Видеть насквозь

Галина Александровна Романова
Как интересно складываются судьбы людей! Подчас человек неожиданно меняет и род занятий. Следующая моя героиня рассказывает как раз об этом. Просто не надо бояться: возможности у человека очень широкие. Читаем этот рассказ из книги "Наш завод. Время. События. Люди",раздел "Моё рабочее место".

Ольга Николаевна Борзых,
дефектоскопист рентгеногаммаграфирования 5 разряда отделения рентгеноконтроля центральной заводской лаборатории:

– Оказавшись в профессии дефектоскописта случайно, по объявлению в газете «Факт», позвонила в отдел кадров, и мне предложили, посоветовали пойти в рентгенлабораторию. Уже имею высший квалификационный разряд и стаж 7,5 лет, необходимый для получения с 45 лет льготной пенсии. Продолжаю работать на Балашихинском литейно-механическом заводе и не жалею о своём выборе, сделанном в 2007 году, потому что эта рабочая профессия до сих пор очень нравится и востребована.

В первый рабочий день мне показалось, что с моим дошкольным педагогическим образованием в новом деле не освоиться. Надо было научиться просвечивать отливки, проявлять рентгеновские снимки, расшифровывать их на негатоскопе или мониторе компьютера и (самое трудное!) квалифицированно давать заключение.
Вспоминаю всегда добрым словом ветерана лаборатории Ларису Евгеньевну Гамочкину. Это мой учитель и наставник. Именно она подсказывала мне, как и что надо делать. Посадили меня, например, впервые на расшифровку снимков. Взяла я рентгеновский снимок и растерялась, что на нём видно, какой дефект. Лариса Евгеньевна тихонечко подошла сзади и говорит: «Ты знаешь, опыт приходит не сразу, с годами. Придёт! Вот смотри, на что нужно обращать внимание». И всегда она так делала: спокойно подходила и разъясняла: «А вот это мы пропустим, а вот с этой плёнкой мы с тобой пойдём и разметим на детали место для исправления дефекта заваркой». Вот так она постепенно выучивала этой профессии многих. Эта её доброжелательность в сочетании с высочайшим профессионализмом, знанием своего дела на всю жизнь запомнилась мне. Когда к нам приходят новички (а нам сейчас очень нужны ещё рентгенологи), уже мы учим и стараемся делать это так же, как делала Лариса Евгеньевна.

Теперь я и сама уже стала наставником. Моя ученица Анна Архипова старается всё понять, разузнать, трудолюбивая, стремится к самостоятельности. Подбадриваю её: «Профессию надо любить, иметь желание работать – и всё получится». Теперь уже Аня спрашивает меня, как быть в том или ином случае.

В течение рабочего дня рентгенологи просвечивают отливки из магния, алюминия и титана на рентгентелевизионной установке «Экстравольт-225» на главной площадке отделения и на рентгеновских аппаратах РАП и РУП в цехе титанового литья. Отливки в зону просвечивания рентгеновской кабины подаются с помощью подъёмно-транспортных механизмов. Просмотр снимков, записи в журнале, оформление протоколов и заключений – так проходит рабочая смена. Руководители и представители цехов отслеживают результаты рентгеновского контроля, чтобы корректировать заливку и сдачу отливок для обеспечения плана производства, который сейчас значительно возрастает.

«Пропустить или не пропустить – вот в чём вопрос» – эта перефразированная строка из «Гамлета» описывает суть работы по расшифровке снимков. Чаще всего этот вопрос приходится решать самой, руководствуясь отраслевым стандартом. Бывает, привлекаю технологов-металлургов. В этой ситуации обращаемся к опыту Юрия Леонидовича Скорнякова, заместителя руководителя департамента разработки технологий литья – главного металлурга. Совместно с ним мы уже решаем, посмотрев технические условия, согласованные с заказчиком, требования по нагрузке, плотности к конкретно рассматриваемому месту, вспомнив «историю» поставки отливки. Такая практика экспертного решения была всегда.

В профессиональном плане трудновато работать в самом начале освоения этой профессии: понять технологию – режимы и зоны рентгенпросвечивания по технологической карте, научиться расшифровывать и размечать на детали места просвечивания и обнаруженные дефекты. Кстати, в отливках всегда есть дефекты, но только одни из них – допустимые, а другие относят к категории брака – исправимого или, что хуже, – неисправимого.

Каждый знает, что рентгеновское излучение может оказать вредное воздействие на организм человека, поэтому работающим предоставляется ряд льгот. На пенсию женщины идут с 45 лет, мужчины – с 50. Именно льготная пенсия, а ещё отпуск в 42 (!) календарных дня, привлекли меня при трудоустройстве. А ещё нам дают «спецжиры» – молоко. А ещё у нас укороченный рабочий день – семичасовой. А к вредности профессии надо относиться оптимистично. Наши ветераны работают в лаборатории с 18 лет и по сей день находятся в добром здравии. Кстати, последнее время у нас в отделении появились и мужчины, но для женщин эта работа, с моей точки зрения, больше подходит.

Наш начальник отделения рентгеноконтроля Наталья Николаевна Ревунова строго следит за соблюдением правил по охране труда. Каждый работник лаборатории имеет индивидуальный дозиметр. Случаев превышения установленных норм за всю историю применения этого метода контроля на заводе не было. Хороший уровень профессиональных знаний и навыков работы приобретается примерно за год. Вообще эта работа по своему содержанию ответственная. Это и понятно: поставляемые нами отливки идут в очень серьёзные изделия.

Мне нравится, что в этой работе можно и нужно постоянно совершенствоваться. Я пришла и работала вначале только на плёнке, потом переучилась на рентгентелевизионную установку, причём сама занималась её программированием. За счёт предприятия окончила курсы повышения квалификации, получила уже два сертификата в области неразрушающего контроля: вначале первого уровня, затем второго. Для рабочих второй уровень – это высший, третий дают руководителям, инженерам. Специальность очень востребованная, без этого вида контроля мы не сможем сдавать многие наименования отливок. Обладатель профессии дефектоскописта рентгеногаммаграфирования всегда будет с работой. У нас на заводе очень высокие квалификационные требования, и люди, отработав 3-4 года, становятся высококвалифицированными специалистами. Это делает работника конкурентоспособным на современном рынке труда. В перспективе нужны люди, которые смогут работать и с новой техникой. Мы положительно относимся и к получению сотрудниками высшего и среднего специального образования без отрыва от производства, так что для молодёжи может быть привлекательным иметь интересную рабочую профессию со всеми вытекающими из этого преимуществами и одновременно продолжать образование.

«Любить свою работу, работать с желанием, видеть насквозь» – это моё рабочее кредо. Главное – это желание работать, работать с отдачей, а не просто отбывать время. Тогда всё получится. Как бы плохо не было, а жизнь прекрасна. Всё в ней бывает. Приходишь на работу – и забываешь обо всём.