Завод - это место прописки

Галина Александровна Романова
Так сказал во время моей беседы с ним Юрий Иванович Калягин,начальник цеха по производству алюминиевого литья БЛМЗ - предприятия авиационной отрасли.
(Из книги "Наш завод. Время. События. Люди".

– Завод для меня – место прописки. Если говорить ещё точнее, то место прописки – это цех по производству алюминиевого литья БЛМЗ, начальником которого являюсь уже более четверти века, а работаю в нём с 1977 года. Здесь всегда было моё рабочее место. Все эти годы дела, планы, заботы будят меня и зовут в цех. Забот много. Это коллектив с его опытными и молодыми кадрами. Считаю его мобильным, работоспособным. Он уже много лет выполняет те задачи, которые ему ставятся. Это своевременное обеспечение материалами, оснасткой, выплата зарплаты, исправность оборудования, производственный план. Да, забот много. Непроизвольно душа болит за производство, не могу его бросить, хотя уже и закалился за многие годы, и опытом умудрён. Вот и на новые площади переехал цех, уверенно обосновался в новом для себя 105 корпусе, 70 лет проработав в главном литейном. Если просят из учебных институтов показать литейный цех, то в цехе алюминиевого литья всегда и покажут производство, и расскажут, и на вопросы студенческие ответят. Да и не только на студенческие.
Вот, например, недавно интересовались, есть ли у цеха опыт фасонного алюминиевого литья для двигателей. Это связано с тем, что завод сейчас ведёт работу по подготовке выпуска малых газотурбинных энергоустановок на базе авиационного двигателя.
 
Конечно, опыт такой есть. Помните, в экспозиции нашего заводского музея отливку с надписью на этикетке: «22 февраля 1982 г. выпущена 3 000 000 головка Л-226»? Это головка блока цилиндров для двигателя автомобиля «Москвич-412», выпуск которой начали в 1971 г. Вспоминается такая история из тех времён, когда я был ещё начальником формовочного участка. Вхожу в кабинет Виктора Матвеевича Феоктистова, заместителя начальника цеха по производству. Он сидит за столом, обложившись книгами учёта, и останавливает меня у двери: «Не мешай! Вспомнил, что мы должны в этом месяце залить трёхмиллионную головку блока цилиндров. Выбираю из отчётов, какая же из всех залитых трёхмиллионная». И машет рукой на дверь: уйди, мол! Нужную отливку он нашёл, сообщил её номер – отчитался цех к праздничной дате. Работа идёт дальше своим чередом, но заводское руководство не забыло: дали цеху спецпремию. Как водится, надо было отметить это дело. Пошли после работы к начальнику цеха Алексею Николаевичу Крысину в гараж. В какой-то момент В.М. Феоктистов спрашивает у начальника БТК Валерия Михайловича Плавецкого: «А где она, отливка эта трёхмиллионная сейчас?» Тот весело отвечает, что забраковал её. Не успел В.М. Феоктистов возмутиться, как В.М. Плавецкий пояснил: «А иначе, каким же образом можно было её в заводской музей на экспозицию отдать?».

Если серьёзно, то фасонные алюминиевые отливки для разных двигателей в цехе, конечно, отливали. Это были заготовки для авиационных двигателей, для дизелей тепловозов, подводных лодок, надводных судов. Все эти отливки крупногабаритные, весом до 1 тонны. И все они относились к 5-ой группе сложности. Это связано с техническими требованиями к отливкам: герметичность, плотность литья, специфические методы испытаний. Для их заливки нужно было изготавливать очень сложные стержневые узлы и отдельные стержни. Очень ответственными были такие операции, как сборка стержневых узлов. Конструкция деталей была сложной: в одной детали были и очень тонкие стенки, и тепловые узлы. Номенклатура была разнообразная. Мы отливали блоки, головки блоков цилиндров, крышки звёздочек, отдельные корпуса.

Когда начали выпускать головки для грузового ЗИЛа, в цехе провели реконструкцию. Конечно, новое оборудование и позже устанавливали, постепенно вписывая в технологические цепочки. Например, для изготовления стержня «ленточка», который входил в стержневой узел легендарной отливки Л-226, закупили и освоили четыре английских стержневых автомата. Были и отечественные – павлоградского завода. Для заливки «головки» были установлены пятипозиционные карусельные машины итальянской фирмы «ФАТА». Оснастку делали сами, на заводе, с учётом привязки к итальянскому оборудованию. Был электромагнитный дозатор, который позволял автоматически вести заливку. Стенды гидровочные для проверки герметичности отливок проектировали специалисты БЛМЗ.

Мы и на Минский автозавод поставляли отливки для двигателя, пока там не открыли свой литейный цех. Для Коломенского тепловозостроительного завода отливали сотнями тонн алюминиевое литьё, потом передали всю номенклатуру для тепловозов на вновь построенный Каширский центролит. Жизнь подводит к тому, что нужны новые заказы, в том числе и двигателестроительного направления, а для этого специалистов готовить и беречь требуется. Мы стараемся удерживать коллектив, сохранять традиции, выполнять производственный план, помогаем друг другу. И взаимовыручка у нас есть, и династия трудовая имеется, и наставничество.

Знаете, сколько ещё можно рассказывать о рабочем месте начальника цеха!

P.S. Из поздравительного адреса генерального директора ОАО «БЛМЗ» Никогоса Симоновича Окрояна Юрию Николаевичу Калягину в связи с 70-летием (2019 г.): «Приятно от коллектива и руководства ОАО «БЛМЗ» в связи с юбилеем ещё раз выразить Вам глубокое уважение. Как бы ни менялись жизненные обстоятельства, Вы всегда показываете пример надёжности, ответственности, профессионализма и стойкости. 44 года на заводе, в одном цехе! Освоив такую уважаемую в литейном производстве профессию, как «формовщик», стали в ней настоящим асом, затем – старшим мастером, заместителем начальника цеха по производству и уже 25 лет возглавляете цех. Модернизация производства, опытные работы, выполнение планов, формирование надёжного коллектива – на всех направлениях Вы работаете эффективно. Вас ценят как человека слова и дела, как умелого организатора рабочих процессов, профессионала, эрудита и человека с открытым сердцем. Примите слова благодарности за Ваш труд, за преданность заводу. Пусть богатый жизненный опыт, мудрость и человеческие качества способствуют реализации Ваших жизненных планов и в дальнейшем. Здоровья, благополучия, счастья, добра Вам и Вашим близким»!