Почему не нужно знать

Гари Вайс
Почему не нужно знать историю, литературу, философию и прочие искусства. И почему нужно.





Общепринятый консенсус диктует, что историю надо знать чтобы не повторять ошибок прошлого.

Это смешно по нескольким причинам -

Во-первых, мы не знаем подлинную историю - мы знаем ее версию.
Во-вторых, мы не знаем полную историю - мы знаем ее эпизоды.
В третьих, даже если представить, полное и подлинное знание истории нами - людьми не управляющими ничем - это бесплодное, бессмысленное знание.
И последнее - представим себя людьми управляющими всем - знание прошлого так же помогает нам предсказать будущее, как знание выигрышных билетов спортлото помогает нам выиграть следующий раунд. То есть.. никак.

Общепринятый консенсус диктует, что литературу и философию полагается знать, потому что это обогащает жизненный опыт, позволяет лучше ориентироваться в жизни, понимать ее процессы. Ну и на эмоциональном уровне - прожить множества жизней в своём воображении - побыть пиратом или, скажем, принцессой - кому как - мне нравится принцессой.

Это смешно по нескольким причинам -

Во-первых, что касается знания жизни - здесь нет авторитетов. Каждый человек живет жизнь один раз. Каждый начинает с одного и того же нуля. И живет, как получается. Делает свои выводы на основе своих удач, провалов, поворотов судьбы.
Может ли человек со своими поворотами судьбы научить меня жить мою жизнь с моими поворотами судьбы? Может быть что-то и может, но по большому счёту - нет. Иногда, соглашусь, полезно пройтись по буфету и надергать там разных идей. Но всё равно эти идеи следует потом или изменять, или отбрасывать примеряя их на себя.
Во-вторых, следовать примеру других людей, пусть даже и гениальных, это украсть у себя возможность своих ошибок, удач и открытий. Это почти преступление. И точно - неуважение к себе.
И в третьих, если нам необходимо третье - неужели мы не понимаем, что человечество не может придумать никаких новых сюжетов, за исключением полдюжины уже давно придуманных? Литераторы пообмельчали на фоне сериалов с компьютерной графикой (где хотя бы есть графика), а философы сидят у дверей ядерных физиков и молекулярных биологов, чтобы те им подбросили хоть какую-нибудь новую темку для размышлений.

Не совсем понимаю, что можно сказать о знании искусств. Наслаждение искусством - это прекрасно! Но их знание - это просто какая-то чудовищная нелепость. Это такая же тривия как знание биографий поп-звезд. “Культурный” человек поморщится от слов Брэд Питт и будет восторженно рассказывать про любовниц Пикассо. Не понимая, что это точно такое же дешевое позерство.

Уместно сказать, что количество различных крупиц знаний бесконечно и тут нужно быть очень строгим на фейсконтроле - пропускать только то, что на самом деле интересно. Например, я может быть и хотел бы знать, как производится фланелевая рубашка на ткацкой фабрике, но - честно говоря - не хочу.

Зачем же надо знать историю, философию, литературу и - ну хорошо - основные вехи в искусстве?

Ответ - для более эффективного общения.

По шкале интеллектуальных снобов, общение бывает на разных уровнях -

- примитивном - иди, сиди, возьми, отдай,
- примитивно народном - иди ****ь, отдай *****, и тд..
- менее примитивном - с участием, например, сложноподчиненных предложений и деепричастий
- образованное - в ход вступают иностранные слова, в четыре и больше слога
- культурное - с цитатами из общеизвестных романов, стихов, небрежным упоминанием великих имен, исторических событий, дат войн и т.д..

Но - это шкала интеллектуальных снобов.

Моя шкала -

- неэффективное общение
- эффективное общение

Эффективное общение включает в себя -
- знание языка как инструмента - богатый словарный запас, умение строить грамматически правильные фразы
- умение строить логические цепочки и причинно-следственные связи
- умение быстро говорить и быстро доносить суть
- умение слушать и понимать точку зрения собеседника
- умение вести разговор без желания показать себя с лучшей стороны (на это желание  обычно тратится невыносимое количество времени)
- желание интерпретировать слова собеседника с лучшей стороны


А знание истории, литературы и искусств - это вспомогательный материал для пункта три - для того чтобы доносить суть быстро. Как побочный эффект это придает речи оттенки и тона и делает ее привлекательной на эстетическом уровне. Что важно.

Другими словами, общеизвестные культурные мемы облегчают и ускоряют общение. И делают его ярче.

Ключевое слово здесь “общеизвестные”.

Это такие куски программы у нас в голове, которые активируются кодовым словом или фразой и проигрываются мгновенно в сознании без необходимости быть произнесенными.
Поэтому эти куски программы должны быть идентичными. То есть, мы все должны знать кого убил Раскольников, чтобы оно работало.

Ну например -
Звонит вам приятель и говорит “не отвлекаю?” А вы ему - “ну слушай, только ворона тут я на ель.. это.. взгромоздясь” (здесь еще важна подача) и сразу приятелю понятно, что вы делали и что он скорее всего помешал, но поскольку это было сказано мягко и смешно (намеренно искажено), то он понял, что это нормально. Всё это компактно уложилось в неполной фразе из общеизвестного мема. Плюс, все остались довольны собой, поскольку одновременно активированный код в нескольких головах психологически очень сближает.

В бытовом и достаточно пошлом смысле все эти общепринятые мемы надо знать, чтобы не быть профаном. Чтобы уметь поддержать разговор и быть вхожим в “культурное” (обратите внимание на кавычки) общество. Поскольку интеллектуальное позерство - это неотъемлемая часть общения в наше время, то надо быть просто при оружии. Просто и грязно. Чтобы псевдоинтеллектуалы считали вас своим. Что тут поделаешь - со всеми надо уметь разговаривать..

Хотя, признаюсь.. В последнее время у меня пропало терпение и желание быть вхожим.
На слова "Не читали ли вы Х?", я всегда говорю, "Нет!"
"Вы просто скажите что Вы хотели сказать", говорю я, "а наш спор мы оценим по силе наших доводов, а не чьих-то цитат."


Итог. Историю, искусство, литературу и философию следует знать, но не для того, для чего вы думаете.

П.С. Всё это не относится к наукам, которые знать действительно необходимо, потому что это и есть единственный источник знаний в нашем современном мире.