6. О некоторых особенностях творческой жизни

Евгений Карпов Ярославль
«Где? укажите нам, отечества отцы,
которых мы должны принять за образцы?»
                А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

 Влияние поэтического слова на умы и сердца людей, в условиях обретённой творческой свободы, неуклонно снижается с каждым годом, уступая своё место в сознании людей потребительским запросам и иным корыстным устремлениям. Однако, пока потребность в самовыражении и в пище духовной будет жить в людях, они будут стремиться к реализации своего творческого потенциала на этом нескончаемом празднике жизни, дабы заявить о своей причастности к творчеству и продемонстрировать миру свои творческие достижения.

 Положение дел на творческом поле можно сегодня сравнить с торговлей товарам, спрос на который неуклонно падает, а предложения на его поставку растут. Спрос на любой товар можно поднять, если создавать условия для его потребления и всерьёз заняться системным повышением его качества. И здесь мы подходим к главному вопросу творческого труда – вопросу о качественной оценке творческих работ. Сравнение творческих работ с обычным товаром может вызвать у некоторых авторов негативную реакцию, только не следует забывать о том, что в составе любого товарного продукта всегда присутствует творческая составляющая, а среди творческих людей я мало встречал откровенных бессребреников, готовых отказаться от выгодных коммерческих предложений. Более того, сама творческая среда стала сегодня высокодоходным источником наживы для предприимчивых людей, поскольку нет более благодатной почвы для наживы, чем неудовлетворенное человеческое честолюбие и тщеславие.

 Главным препятствием на пути повышения качества творческих работ является отсутствие понятных всем требований или оценочных критериев, применяемых для всесторонней оценки поэтического произведения, что приводит к неоднозначности оценочных суждений. Эта оценочная неоднозначность позволяет любому автору уверовать в свою творческую непогрешимость, требовать особого внимания к своим творческим работам и предпринимать усилия по их продвижению к читателю. Завышенная самооценка собственных трудов и тщеславные чувства подталкивают многих авторов к активным действиям, направленным на привлечения внимания к своему творчеству. Результаты подобных действий преподносятся авторами как доказательство  успешности и широкого признания. Только вот сами творческие  работы от  предпринимаемых усилий лучше не становятся.

 Любое творческое направление не может развиваться хаотично, без ориентации на лучшие образцы творческого искусства, без выбора приоритетных направлений развития. Решение этих основополагающих вопросов возможно только при участии и поддержке со стороны государства. Продекларировав в начале 90-х свободу творчества в стране, государство сняло с себя ответственность за положение дел в области культуры и ветры новых перемен стали разворачивать наши творческие приоритеты в направлении прозападных ориентиров.

 Давным-давно, в советские времена, мне довелось читать, размещённую в газете «Комсомольская Правда» статью Евгения Евтушенко о поэтическом творчестве, суть которой сводилась к тому, что каждый русский поэт должен придерживаться проторённой Александром Сергеевичем Пушкиным дороги и держать равнение на его творчество. Настали иные времена, и новые глашатаи свободы стали призывать к отказу и от проторённой Пушкиным дороги, и от  творческого наследия советского периода, с его социалистическим реализмом. Евгений Евтушенко уехал в США читать лекции по литературе американским студентам, а нашим молодым авторам предложили следовать курсом постмодернизма, предложив в качестве образца для подражания творчество Иосифа Бродского.
 Вот что поведал читателям ярославского литературного журнала «Мера» об Иосифе Бродском, Пушкине и постмодернизме один из ближайших соратников и последователей Бродского Евгений Рейн, посетивший  в 2012 году ежегодный Некрасовский праздник поэзии в Карабихе:

Вопрос: «Когда-то Гоголь сказал, что второе пришествие Пушкина будет не раньше, чем через двести лет… Этот срок уже наступил. Состоялось ли, по вашему мнению, пришествие нового гения? Может, это Бродский?»

Е. Рейн: «Некоторые называют Бродского гением. Я, его близкий друг, отношусь к нему с необыкновенной любовью и пониманием, однако я не люблю бросаться такими большими словами. Хотя Бродский произвёл большую… большую перемену в поэзии (боюсь слова «революция»). Он многое открыл…  Он пережил весь опыт развития русского модернизма, подключил опыт европейской поэзии, в основном – английской и американской, – и завершил путь русского модернизма.
 Наступила другая эпоха – то, что называется постмодернизмом. Постмодернизм допускает полнейший разброд, уравнивание всех стилей. Можно писать, как писали Ломоносов и Тредиаковский, можно –  как советские реалисты. Многие примыкают к так называемому авангарду. Это всё условные наименования. Они из словесного обихода критиков. Для поэта же главное – не направление. Талант – единственная новость, которая всегда нова. Талант есть выражение единицы поэзии. Личность поэта – вот что основное».

 Вопрос: «А есть ли сейчас яркие явления в поэзии?»

 Е. Рейн: «На мой взгляд, последним ярким явлением был Борис Рыжий. В 27 лет он покончил с собой. Но свою миссию он выполнил. Он написал свои стихи. Я думаю, он пошел на самоубийство, потому, что исчерпал свою линию жизни и не знал, что делать дальше».

 Это интервью позволило, некоторым образом, прояснить ситуацию с расстановкой приоритетов в современной российской поэзии, но, в то же время, породило и целый ряд новых вопросов о сути нашего времени, в котором приходится жить и творить молодым поэтам, о той миссии, которая непонятно кем и для чего на них возложена, об отношении реформаторов в области культуры к традиционным ценностям русской поэзии, о ярких личностях в современной русской поэзии, которые этих ценностей продолжают придерживаться, о целях и задачах людей, стоящих у штурвала управления отечественной культурой. Все эти заданные и незаданные вопросы подводят читателя к неутешительному выводу о том, что наше время порождает слишком много вопросов, ответы на которые предстоит искать в ближайшем будущем.

 Творчество Бориса Рыжего пропитано болью и горечью. Но где и в чём прикажете искать сегодня основу для позитивных строк молодому человеку с обострённым восприятием мира, если точно такая же боль и горечь сквозит в  поздних стихотворениях Андрея Дементьева и Николая Добронравова – поэтов великой советской эпохи. Но если боль поэтов ушедшей эпохи можно объяснить потерей страны, которая принесла им заслуженную любовь и признание народа, то боль Бориса вызвана, прежде всего, отсутствием всеобщего признания и всенародной любви.
 Из письма Бориса Рыжего Олегу Дозморову: «…хоть хорошие мы поэты, никто не любит нас – человечество слепое, то все его вина, мы погибнем, мы умрем, Олег, с тобой от невнимания…»
 В обществе, где нравственность и духовность постепенно сдают свои позиции под натиском потребительского спроса, зрение многих людей некоторым образом притупляется и ряды сторонников изящных искусств редеют с каждым годом. В сложившейся ситуации, выбор ведущей к людям дороги имеет для автора определяющее значение. Расчет на то, что «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас» не срабатывает. У меня складываются большие сомнения относительно успешного развития постмодернизма в России и обретения его последователями всенародного признания. Трудно сегодня завоевать любовь и внимание «слепого человечества» на притянутых за уши в страну западных ценностях, размахивая постмодернистскими флагами и согревая себя надеждой , что обретённая свобода творчества вознесёт сторонников новых творческих течений на вершины всенародной славы.

 Давно ушло от нас то время, когда государство помогало талантливым авторам в их творческом становлении, определяло направления развития творческого искусства, боролось с проникновением в страну чужеродных творческих течений. На смену государственному управлению культурой пришло время неограниченной творческой свободы, суть которой никто толком объяснить не может, однако подышать этим воздухом свободы захотелось многим нашим согражданам. Можно предположить, что государство сознательно пошло на такой шаг, дабы смешать все творческие голоса в одно общее многоголосие, на фоне которого даже самый талантливый голос никогда не будет услышан народом. Талант – это оружие обоюдоострое, и от него порой может исходить большая опасность для государственных устоев. Поскольку в поведении своём талант бывает непредсказуем, из его уст всегда следует ожидать и вольнодумные призывы, и пророческие слова, способные посеять в душах людей сомнения и надежды. Вступать с талантами в открытое противоборство совсем не обязательно. Всегда найдутся проверенные и простые решения, направленные на изоляцию талантливых людей от широких слоёв населения. И одно из таких решений подсказывает сама матушка природа. На поросшем сорняками поле трудно пробиться к свету культурному растению.

 Сегодня, творческое поле в Интернет-пространстве больше напоминает площадку для соревнований или поле для сражений, где игра ведётся без установленных правил и без выявления результата, а бои иногда разворачиваются похожие на настоящие. И на этом пространстве приходится вместе уживаться и людям талантливым, и людям с посредственными способностями, и людям откровенно бездарным. Появление новых талантов на этом пёстром фоне становится явлением мало заметным и уже не воспринимается в самой авторской среде как значимое событие или большая новость. Мне могут возразить, что помимо Интернет-пространства у нас в стране есть союзы профессиональных литераторов, со своими региональными отделениями, в обязанности которых входит… Однако, даже беглое знакомство с жизнью региональных отделений творческих союзов заставит любого исследователя усомниться в реальной значимости некогда мошной структуры.  «Всё смешалось в доме Облонских»

 Выступая перед читателями с подборками стихов наших современников, я всегда испытываю душевную радость, от восторженной реакции зрительного зала на предложенные мной творческие работы, но, вместе с тем, я с грустью отмечаю, что обычный наш читатель не в состоянии сегодня назвать имена поэтов, достойно представляющих наше сложное время. Выходит, что запрос на талантливые литературные произведения продолжает в народе жить, а вот с системным отбором имён и лучших произведений, с доведением их до читательского сообщества, в стране сегодня отмечаются большие проблемы.
 Однако жизнь не стоит на месте и происходящие в нашей жизни события ставят перед страной вопросы о необходимости нового пересмотра приоритетов во всех сферах общественной жизни, включая и сферу творческую, дабы, проснувшись однажды поутру, не оказаться нам всем в чужой стране, с чужой культурой, сокрушаясь об утерянных духовных скрепах.

 Все мы знаем из школьной программы стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Однажды в студёную зимнюю пору», которое подавалось нам в урезанном виде и завершалось словами:
… «Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Составители книг для детей поступают мудро, оставляя для восприятия  детским сознанием простую деревенскую картину, изображенную талантливым художником. Для повзрослевших детей и взрослых граждан имеется возможность самостоятельно ознакомиться со второй частью этого стихотворения. К великому сожалению, даже среди любителей поэтического творчества мне до сих пор приходится встречать людей, которые даже не догадываются о существовании эмоционального продолжения этого замечательного стихотворения:

На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

 На ежегодный Некрасовский праздник поэзии приезжает много разных гостей и у каждого из приезжающих есть своя определённая цель посещения. Одни приезжают отдать дань уважения великому русскому поэту и послушать стихи авторов, которые видят главную задачу творческого труда в служении стране и народу. Другие используют проходящий праздник в конъектурных целях, поскольку здесь можно заявить о своих личных творческих амбициях и обрести поддержку и покровительство у людей, наделённых определёнными полномочиями в творческой среде. Третьи пытаются разобраться в тех изменениях, которые происходят в творческой жизни столичного мегаполиса, дабы, своевременно отреагировав на них, примкнуть к новым течениям. Поэтическое творчество всегда отличалось своим многообразием творческих направлений, течений, стилей и форм. Между представителями разных направлений всегда велась и продолжает вестись борьба за влияние на умы и сердца людей, за доминирование на творческом поле. Эта борьба всегда обостряется на фоне обострения общественных противоречий. Меняются времена, меняются общественные отношения, меняются и взгляды людей на творческие идеалы.
Все эти изменения происходили и будут происходить во временном пространстве, пока не иссякнет тяга к творчеству у рода человеческого. А я, понимая и принимая неизбежность этих изменений, пытаюсь понять, зачем носители новых творческих идеалов, стремятся использовать подмостки, созданные трудом и подвижничеством великих людей, далёких от современных тусовочных распрей и споров. Я силюсь разглядеть ту духовную связь, которая может связывать представителей современных новаторских течений с носителями традиционных ценностей русского мира, с творчеством Пушкина и Некрасова, но все мои усилия являются напрасными, поскольку этой связи я не нахожу.
 К великому сожалению, нити временных связей далеко не всегда проходят испытание на прочность и могут легко обрываться под напором стихийных бурь. Любая смена общественного строя неизбежно приводит к разрушению старых систем управления, к пересмотру ценностных ориентиров во всех сферах жизни, включая и жизнь творческую. На волне происходящих перемен, к властным вершинам устремляются новые люди, со своими  ценностными ориентирами и творческими идеалами. Эти люди собирают вокруг себя новое окружение, демонстрирующее свою преданность новым творческим идеалам и новым вершителям творческих судеб. В целях привлечения внимания к новым направлениям и к новым идеалам обычно привлекают талантливых представителей этих направлений, но если отыскать таковых не удаётся, то для реализации поставленных целей используются трибуны и площадки, оставленные предыдущими поколениями, на которых совсем не обязательно вести разговоры об оставленном наследстве.
 Отображение окружающего мира, во всех его проявлениях, является главной задачей творческой жизни во все времена. По созданным авторами  творческим работам, последующие поколения будут судить об ушедшем времени и об авторах, это время представляющих. Независимо от выбранного направления или стиля изложения, автор всегда будет стремиться выразить лишь то, что спрятано в его сознании и в его душе, подбирая для выражения своих мыслей и чувств то словесное обрамление, которое его душа одобрит и примет. Но если в сознании автора нет глубоких мыслей, а в его душе нет выстраданных чувств, то и никакие новые формы и направления не смогут помочь ему выразить то, чего у него за душой никогда не было, нет и никогда не будет.