Лабиринты контр-инициации. Лавкрафт

Герман Соколов
«Древний фольклор, туманный, исчезающий и почти забытый нынешним поколением, носил сам по себе весьма необычный характер и, по всей вероятности, испытал влияние более ранних индейских мифов и легенд. Если кратко изложить суть этих легенд, то в них идет речь о скрытой расе монстров, которые прячутся где-то в районе отдалённых холмов - в густых лесах высочайших вершин и в тёмных долинах, где текут ручьи из неизвестных источников. Многие места в силу этого издревле считались нежелательными для поселения. Наиболее фантастическое объяснение природы этих созданий принадлежало индейцам. Хотя разные племена отличались своими легендами, но у всех имелось согласие в  главном: молчаливо предполагалось, что они не являются исконными жителями земли. Существа Извне … есть раса, по отношению к которой все остальные формы жизни представляют лишь её вырожденные ветви.  Их основное нынешнее обиталище - это до сих пор неоткрытая и почти абсолютно неосвёщенная планета на самом краю нашей солнечной системы, расположенная за пределами Нептуна и девятая от Солнца по расстоянию. Это есть объект, удостоившийся таинственного названия в древних и запретных рукописях  – Йюггот…». («Шепчущие в ночи»).

Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937) при жизни опубликовал всего один сборник рассказов, время от времени заявляя о себе в третьестепенной периодике, что не приносило ни дохода, ни популярности. Однако через тридцать лет его книги стали издаваться огромными тиражами, по ним снимаются фильмы, а коллекционеры на аукционах готовы выложить сотни долларов за любое письмо «мастера». 

В своих произведениях Лавкрафт создал собственную вселенную, весьма неуютную и пугающую, - разделённую на упорядоченный Мир Светового творения, в котором живём мы, и на Хаос, где царствует абсолютное зло. Вселенная, по Лавкрафту, управляется неведомыми человеку могущественными существами: богами Седой Старины («старшими богами») и Властителями Древности («изначальными»), враждующими между собой. Наш мир существует только потому, что в незапамятные времена боги Седой Старины победили Властителей Древности и вытеснили их за пределы реального мира в Хаос. Если Властители Древности олицетворяют собой абсолютное зло, то и богов Седой Старины нельзя считать добрыми. - Они просто равнодушны к людям. Согласно этой мифологии Властители Древности царствующие в Хаосе, ждут своего часа, чтобы вернуться в реальный мир, - и здесь у них есть помощники («тёмное братство», «маги Хаоса»), избравшие своим уделом служение злу, которые стремятся проделать бреши в магическом барьере отделяющем мир людей от Хаоса:

«…Жрецы поднимут из склепа великого Ктулху… тогда люди уподобятся Древним, тем, что явились на Землю когда-то со звёзд и станут без страха убивать друг друга, почувствовав вкус крови… и вся Земля запылает в огне экстаза и свободы».

Христианской церкви, как носительнице добра и истины, нет места на страницах произведений Лавкрафта. «Тёмному братству» противостоят только «белые маги», но они неспособны одержать «окончательную победу» над силами зла, потому что по мнению писателя она вообще невозможна. В качестве «завета древних» он предлагает книгу-гримуар «Некрономикон», якобы написанную неким арабом Абдулом Аль-Хазредом. В своих ссылках на этот труд автор был столь убедителен, что иные исследователи всерьёз полагали: такая книга на самом деле существует. Многие пытались её найти, как и города Архем, Данвич, Инсмут.

Популярность Лавкрафта среди европейских и американских интеллектуалов была столь велика, что некоторые литературоведы поспешили объявить его «отцом современной литературы ужасов» и даже Эдгаром По XX века. По их мнению он одним из первых смог совместить традиции старого европейского готического романа с более современными тенденциями фантастической литературы, став основателем нового направления.

Атмосфера таинственности постоянно окружала личную жизнь писателя. При активной переписке со многими литераторами и учёными, Лавкрафт сознательно мистифицировал своих корреспондентов, - ни один из них не видел его лично, как, собственно, и на фотографии. Всё это порождало множество самых невероятных предположений и домыслов. Достоверно было известно лишь то, что прямой потомок одной из салемских колдуний, закончившей жизнь на виселице в 1689 году, обитает в Провиденсе (штат Род-Айленд). – Спустя годы он вернётся на «родину предков», - в…Салем (ныне Денверс, пригород Бостона). Может быть именно там Лавкрафта стали посещать столь необычные сны?:

«Это был хаос, где неразличимые цвета воспринимались, как шум, а сплошной гул оборачивался сумеречным светом. Он не взялся бы строить предположения относительно физической природы или отношения этого хаоса к его, Гилмана, реальному существованию. Гравитационные свойства бездны представляли собой совершенную загадку. Он не шёл пешком, не карабкался и не плыл. Он не полз и не протискивался, но каким-то образом знал, что движется, причём движение происходило как с участием его воли, так и независимо от неё.
…Хаос был населён, если можно так выразиться, и даже перенаселён неописуемыми, незнакомых цветов и оттенков органическими и неорганическими формами, которые невозможно было сравнить с чем-либо». («Ведьмин дом»)
    
Подобные «картины», необыкновенно яркие и детальные, всегда ставили в тупик исследователей творчества писателя, но в наше время любой специалист медик сумел бы поставить диагноз: перед нами разновидность галлюцинаций возникающих после воздействия ЛСД или другого алкалоида, вроде мескалина. Неудивительно, поэтому, что пик интереса к произведениям Лавкрафта приходится на 60-е годы, когда Европу и Америку захлестнула волна наркомании. Тогда же его имя приобрело большую известность среди разного рода оккультистов: особенно в американской «Церкви Сатаны» Энтони Лавэя и «Обществе Асмодея». Появлению таких сект, как правило, предшествовали более «серьёзные организации», такие, например, как орден «Золотой Зари» (Golden Dawn), членом которого являлся «друг» Лавкрафта, Артур Мэйчен, а также Алистер Кроули и «Орден восточного храма» (Ordo Temli Orientis). Ни один шабаш или «чёрная месса» не обходятся без наркотиков. Более того, использование всевозможных зелий - древняя традиция многих оккультных братств. В состав двух наиболее известных средневековых колдовских экстрактов, так наз., «ведьминой мази», предназначенной для полёта (!) и «микстуры откровения», входили белладонна, дурман, белена, мандрагора, кожа жаб и саламандр…

«Хаос уже здесь. – напишет Александр Дугин в эссе «Слепые флейтисты Азатота». - Он вежлив и корректен в странных гипотезах «третьей научной революции». Он парадоксален и сух в постмодернистских социологических теориях. Он вызывает улыбку в рекламных роликах и фантастических сериалах. Он пикантен в «романах ужасов». Он банален в уфологических журналах. Он вызывает отвращение и брезгливость в противоестественных ритуалах современных сатанистов. Но истинный свой лик он пока скрывает. И лик этот страшен…».