Дембельский Новый Год. Публикация в газету

Умрихин Владимир
Пришла настоящая  зима и в наши заповедные края, обрядив берега красавицы Ветлуги снежным покрывалом.  Деревья и  улицы  в Воскресенском  в одночасье окрасило белым,  будто по заказу к Новому Году. И в который раз  мы  лелеем надежды на хорошее, что всё измениться к лучшему в Новом Году для каждого из нас, что придёт благополучие в каждый дом. И конечно напрягая память вспоминаем ушедшие от нас навсегда годы нашей молодости, и больше всего  счастливое время, которое украшало нашу  зрелую жизнь. Долго думал, какими  воспоминаниями поделится в канун  Нового  Года с  читателями нашего издания, по случаю замечательного праздника.  И решил вынести на всеобщее обозрение эпизод из армейской жизни, когда проходил срочную службу на Камчатке в том самом стройбате, о котором порой отзываются не лестно и как я думаю необоснованно. Но здесь речь пойдёт о пред новогоднем случае, можно сказать отвлечённом от повседневной службы, который имел место в моей армейской биографии.    
Подходил к концу 1968 год, и впереди был дембельский год, который  с нетерпением ждали и что не мало важно, надо было встретить его достойно. Прошедший год  оказался тяжёлым, и здесь нет ничего нового, потому как шло привыкание к армейской жизни, и тем более, что работал непосредственно на объектах. Траншеи, лом, лопата врезались в память на всю жизнь, но и обижаться тоже не стоит, что всё таки познал  все «прелести» тяжёлого  труда вместе со своими ровесниками по службе. Но встречал  дембельский год, уже   кочегаром, отапливая  управление военного строительства, как говорится определили в тёплое место. Это небольшое здание  в два этажа, где работали посменно с товарищем по службе, иными словами со своим годком. В обязанности кочегара входило подмена связиста на коммутаторе во время обеда, или по другим причинам. И в те короткие пребывания на коммутаторе, познакомились по связи с двумя матросами, которые были на постоянной вахте в дали от бухты. В глубине  долины  было пару скважин, из которых  качали  питьевую воду, на под-лодки и на другой транспорт на пирсах. Всё шло к Новому году, когда один из матросов пришёл на лыжах к нам в гости. В душевном общении  договорились поставить совместно брагу, дабы отметить столь значимый Новый Год, так-как в бухте был «сухой» закон. Матросам  платили всего 5 рублей в месяц на курево, а стройбат деньги зарабатывал и порой получали можно сказать неплохо, то есть были при деньгах. Так и порешили, с нас сахар, с матросов дрожжи. Прошло с неделю, и 30 декабря наши друзья пригласили на завтра к себе на вахту. Но у нас не было лыж, и флотские сказали по телефону, что недавно был к им вездеход, на котором доставляли раз в месяц  на вахту продукты , почту и всё необходимое. Ребята посоветовали пойти по следам вездехода, на что мы согласились, и на другой день после обеда вышли вдвоём с напарником из управления. При этом наказав связисту, что бы приглядывал за кочегаркой, и в случае проверки, наговорили кучу причин, в оправдание отсутствия. 
До заветной цели было примерно 4 километра, и молодость позволяла идти уверенно, причём бездумно, что может разыграться пурга, пока гостим у наших друзей. Вокруг были большие снега, и надо было идти по следу после гусениц вездехода, иначе окажешься по пояс в глубоком снегу. Стояла тишина, было ощущение, что мы одни на всём пространстве среди сопок, но тревожных мыслей не было. И вот показалась крыша домика, где нас встретили радушные хозяева. Когда зашли в помещение, то нас приятно удивило, что не было никаких сравнений с  солдаткой казармой, а напоминало обычный гражданский уклад, где было только необходимое для жизнеобеспечения. Две кровати, стол, шкаф, и печь, которую топили дровами, где  всё располагало для встречи дембельского Нового Года. Было отменное застолье, где нас угощали совместной брагой, и где  с удовольствием  отведали суп с зайчатиной, да и солёные грибы были на ура! Во время перекура, матросы показывали нам скважины откуда качают воду, дизели на случай, если не будет электричества. Было так здорово, что резались крылья после тягот армейской службы, после солдатской казармы, показалось нам раем!
Но всё когда заканчивается, и надо было собираться в обратный путь, что так не хотелось…Налили нам браги во фляжки, и другую посуду на дорожку, проводили сколько могли, и в добрый путь. Не сказать, что были пьяны, но всё же кровь играла, пели песни, и просто кричали в темноте, зная, что нас никто не слышит, кроме сопок при луне, и больших снегов. Было темно, но спасибо, что светила луна, да белизна снегов не позволяло оступиться со следов вездехода, хотя несколько раз случалось оказаться в снежных объятиях, но который раз выручала молодость. 
Никогда не думал, что огни береговой базы не обрадуют, так хотелось, что бы это продолжалось, и не последнюю роль видимо сыграла выпитая брага. И уже в своей части, среди сослуживцев, пришло отрезвление, что вернулись на круги своя, и что успели даже на ужин. Принесённую брагу отдали землякам, более близким товарищам, которые с удовольствием пригубили в честь наступающего  дембельского года.
Надо сказать,  что наши пред новогодние приключения остались не замеченными нашими командирами, что это осталось только в памяти на всю оставшуюся жизнь. И что бы, не сложилось негативного впечатления о стройбате, да и о армии в целом советских  времён. то приведённый здесь случай, это как исключение.  Служили, строили щит для страны, причём осознанно, что это так надо, понимая значимость военных объектов. 
Часто слышу в адрес старшего поколения, что пожилые вспоминают ушедшее время с добром потому, что там в прошлом была их молодость и только... Тогда почему, я с такой теплотой в душе, можно сказать с замирание сердца вспоминаю армейскую службу, тем более саму Камчатку? Хотя должен был с большей любовью вспоминать пред армейскую, цветущую Алма-Ату, где был юным. Но вспоминается именно Камчатка, с её пургой, порой проливными дождями на всё лето, с тяжестью армейской службы, как  что то потерянное, о чём грустит душа... 
Но вернёмся на нашу малую родину, в первозданный край,  в наше Воскресенское, где не менее комфортно, здесь в медвежьем углу! И видимо потому, что именно первозданность, дарит нам позитивное для души, что это наш исток, который нас вскормил, где наше начало-начал. Поэтому всё же есть объяснение, что  прошедшим  армейскую жизнь,  так дороги воспоминания о службе. Видимо потому, что у человека круто меняется уклад жизни, когда он уже не гражданский человек, когда впервые  одел форму. Где ты зависим от командира,  и от распорядка дня, где всё по уставу.
В заключении, от всей души поздравляю своих замечательных земляков, как района, так и живущих  в  Воскресенском, с наступающим Новым Годом! От всей души желаю благополучия, достатка, и просто земного счастья! Пусть всё будет хорошо у всех нас в Новом Году! 
 
                15 12 2022г.
 
На фото бухта финвал, где я служил. И которую закрыли в 1996 году,
по непонятным причинам, когда до америке рукой подать....