чумбылат.
В огромный утёс заточили
Коня и точёный булат.
 
Был в этой горе похоронен
Любимый их воин и князь.
И снова утёс был безмолвен…
Речною водою струясь,
Текла заповедная Немда
Меж вольных своих берегов.
А быль превращалась в легенду
Из древних забытых веков.
 
Но вскоре пришло лихолетье –
Нагрянула грозная рать.
Спешили марийцы, как ветер,
Патыра на помощь позвать.
 
«Вставай, Чумбылат, неприятель
Дозором у наших ворот!
Из каменных выйди объятий,
Спаси! Защити наш народ!»
 
Утёс над рекою раскрылся
В раскатах, дыму и огне.
В расщелине той появился
Патыр Чумбылат на коне!
 
В руке его меч изострённый,
Кольчуга на теле крепка.
Как вихорь, лихой, неуёмный,
Набросился он на врага!

Рубил и топтал, что есть мочи.
Бежал неприятель назад:
«Спасайтесь, кто смерти не хочет!
Нас бьёт богатырь Чумбылат!»
 
Едва только враг удалялся
С позором в пределы свои,
Тот час Чумбылат возвращался
К утёсу у Немды-реки.
 
Послушен был камень холодный.
Он меч в свои ножны влагал,
И в недрах горы самородной
Бесследно с конём исчезал.
 
Как прежде студёным накатом
Плескала о берег волна,
И эхом тугим, перекатным,
Молчала в ответ тишина.
 
Всё было бы ладно и гладко,
Однако в пустой похвальбе
Мальчишки решили с оглядкой
Позвать Чумбылата к себе:
 
«Вставай, Чумбылат, неприятель
Дозором у наших ворот!
Из каменных выйди объятий,
Спаси! Защити наш народ!»
 
Утёс над рекою раскрылся
В раскатах, дыму и огне.
В расщелине той появился
Патыр Чумбылат на коне!

Он ищет врагов…
А над лесом
Спокойная летняя тишь,
Лишь ласковый ветер-повеса
Тревожит в затонах камыш.
 
Нахмурился горный владыка
(Он звался Курык Кугыза).
На склонах цвела земляника,
Летела к воде стрекоза.
 
Отверзлись скалистые створы,
И внутрь поглотили его.
Мальцы неразумные вскоре
Опять начали баловство:
 
«Вставай, Чумбылат, неприятель
Дозором у наших ворот!
Из каменных выйди объятий,
Спаси! Защити наш народ!»
 
Утёс над рекою раскрылся
В раскатах, дыму и огне.
В расщелине той появился
Патыр Чумбылат на коне!
 
Не видится вражеских полчищ,
Зазря из могилы восстал.
Исполнен обиды и жёлчи,
Он долго у камня молчал.
 
Потом, словно колокол в высях,
Воскликнул в том Вятском краю:
«Не цените вы, черемисы,
Заботу и помощь мою!
Пусть ваши илемы и нивы
Сожжёт иноземная рать.
За дерзость такую отныне
Не буду я вам помогать!»
 
На грохот и грома раскаты
С округи сбежался народ.
Молили они Чумбылата
Хранить их от бед и невзгод.
 
Но поздно! Скала расступилась –
Людей суета ей чужда.
И тень богатырская скрылась
В подземных ходах навсегда.
 
Напрасно марийцы рыдали,
Лихие пришли времена:
Великие скорби, печали
Явились на их племена…
 
Как прежде был тих и безмолвен
Над Немдой скалистый утёс.
А в небе то месяц привольный,
То россыпь серебряных звезд.
 
То снег пуховитым покровом
Оденет гряды пихтачей,
То с рек ледяные оковы
Сойдут от весенних лучей.
 
Священную эту легенду
Марийцы доныне хранят:
Про камень замшелый у Немды,
Где их богатырь Чубылат.
 
И в пору цветущего лета,
В июньские светлые дни,
В священном урочище этом
Проводят моленья они.
 
В божественной роще – в кюсото –
Восходят дымЫ к небесам.
Дары от лесного народа
Приносятся в жертву богам.
 
Из них Кугу Юмо – главнейший,
Он добр, светлолик и богат.
И в этом небесном семействе
Марийский герой Чумбылат!
   
   
****** ***** **** ****** **** ***** **** ***** **** ***** *****  ***** ******
Священный камень Чумбылат расположен на берегу реки Немды в Советском районе Кировской области, по марийской легенде тут был в древности похоронен князь Чумбылат.
Чумбылат- Марийский легендарный богатырь, легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в Х – XI веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немда и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка).  Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель.
И в наше время в урочище Чумбылата проводят моления приверженцы традиционной религии народа мари.
Немда – приток Пижмы (бассейн Вятки).
Кугу Юмо (мар.) – верховный бог марийского пантеона.
Кюсото – священная марийская роща.
Патыр (с марийского) – богатырь.
Курык кугыза – горный старейшина, старик горы.
Илем – селение, дом.
Пихтач – пихтовый бор.
Кондовый – крепкий.
Сеча – битва.
Черемисы – древнее название народа мари, в переводе с тюркского означает «храбрый воин, храбрый мужчина».