Политическое образование в немецкой школе

Армат Уважаев
В то время, когда в Росси ломаются копья в дискуссии о том нужна ли нам идеология, в Германии на протяжении многих послевоенных лет и до актуального времени ненавязчиво преподают "политику" немецким школьникам. Этот школьный предмет очень напоминиает урок обществоведения. Но только лишь напоминает. Задача этой статьи показать всем интересующимся проблемами школьного образования как решается достаточно деликатный вопрос преподавания "политики" школьникам от 10 до 19 лет. Основой для этой статьи является журнал министерства школьного и высшего образования федеральной земли Баден-Вюртемберг: Политика на школьном уроке. Этот журнал предлагает учителям и родителям варианты решения практических и теоретических вопросов, которые возникают в процессе политического образования школьников.
Российский читатель, который получает информацию о текущем политическом процессе в Германии, легко складывается впечатление о глубоком социально-мировозренческим кризисе в немецком обществе. Это очень ошибочное впечатление часто навязывается непрофессиональной деятельностью некоторых наших популярных журналистов. Беспорно, Германия с 1945 года не обладает полным суверинитетом и контролируется США. Даже отчаянные попытки Меркель вернуть в Германию хотя бы треть её золотого запаса, который хранится в недрах Федерального Банка США, не привели к положительному результату. Тем интересней погрузиться в так называемую глубинную Германию в недрах которой постоянно генерируются интересные идеи, которые очень отличаются от показного политического официоза. Достаточно взглянуть на комичные политические фигуры как канцлер - Шольц, министр иностранных дел - Бербок, вице-канцлер и министр экономики -Хабек или министр обороны - Ламбрехт. Но немецкий дух ещё теплится в структурах глубинного немецкого государства, которому всё труднее удерживать целостность и стабильность государственных структур. Римская империя или СССР прекратили своё существование не только по объективным историческим причинам, но и по причине ухода и дальнейшего невосполнения носителей социального и этнического кода. Исчезновение западной цивилизации по этой причине вопрос ближайших десятилетий. А пока, из 60 миллионов этнических немцев, этот код ещё сохранился среди большинства немецких чиновников, интеллигенции и обывателей, которые ещё в состоянии объективно мыслить по-немецки.

Передо мной не совсем свежий номер журнала -2014 год посвящённый одной теме "Война". Тема приурочена к столетию начала Первой мировой войны. Я просто убеждён, что российскому читателю будет очень интересно понять немецкую логику, которая заложена в матрицу германского менталитета в таком фундаментальном вопросе как война.

Структура содержания журнала:

Пункт А- необходимость объяснить, когда локальный военный конфликт перерастает в войну.

Пункт Б- попытка проанализировать и определитьть некоторые шаблоны свойственные войне, какие причинные мотивы приводят к ней, легитимизация войны в контексте её оправдания, её индивидуальные и социальные последствия, неизбежная кофронтация некоторых вопросов.

Пункт В- Может ли национализм стать причиной современной войны, как это случилось в 1914 году?

Пункт Г- взгляд на историческое будущее в контексте изменённого профиля не только понятия "война", но и её субстантивного содержания. Неизбежное изменение этических норм в связи новыми техническими возможностями ведения войны.

Практические советы в процессе обсуждения обозначенных выше краеугольных пунктов.

А-1. Для более наглядного понимания этой темы необходимо применить так называемую диаграмму связей или карту памяти, которая заполняется школьниками при осуждении темы : что такое война? ( мысли, ассоциации, исторические сравнения, примеры).

А-2. Школьники должны самостоятельно найти общее понимание что такое война.

А-3. На этом этапе учитель предлагает вниманию школьников, так называемый Хайдельбергский барометр конфликтных ситуаций.( с 2008 года все публикации немецкого института исследований конфликтов при Хайдельбергском университете выходят только на английском языке).

А-4. Обсуждение предложенных материалов и анализ локальных войн, которые остаются без внимания средств массовой информации.

Пункт-Б. Войны в истории человечества и возможные их причины: борьба за власть, борьба за жизненное пространство и его ресурсов, уничтожение не таких как мы. Роль исторической памяти и её увековечивание в памятниках, традициях и датах.

Б-2. Как обосновывались причины начала войны на примерах отечественной истории.
Первая Силезская война (1740—1742) происходившая в рамках войны за австрийское наследство, в которой столкнулись интересы государств Пруссии и Австрии. Формальной причиной войны была борьба за наследство между прусским королём Фридрихом великим и австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезией после смерти императора Священной Римской империи - Карла VI. А на самом деле, речь шла о переделе богатой своими людскими и хозяйственными ресурсами Силезии.

От автора этой публикации. Удивительно, но факт, что в дидактических материалах по этому пункту ни слова о национальном составе населения Силезии, а именно поляков, чехов, евреев и венгров. По сути это была колониальная война в самом сердце Европы!

Но вернёмся к теме. Школьникам предлагается проанализировать речь Фридриха Великого, обращённую к своим офицерам, где он объясняет причину Силезской войны: это не только борьба за международное право, но и поход за боевой славой.
В этот же момент, школьникам предлагается, как бы для сравнения, обсудить причины войны нацистской Германии против Польши. А именно, стремление Гитлера с помощью войны пересмотреть решения Версальского договора. Эта цель стала главной повесткой нацистской дипломатии благодаря которой были присоединены к Германии Саарланд, Австрия и Силезия. Однако нападение на Польшу это уже чистой воды агрессия и борьба за "жизненное пространство".

Б-3. Язык и интерпретация политической карты.

Б-4. Формы и символика военных памятников посвящённых Первой мировой войне.
И вновь авторское отступление. Я просто обалдел, что причины и результаты Первой мировой войны вообще не предлагаются для обсуждения, а сразу предлагается переключиться на военную политику нацистской Германии. Первая мировая война включена в список националистических войн, начиная с Наполеона и кончая Гитлером. Всё это сжато в нескольких предложениях с интересным разворотом. Оказывается, война 1813-1815 ялвяется антинаполеоновской освободительной войной. Но кто вёл эту освободительную войну ни слова. Спраедливости ради следует отметить, что эти материалы должен выбрать сам учитель.
Ну и Бог с ними! А вот заключительную часть журнала, посвящённая причинам и технологиям новых войн нашей с вами современности, я решил перевести полностью.

Технология будущих войн

В Германии многие надеются, что США сократят свой интернетшпионаж. Но больше всего это обрадовало бы правителей в Китае. Однако, тот, кто попадает в ловушку кибервойны. Технологии меняют мир. Технология производства оружия часто оказывается революционной. Порох разрушил замки феодалов. Ядерная бомба служит основным сдерживающим фактором даже для небольших государств. Боевые дроны разрешают войны одним нажатием кнопки. По крайней мере, с 1991 года в Интернете проводится самая амбициозная гонка вооружений. Тот, кто победит в ней, будет править миром. С точки зрения разведки Германия не важна для Америки. Ключевыми словами в мышлении сверхдержавы, когда дело доходит до ее разведывательной работы, являются другие – война в Ираке в 1991 году, Титановый дождь, Отряд 61398, кибератака на Эстонию в 2007 году. Эти термины иллюстрируют уязвимость современного мира, в котором все: от электроснабжения и водоснабжения до финансовых потоков и коммуникаций - компьютеризировано и доступно для проникновения извне. Вирусы и вредоносные программы могут нанести вред крупным городам и армиям, вызвать массовую панику, привести к краху бирж. В марте 2013 года американские спецслужбы пришли к выводу, что кибервойна впервые представляет для их страны большую угрозу, чем Аль-Каида и международный терроризм. История кибервойны начинается в начале 1990-х годов. В это время, в результате операции "Буря в пустыне" иракский диктатор Саддам Хусейн был изгнан из Кувейта. Из-за применения высокоточного оружия Ирак потерял уже в первую ночь войны все Центры управления, военно-воздушные силы, а также все радиолокационные станции и большая часть его зенитных позиций. Однако не только руководство Багдада было шокировано стремительным ходом войны, но и руководство Китая. Китайцы пришли к пониманию того, что им необходимо как можно скорее последовать примеру американцев в секторе высоких технологий. С тех пор миллиарды долларов были вложены в создание оборонительных и агрессивных возможностей кибервойны. Первый впечатляющий эффект произошел в период с 2003 по 2005 год в результате полной компьютеризации США. В это же время США подверглись мощной кибератаке из Китая. Еще более важным стало открытие подразделения 61398 Народно-освободительной армии Китая, в котором, как предполагалось, были задействованы несколько тысяч англоговорящих ИТ-специалистов, занимающихся шпионажем и саботажем компьютерных систем в Соединенных Штатах.Индия, Пакистан, Иран и Северная Корея также вкладывают значительные средства в возможности кибервойны. В апреле 2007 года, предположительно российские хакеры атаковали Эстонию. Им удалось одновременно захватить веб-сайты правительства, парламента, банков, министерств, газет и телерадиокомпаний. Это привело к кризисным ситуациям в Белом доме и НАТО. "Веб-война 1" показала, как конфликты могут обостряться в мире, где нет всемирной полиции. Израиль в свою очередь уничтожил благодаря кибератаке более тысячи ядерных центрифуг в Иране и отбросил ядерную программу страны как минимум на два года назад. В июне 2013 года Эдвард Сноуден опубликовал ряд конфиденциальных документов американской службы внешней разведки АНБ. (агентство внешней разведки). Они показали, что что западные спецслужбы используют программное обеспечение для сбора большого количества информации. Такая информация может быть полезной для выявления врагов и их планы.Однако, это нарушало гражданское право на защиту личных данных. В современной войне не раздается ни одного выстрела. Ракеты? Бомбы? Ревущие в небе истребители? Ничего подобного. Вражеские войска наступают тихо и скрытно: Они проникают через Интернет. Но последствия их нападения могут быть разрушительными: взрываются электростанции, прорываются трубопроводы, рушится телефонная сеть, отключается электричество. Весь город охвачен хаосом, вызванным компьютерным вирусом. компьютерным вирусом. Беспилотные летающие объекты (дроны) уже давно стали частью повседневной жизни в армии США (и это ещё в 2014 году!!!). Но не только в США: 87 государств уже имеют такие беспилотные системы, 26 из которых также обладают вооруженными версиями. Только в США различные виды вооруженных сил имеют 800 беспилотных систем - "плюс 12 000 наземных роботов". (Нарышкин и Патрушев-АУ!).

Этические проблемы использования дронов

Основной аргумент Министерства обороны США заключается в том, что боевые беспилотники этически нейтральны. Беспилотные вооруженные летательные аппараты ничем не отличаются по своему действию от пилотируемых. Какая банализация военной машины, которая казнит людей на большом расстоянии!!! В Германии такое оружие запрещено. Так роботы-убийцы легко получают разрешение на убийство, которое в скором времени может стать оружием массового поражения!

2014